Искалеченные войной

Анна Куликова-Адонкина
 ПРОЛОГ

В гости на Родину, где он родился и прожил почти пятьдесят лет, приехал из Германии одноклассник и друг мужа Александр Кох. Это был его тринадцатый приезд в Казахстан. Убеждена, он единственный эмигрировавший на историческую родину в начале двухтысячных, совершал подобный подвиг. Прежде всего,  приезжал на могилу сына: Андрей погиб в автодорожной катастрофе, едва успев жениться и родить двоих детей. Он и жена Настя были чудесной парой. Им все завидовали. И такие же прелестные дети были Даша и Андрюша. Пяти и трёх лет.

В жизни случается, что родители второй половинки становятся ближе родных. Так получилось и у Саши с Настей. Конечно, сноха и её дети любили своих родных по маминой линии, но папины были ближе и роднее, тем более, что первое время они жили вместе. Когда их отец Андрей погиб, а дед собрался уезжать в Германию по вежливому предложению местного населения, он принял все меры, чтобы забрать с собой осиротевшую семью сына. Сколько порогов оббил, сколько бумаги исписал, скольких друзей привлекал, сколько скупых мужских слёз проронил?!

- Нет! Не положено. Мать русская, а отца-немца нет.
Везде был такой ответ.

Тогда Александр совершил ещё один подвиг - сумел перевезти сватов и сноху с внуками в Россию. Он знал, что там они будут своими.  Забегая чуть вперед, скажу, что в прошлом году дед и бабушка приезжали на свадьбу внучки. Она окончила медицинский институт и вышла замуж за хорошего парня, юриста. Живут в Омске. Любимый дедушка подарил квартиру. Это вторая причина приезда на Родину .

И третья - друзья, школа, в которой учился, опустевший и разрушенный посёлок, проезжая который у него всегда до боли сжималось сердце.

Вот так и живёт уже двадцать шесть лет: хорошо и комфортно в Баварии, где построил  коттедж, разбил замечательный сад; и с тоской о далёкой молодости, синих блюдцах  озёр, грибных и ягодных лесах, где они с мальчишками пропадали лето и осень, охотились на уток, гусей, рыбачили. И, конечно, о том, что сегодня он брал бы с собой на охоту внука, учил его любить природу. Тоска о нём живёт в его сердце.

Приехав в Казахстан, он не мог не зайти к нам. И в этот раз мы с радостью встречали гостя. Саша знал, что я пишу рассказы. И попросил написать об одном человеке, с которым его свела судьба. Его эмоциональный рассказ тронул меня. Думаю, не оставит он равнодушными и вас.

ПОЕЗДКА В ТАТАРСТАН. Часть 1

Александр ещё жил в Казахстане, но обещанный коммунизм всё не наступал. Наоборот небольшие поселения всё больше и больше превращались в жалкие аулы. Окончив сельскохозяйственный техникум, Александр прошел все ступени  профессии: был техником - механиком, заведующим МТМ, завгаром. Последнее  время назначили его главным инженером запущенного совхоза, бывшего отделением.

Вызвал его однажды директор и говорит:

- Александр, ты моя правая рука. Дела у нас идут неважно. И пришла мне в голову мысль отправить тебя в Татарстан. Есть  сведения, что там ещё производство «дышит». Хочу отправить тебя на разведку.

- Конечно, Аскар Темирбулатович, я готов выполнить Ваше задание.
Через несколько дней он прибыл в небольшой городок Туймазы ,где находился завод строительных материалов. А директор наказал ему попробовать провернуть дело по бартеру. И попал в точку.

Предложил Кох молоко, зерно, муку, а взамен попросил пластик для внутренней отделки, плитку, цемент, строительные смеси, краску.
Заводчане обрадовались. В начале девяностых трудновато у них с продуктами  стало:

- Ой, дорогой! - Подскочил директор, - небольшой, пухлый с узкими хитрыми
глазками.
- Всё есть. Давай договор скорее заключим! А мясо говядины, баранины у вас есть?
- Конечно!
- Наиль, неси документы. Да бухгалтера позови.

Раскраснелся голова, даже глаза шире стали. Руки потирает, повезло, выходит.

-Мы рады вам. Работаем честно. Будете довольны. И мы шашлыки - машлыки чаще кушать будем. В честь удачной сделки давайте пикник устроим.

Присутствующие поддержали руководителя, загалдели по- своему и принялись в соседней кулинарии чак-чак готовить, эчпочмак, хворост, мясо, овощи, достали ведёрный самовар. Видно, часто им пользуются, он даже блестит. И соседские отношения хорошие, уже пошли кооперативы плодиться, сами себе хозяева.
Когда всё было готово, отправились на небольшую речушку. На противоположном берегу- водопой для скота, а на этом, чуть подальше, где вода прозрачная, пляж, аккуратно посыпанный мелким песком.

И чтобы никому не мешать, шагов за двадцать в стороне, как в ансамбле «Березка», молодые деревца, словно по циркулю ровный круг организовали. Очень удобное место для отдыха. Хозяева раскинули скатерть - самобранку, подложили под себя неизвестно откуда взявшиеся подушечки (и гостей не забыли). Не спеша налили стаканы, чокнулись,  выпили, закусили…

Александр к спиртному с детства не приучен, попивал чай со сливками из ведёрного самовара, улыбался. Смотрит, чуть в стороне сидит крепкий мужчина, красивый, лицо как хорошим архитектором вырезано, волосы седые. В разговор не вступает, ничего не пьёт. Увидел, что Кох на него смотрит, спрашивает:

 - Ты немец?
 - Да.
 - Поговорить с тобой хочу.
 - Я не возражаю…
 - Отойдём.

ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР. Часть 2

- Я с Украины, с Волынской области. Историю немцев по переселению в Россию знаешь. Если с самого начала брать, то идёт оно со времён княжны Ольги. Но самое грандиозное переселение положил манифест императрицы Екатерины. Первая колония была отправлена в Поволжье в середине восемнадцатого века, а через сто лет, вторым рейсом, отправили нас в Волынь. Эти земли находятся на Севере Западной Украины. Принадлежали Польше. Существовали самостоятельно. Наконец в двадцатых годах прошлого века присоединили их к Украине, и вместе с ней к СССР.

 - Земли там благодатные, наше поселение через несколько десятков лет превратилось в райский уголок. Нам выдали небольшие субсидии и землю, и мы построили дома, разбили сады, занялись земледелием и скотоводством. Нужны были и работники других профессий. Отец мой кузнецом был, а я у него молотобойцем. Семья у нас небольшая. Мама болела, и кроме меня, детей у них с отцом не было. Нужды мы ни в чём не знали.

 - А напротив жила многодетная семья Риссов. Старшая дочь, Эмилия, на три года младше меня. И сказать, что красивая, значит, ничего не сказать. У неё были золотые волосы до пояса. Уже это делало её девушкой из сказки. Синие, широко расставленные глаза, обрамленные загнутыми ресницами, оттеняющими волосы, завораживали. Мы с детства с ней дружили. Родители уходили на ферму, а я, когда было время, помогал ей по дому, двух братьев уму-разуму учили. Мы уже взрослые были, а как брат и сестра друг к другу относились. Но у меня в душе тайно огонь разгорался от её золотых волос и скромной улыбки словно нарисованных губ. Однако чувства свои скрывал. И она глаза опускала, стоило мне комплимент сказать. Увижу на ней новое платье, не удержусь:

 - Как оно тебе идёт!

Она покраснеет, отвернётся:

 - Ну, что ты, Фридрих, меня смущаешь?
 Прошло время, и я не выдержал. Как -то мы сидели на скамеечке возле дома, глаза закрыл, обнял её за плечи и, задыхаясь, прошептал:
 - Люблю тебя!

Она прижалась ко мне, как мышка, и молчит. Долго молчала. Потом высвободилась из крепких рук, головку набок склонила, тихо и хитренько так говорит:

- А замуж возьмёшь?- и хотела убежать.

 Я удержал. Она в моих глазах в ангела превратилась, только вместо крыльев золотые волосы ветер раздувал. Схватил девушку, и тело своё не чувствую, только её -стройное, упругое, пахнет чистотой и чем -то до боли родным. А через месяц мы поженились. Вся деревня удивлялась, как мы друг к другу относились. Не заведено было чувства на людях проявлять. Но мы забывали об этом.   Через год родила мне Эмилия сына. Егорушкой  назвали. Ещё счастье безмерное на сердце легло.  Когда ему исполнилось восемь месяцев, началась война.

ВОЙНА. Часть3.

 - Ничего страшнее в моей жизни не было. На мою землю тяжёлым армейским сапогом шагали тысячи убийц, вооружённых до зубов. А с другой стороны готовы были растерзать вчерашние друзья и хорошие соседи, называя нас не иначе, как фашистами. Это было только начало. Война приближалась.

Сельхозпредприятия начали угонять на восток скот. Меня назначили старшим, со мной ещё человек десять крепких мужиков. В их числе и мой отец. Приступили к делу. Коровы не доены, голодные, ревут, а ещё громче я кричу:
 - Эмилия, родная, береги сына, береги нашего Егорушку!!! И жди меня!
Женщины хватаются за своих мужей, рыдают, рвут на себе волосы, плачут растерянные дети.

 - Только мы скрылись за горизонтом, подогнали паровоз с теплушками, и началась депортация немецкого населения. В чём стояли, в том их и запихивали в вагоны, в которых перевозили телят. Куда хотят вести, что с ними будет, никто не успел узнать: начался  артобстрел. С неба летела смерть. Кто-то не успел заскочить в вагон, падал как подкошенный. Кто-то пытался из вагонов выскочить и убежать от бомб. Но это мало кому удавалось. Воздушной волной Эмилию контузило и она, не выпуская сына, покатилась под откос. Пробегавшая мимо односельчанка выхватила ребёнка из её рук и успела заскочить в последний вагон.

- Об этом мне рассказали земляки, когда кончилась война. Мы ещё были в трудармии, только перевели сюда, в Туймазы, на завод. Здесь я встретил  знакомого, который рассказал, что депортированных привезли в Казахстан, в город Караганду. Здесь та женщина, что спасла моего сына, сдала его в детдом. В какой, он не знает, а она недавно умерла. Всем, кого сюда привезли, ехать некуда. От нашей деревни остались груды кирпича, мусора, искорёженные деревья. Эмилия тоже погибла. Во мне бушевали невыразимые чувства. Отец погиб в трудармии, мать и жена во время артобстрела. И только горел огонёчек в груди, что жив сын, моя кровиночка. Я поклялся себе, что найду его.

ПОИСКИ СЫНА. Часть 4

Теперь у меня появилась конкретная цель. Наступили пятидесятые годы, и нам разрешили передвигаться. Я объездил всю Карагандинскую область, все детские, сиротские дома и интернаты. И не по одному разу.
Стоило мне лечь спать, как в ушах нарастал вой фашистских бомбардировщиков, видел падающую с неба смерть, бегущих женщин, прижимающих малюток к груди, детей, подростков и взрослых. И на этом диком фоне слышал крик жены: «Найди сына!», «Найди сына»!

Но надо было жить. Окончил вечерний техникум, и меня назначили механиком завода. Я женился на хорошей, симпатичной женщине. Муж её погиб на фронте,детей не успели завести. Но не смог я осчастливить её: ложусь в постель с ней, а чувствую обволакивающие волосы Эмилии. Она это понимала и не стала меня неволить. А я каждый отпуск, свободный клочок времени, ехал в Казахстан и искал Егорушку. Входя в очередное детское заведение, чувствовал, как сердце сжимается от волнения:а вдруг я его сейчас увижу? И судьба сжалилась надо мной. Одна пожилая нянечка небольшого детдома предположила:

 - А, может, та женщина, что спасла вашего сына, его на свою фамилию записала?Это был такой прорыв в моих безысходных поисках, что я готов был расцеловать эту милую фрау.

 И пошёл я теперь по второму кругу. Но уже по документам… И нашёл сына! Трудно было поверить в это. Прошло более тридцати лет. Егор окончил институт и работал главным инженером металлургического комбината. Накануне встречи еле дождался утра. Оно было серое, мозглое, но вахтер уже стоял возле проходной. Он долго не пропускал меня, но увидев слёзы в глазах, сильно удивился и, видимо, сжалился. Подозвал какого-то служащего и попросил провести гостя в кабинет директора.
И вот я у последней черты, которая разделяет меня с сыном. Директор, человек моих лет, приятной наружности, приветливый велел принести кофе, расспросил о жизни, нужде, которая привела к ним. Узнав, рассказал много хорошего о моём сыне. Потом встал, крепко пожал руку и искренне сказал:

 - Спасибо за сына! Прекрасный специалист и хороший человек!

 Я ничего не успел сказать, как открылась дверь, и вошёл рослый, стройный молодой человек. У меня перехватило дыхание: он был копия матери, только волосы  мои - темные.

 - Вызывали, Николай Петрович? - Вежливо, но с достоинством спросил он.
 - Приглашал! - Улыбаясь, ответил шеф. - Узнаёшь этого человека?
 Егор внимательно и отрешённо посмотрел на меня . Помолчал и спокойно сказал:
 - Извините, пожалуйста, нет…
И тут я, конечно, не выдержал, соскочил, кинулся к нему, и меня затрясло от волнения:

- Сынок, родной, наконец я нашёл тебя!!!

- Отец!? - растерянно откликнулся сын, вглядываясь в меня синими материнскими глазами. - Что я мог помнить в восемь месяцев? А сколько слёз пролил, когда после войны за детьми приезжали мамы, папы, родственники, а меня словно с другой планеты скинули. - И он отвернулся, пытаясь скрыть волнение. Я повернул его к себе:

- Сынок, всё расскажу. А главное, почему мы больше тридцати лет не могли встретиться.

- Вот что, - вмешался в разговор Николай Петрович. - Какой здесь душевный разговор?  Дома отца с женой познакомишь, внучатами. Душу отведёте, родственниками себя ощутите.

- Спасибо, - разом сказали мы, и взволнованные, полные впечатлений,  отправились знакомиться с семьёй сына.

В ГОСТЯХ У СЫНА. Часть 5

Жили Миллеры, как записали в детдоме малыша, в девятиэтажном доме, на втором этаже. Квартира была небольшая, двухкомнатная, но очень уютная, ухоженная. Жена Екатерина Михайловна преподавала в школе русский язык и литературу.

В семье было два сына погодка - Дима и Карл. Когда  Егор  представил им меня как деда, ребятишки прижались друг к другу и тихо прошептали: «Здравствуйте!». Я выложил подарки: игрушки, книжки, коробки шоколада. Они, глядя друг на друга, заулыбались, и стали потихоньку подходить ко мне:

- Вы живой? Вас не убили на войне?

- Нет, мои дорогие. Я убежал от них. И очень долго искал вас, мечтал обнять!
И тогда старший Дима протянул ко мне руки. Я схватил его, прижал , и против воли почувствовал, как глаза наполнились влагой и, не удержавшись,слезы потекли по щекам. Потом приласкал Карлушу и подошёл к невестке.

Стройная, с пышной короткой причёской, она наблюдала за картиной встречи деда и внуков,  белозубо улыбаясь. Её глаза излучали доброту. Она мне понравилась. Было видно, как любит мужа и детей. Катя подошла ко мне и тоже обняла, сказав дружелюбно:

- Добро пожаловать! Мы счастливы, что вы живы!
 И сердцу стало ещё теплей.

В общем, с тех пор, после стольких потерь, я почувствовал себя вновь счастливым. По два- три раза за год приезжал со своего Татарстана в Казахстан. Помогал, чем мог. Инженеры и учителя в то время получали мизЕрные зарплаты. И моя помощь была кстати. А мне одному много ли надо было?

***
Помолчав, Фридрих потухшим голосом продолжил:

- Однако не рождён я был для счастья. В сорок лет рак забрал моего мальчика. Это такой удар, пережить который было не просто.  Взял отпуск и прожил с вдовой и внуками, потому что видел, как им тяжело. Катя превратилась в пятидесятилетнюю женщину, потеряла интерес к жизни, и только забота обо мне и детях заставляла её жить и работать.

Возвратившись домой, взял кредит и отправил внукам. На похороны ушло много денег, а детей надо было кормить, одевать, обувать, учить. Но всё это было ерунда по сравнению с тем, что я потерял ещё одного родного человека. На следующий год мы с Катей поставили памятник Егору. Я привез песок, жена посадила цветы. Подойду к памятнику - молодой, красивый! «Боже, за что?». И хоть мужик, а слёз удержать не мог. Это же моя кровиночка. Я потерял последнее…

Прошло ещё года три. Катя и дети звали к себе жить. Но понимал, что и тесно нам будет, и не такой уж я древний. Да и привык жить один с памятью о родных людях.

НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА. Часть 6

Дело шло к пенсии. Директор завода держался за меня как за палочку - выручалочку. И куда не приглашали на более высокооплачиваемую работу, всем отвечал коротко и сердито:

 - Никому не отдам, сам зарплату повышу.

- В восьмидесятых меня, как передовика производства, включили в группу туристов на экскурсию в Германию. Познакомились мы с её достопримечательностями, походили по музеям, поездили по городам. Последний день провели во Франкфурт-на- Майне, где нам выделили несколько часов, чтобы походили по магазинам, бутикАм с целью покупки подарков, сувениров. И тут случилось непредвиденное.

Я оглянулся и увидел на другой стороне улицы женщину с золотыми волосами:

 -Э-ми-ли-я! - закричал я, не подумав, мало ли похожих людей. Но она остановилась и посмотрела в мою сторону. Земля ушла из-под ног, и я полетел через дорогу, раскрыв руки, как крылья. В голове успело промелькнуть, что хоть на старости лет мы будем вместе. Я буду целовать её золотые волосы. И вдруг, в какой -то момент, почувствовал, что с её стороны идёт волна препятствия. Но я уже был рядом, обнимал её, целовал, шептал:

 - Как же я соскучился по тебе! Мы теперь никогда не расстанемся!
Она смотрела на меня ласково, слушала как хорошо знакомого друга, которого давно не видела. И только сказала:

- Я думала ты погиб…

Мы зашли в кафе. Я не мог оторвать глаз от любимого лица. Мне казалось, она нисколько не изменилась: такой я её видел во снах многие годы. Здесь она рассказала о своей судьбе после нашей разлуки. Когда состав ушёл, немцы ходили среди лежавших на земле, и штыками определяли жив или мёртв. Она уже пришла в себя, и её с другими угнали в Германию. Работала у бауэра, нянчила его детей, ходила за скотиной. Но, к счастью, не долго. Приглянулась соседу, и он взял её в жёны. С тех пор фрау Эмилия живет в большом красивом дому хозяйкой, родила двоих детей, уже внуки подрастают:

- А как же я? Ты моя жена?

- Прости! - Сказала она. - Уже ничего не изменишь. Питер тоже мой законный муж, хороший человек и семьянин. Дети, внуки…Бросить их? Я помню тебя и нашу жизнь на Украине. Но дороги назад нет. Вы с моим первенцем Егорушкой остались в другой жизни.

- Как мне было больно!? Этого не передать. Их не было рядом, но я жил с ними, со светлой памятью о них. А слова Эмилии резали по - живому. Но что сказать, что возразить!? Поцеловал её волосы, и чтобы она не видела искаженное болью лицо, чуть не бегом кинулся к своей группе. Она меня не окликнула…

- Вот так и живу один,  давно на пенсии, но завод - мое единственное детище. Спасибо, что выслушал старика. Словно камень с души свалился. Ненадолго, правда…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Глава 7

- Вот так, друзья. Слушал я собеседника, а у самого глаза на мокром месте были. Проклятая война, что она с людьми сделала? Думал, последний раз не только видел, но и слышал о Фридрихе. А хоть и большая земля, совсем недавно встретил общего знакомого. Спрашиваю:

- Как там дед? Жив ли?

- Был живой. Лет пять назад интересовался им. Ребята рассказывали, как он ежедневно на завод приходил. А ему уже за восемьдесят перевалило. Одному подскажет, другому поможет, третьего поругает. Обойдёт весь цех, поговорит с людьми. Редкий человек, стальной закалки и широкой доброты. Наши иначе, чем лидер, его не называют. Внукам дома помог построить.
Они его не забывают, приезжают в гости. Вот тогда он становится лет на тридцать моложе.

Я порадовался за него, и хоть словом решил отблагодарить за душу прекрасную. Не для себя, для других должен жить человек. Его правило.