Учитель - ученик

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация  на Проза ру 2018 09 30


   *Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".


______________ Видела цель:

Очередная часть «Силы слова…» - ко Дню Учителя.

Конечно, публикаций к такому празднику и без меня будет много,
а свой вклад внести хочется.

Окунувшись в архив, вдруг обнаружила старый черновик - начала века.
Тогда (под псевдонимом – «Зачем вам мужской псевдоним?» - недоумевал редактор…)
посотрудничала с одним центральным педагогическим изданием. Вроде был взаимный интерес, взялась писать «в тему».
Планы менялись. О черновике забыла начисто.
Отыскав, задумалась – в ключе
                «нашлась баушкина потеря, что с ней делать теперя»?

Итог: немного переделав - но не завершив (сейчас недосуг,

                оставила «рассказчиком» мужчину)

решила опубликовать на Проза ру эту зарисовку –

да, к первому воскресенью октября.

Кажется, кое-что интересное тут есть – на размышление. И «подбор» – хоть в другой форме.
Первоначальная-то задумка была прозрачна:
школе не хватает мужчин… почему юноши не идут в педвузы… как бы сориентировать?

____ Опять проблемы с выбором рубрики – не знаю, что это. Внутренний голос подсказывает: не публицистика... Ну и ладно.


__________________Всех с грядущим Днём Учителя!

"Мы все учились"(с)

Учителям – спасибо!
Здоровья, терпения, благосостояния!


             Лидия Кузьмина-Сапогова

                УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК


_______ Перефразируя:
детей надо учить
с момента рождения их учителей.


______ Мой юный родственник собрался в педагоги!
 
«Хочет стать ууучителем», - прорыдала по телефону его тётушка.
Родители в прострации, не могут определиться: выбор сына не мил многопричинно, наступать на горло не хотят.
Собираются семейные советы, зовутся на помощь все неравнодушные и авторитетные. К таким отношусь я.
Наш завтрашний абитуриент зашел ко мне, вернее, «был послан» - и мы посвятили вечер беседе о его профориентации и примыкающим к ней темам. Войдя, он вызывающе спел – на старый мотив, перевернув Демьяна Бедного:
 
Как родная меня мать
Провожала,
Как тут вся моя родня
Набежала:

«А куда ж ты, паренёк?
Мы в тревоге!
Не ходил бы ты, Ванёк,
В педагоги!

Кадры (жизнь свою губя),
Чай, найдутся.
В Минобразе без тебя
Обойдутся.

Поневоле ты идешь?
Аль с охоты?
Ваня, Ваня, пропадёшь
Ни за что ты»!

Смеялись. Атмосфера встречи явно стала покомфортней.
Буду здесь называть его Ваней, раз уж так.

__ Из Маршака:

                «- Учитель задал мне вопрос:
                Где расположен Канин Нос?

                А я не знал, который Канин,
                И указал на свой и Ванин...» ________


Не пытаться отговаривать, несмотря на родственные просьбы, разобраться беспристрастно – моя установка.
Слушал, высказывался сам, искренне стараясь со своей колокольни понять причины, оценить возможности, найти дороги.
Убедившись в моей безвредности да лояльности, Ваня пришёл «вторижды» и далее – уже по доброй воле… даже охотно.

Несколько вечерних родственных бесед.
 
Мне действительно было интересно:
понял, что передо мной практически взрослый человек (только опыта пока…),
мальчик вырос, а главное – не только «родственное тело», но и душа, мы станем настоящими друзьями.
По мнению многих, друг – «кому всё могу говорить», «при нём можно думать вслух». К тому идёт!
Ни он, ни я в дискуссиях не склонны к давлению, глухоте, не считаем собственное мнение безупречным и неприкосновенным - что обнаружили к взаимному удовольствию.

Расскажу лишь кое о чём «обсуждённом».

Жаль, нет под боком «своего» учителя для предельно честной беседы, чтобы узнать точку зрения сопричастного - «с поля боя».

У большинства из нас есть дети -  по разным возможностям ума да сил их надо воспитывать-учить, мало кто остается безучастным к вопросам воспитания-обучения вообще и «кому доверить чадо» в частности.
Актуальность темы не меркнет, в поколениях – лишь приспособление к новым реалиям.
Влияние, оказанное на ученика тем, кто (по уникальному стечению обстоятельств) становится его воспитателем и педагогом, невозможно переоценить – каждый оставит свой след.
Да - один, забудется – сам собой или от нежелания помнить, а другой (и недолго пробыв-то рядом), поминаем в семейных легендах не одного поколения.
 
Моя бабушка - на 9м десятке! с уважением и нежностью говорила о своих учителях из ЦПШ. Её нет уж лет 30, а я передаю воспоминания по цепочке.

Но знаю и тех, кто отчаялся залечить полученные в детстве тяжелые раны – и лишь старается пореже вспоминать.
Это два полюса. А между ними?

__ Итак: пили чай, делились мнениями. Я не хотел ничего навязывать, первой задачей считал узнать и понять, потому говорил поменьше (чем тянуло), а слушал предельно внимательно.
- Решил?
- Твёрдо! Невзирая на подколы вроде «ума нет – иди в пед». ЕГЭ – уверен! - сдам с нормальным результатом, теоретически могу и попрестижнее стезю выбрать. Ты против?
- Отнюдь. Имеешь хорошие шансы.
- Я не для того, чтобы получить высшее образование доступным способом – мол, в педвузах рады мужчинам, а потом в министры двигать. Не функционером стать хочу! А работать с детьми. Мне нравится. Вот такой я ненормальный.
- «Ненормальный» – ты не говорил, я не слышал. Думаешь, призвание?
- Уверен. Вокруг твердят: статус низкий, зарплата тем паче, нагрузка сумасшедшая и прочее. Для того иду, чтобы менять всё к лучшему. Сам настрадался. Многое в современной школе нуждается в изменении.
- Кто бы спорил…
- Вот ты еще советскую заканчивал, что скажешь?
Я задумался.
- Ого! Глобально ж – про школу вообще. Мы сегодня не охватим. Давай пока только про учителей: я две школы посещал, одну до седьмого класса, другую до выпуска, десятки педагогов на себе почувствовал. И вузовских…
Перед тремя готов снять шляпу и преклонить колено. С дюжину – реально уважаю. Около того – приемлемо…в целом. Остальные… От просто равнодушных до опасных для детской, да и взрослой психики, были такие, оставили шрамы на всю жизнь.
- Опа, у меня примерно так же! Знаешь, ничья профориентация в классе не вызвала столько толков.
- Одобряют или?
- Частично. У нас в классе нет шишек и мешков, то бишь особо высокопоставленных и денежных наследников, ну и люмпенов. Народ адекватный. Географиня – наша классная – тоже в теме. Я на собрании высказывался. Они слушают, не давят. Свое мнение никто не скрывает – хоть про, хоть контра. А я готовился, солидно выступал. Начали от печки: кто это вообще – учитель?

Он достал пухлую тетрадь.
- Вот у Даля:

__ «учитель, учильщик» – наставник, преподаватель; профессор; обучатель. «Ученик» – обучающийся чему-либо.

В «Русском толковом словаре» (В.В, Лопатин, Е.Л, Лопатина) – 2005 г издания - «учитель»:
1) Тот, кто обучает чему-н., преподаватель
2) Тот, кто является высоким авторитетом в какой-н. области, имеет последователей.
«Ученик»:
1)Тот, кто учится в школе или профессиональном училище
2)Тот, кто учится чему-н. у кого-н.
3)Последователь чьего-н. учения (во 2 знач.); тот, кто изучал что-н. под руководством кого-нибудь.__

- Согласен?
- Да.. Но это основа. О моральном долге тут ни гу-гу, об ответственности колоссальной. Юные души и все такое.…
Наша литераторша мне предложила сделать подборку об учителях в мировой литературе – кого вспомню, я тут накопал.
Но сначала пробовал вспомнить исторически реальных.

Поехали!

Аристотель воспитывал Александра Македонского. Уж не знаю как… Результат меня лично не впечатляет.

Дальше. Луций Анней Сенека был воспитателем Нерона. Впоследствии по приказанию питомца покончил жизнь самоубийством. Тоже не отрадно…

Жуковский может гордиться: крепостное право отменил его подопечный.

Так… Песталоцци, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, Корчак. Титаны. Тут про каждого отдельно можно часами…

А! Лицейско-пушкинские явно были на уровне, плоды их трудов сами за себя скажут. Как Александр Сергеевич потом их вспоминал! «Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена». Такое заслужи, попробуй. И Арина Родионовна у него была на зависть.

Лев Толстой учительствовал - неплохо, по-моему. И писал «для того». Но потом что-то отошёл.…

Ну, с историческими я не закончил, собираю.
А теперь литературные.
Интереса ради решил не только учителей учитывать…ха, созвучие, но и воспитателей, и где о школе говорится – пошире взял.
Меня многие вопросы интересуют, потом систематизирую – личность педагога, методы и прочее, плюсы-минусы.

Из детской - Мэри Поппинс у Памелы Трэверс.
Девочка эта…забыл… из «Мехового интерната» Успенского. А, Люся Брюкина! Наш человек!
Марк Твен – «Том Сойер». Школа той поры…
Учительницы Эмиля и  Пеппи у Астрид Линдгрен.

Кристина Нёстлингер, «Долой огуречного короля»: ______________ «В том году уроки у нас вел Бауер. Он мог сто раз объяснить все, что мне непонятно. А вот Хаслингера, если я чего-то не понимаю, уже не спросишь. У нас с нимотношения – хуже некуда. Я, очевидно, действую на Хаслингера как красная тряпка на быка. При моем появлении он прямо звереет».

- Знакомо?
- Не редкость.

- «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла! Классно!
 
Там Рыбный Деликатес рассказывает: «мы ходили в школу в море. Учителем был сущий Змей Морской. В душе – Удав! Между собой мы называли его Питоном». И поясняет: «ведь мы – его питонцы». Сожалеет, что  «так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это». Там учили Чихать и Пихать, арифметике – Почитанию, Уважению, Давлению и Искажению»; Истерии с Биографией, Смех – и Грехческому языку, Нимфологии… «Все – от Арфы до Онеги»! Старая Мурена учила «Рисковать Угрем и прочей муре – ну, там, Лживопись, Натюр-морды, Верчение Тушею». Словесника они с Грифоном зовут порядочным Жуком, который им все уши прожужжал. И всех учителей - проподавателями в связи с текучестью состава – «каждый день кто-нибудь пропадал». Ладно, повеселились – дальше пошли.

Тут еще…Силен и Дионис…это из мифов, подробно не смотрел.

Гомер в «Одиссее» поведал, как Ментор воспитывал Телемака, сына Одиссея. В его образе юношу сопровождает сама Афина!
- Так сказать, мудрость из первых рук… Позже у этого синонима наставника появилась ироническая – как минимум – окраска.

У Грибоедова:
___ «Наш ментор, помните колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья».

- Запишу. У Рабле Гаргантюа учили Тубал Олоферн и Понократ.

Вокруг Митрофанушки – Кутейкин, Цыфиркин, Вральман.

- И как же снова не вспомнить Пушкина?
- Да, да! «Судьба Евгения хранила…». Месье, сменивший мадам,  «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил».
- И «мосье прогнали со двора».

- Угу… В «Капитанской дочке» стремянной Савельич пожалован в дядьки за трезвое поведение, а парикмахер-солдат-учитель месье Бопре был выписан из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.

____________ «Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски – и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал».
- Чем закончилось, помнишь?
- Ха-ха.

Гоголь! Учитель юного Чичикова завершал земной путь, горько сожалея о содеянном. Вот в первом томе «Мертвых душ»:

__ «Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попадал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! Ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, - говаривал он, - я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы в науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а  в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», - и  всегда рассказывавший с наслаждением, в лице и глазах, как в том училище, где он преподавал прежде. такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет».
А когда любимец горько разочаровал – сетует: «Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! Надул, сильно надул…» __

Скажешь, устарело? Кроме колен и голода?

- Если бы… Слушай, пометь: у Киплинга «Мэ-э, паршивая овца». Главный герой Панч. Сам читал – плакал. Не стыжусь.
Я порылся на полках, достал том и прочел: «Рассказ автобиографический. Шести лет Киплинг вместе с сестрой был оставлен в Индии на попечение чужих людей и прожил у них возле приморского городка Саутси шесть лет, после чего еще через год поступил в колледж. Подготовкой к учению и была мотивирована эта мера, этот отрыв от своей семьи, остававшейся в Индии,
однако травма сохранилась у Киплинга на всю жизнь.
Впоследствии он поселился неподалеку от Саутси, но, как вспоминает его сестра,
не мог себя заставить поехать и взглянуть на старые места».
- Дай почитать!
- Бери. И еще – тут же ассоциации с Индией -  «Каникулы» Рабиндраната Тагора. Фотик Чоккроборти, 13 лет. Учти: тяжелые вещи.
- Не пугает.  Спасибо! О! Киплинг! «Маугли» же! Балу!
- Как одно другое цепляет!

- Дальше из тетради. Все… большинство уверено, что «Анна Каренина» - про адюльтер и поезд. А там много линий, из наших на данный момент: Левин учит Гришу Облонского, у них с Долли разные взгляды на это…интересно. А про Сережу Каренина и его наставников, их полнейшее взаимонепонимание:

__ «но Василий Лукич думал только о том, что надо готовить урок из грамматики для учителя, который придет в два часа».

«Он понимал, что учитель не думает того, что говорит, он это чувствовал по тону, которым это было сказано. «Но для чего они все сговорились это говорить всё одним манером, всё самое скучное и ненужное? Зачем он отталкивает меня от себя, за что он не любит меня?»- спрашивал он себя с грустью и не мог придумать ответа».

«Блестящие нежностью и весельем глаза Сережи потухли и опустились под взглядом отца. Это был тот самый давно знакомый тон, с которым отец всегда относился к нему и к которому Сережа научился уже подделываться. Отец всегда говорил с ним – так чувствовал Сережа, - как будто он обращался к какому-то воображаемому им мальчику, одному из таких, какие бывают в книжках, но совсем не похожему на Сережу. И Сережа всегда с отцом   старался притвориться этим самым книжным мальчиком». __

Прямо за душу, а? «Детишкам из высшего общества» тоже трудно…

__ «Отец и педагог были оба недовольны Сережей, и действительно, он учился очень дурно. Но никак нельзя было сказать, чтоб он был неспособный мальчик. Напротив, он был много способнее тех мальчиков, которых педагог ставил в пример Сереже. С точки зрения отца, он не хотел учиться тому, чему его учили. В сущности же, он не мог этому учиться. Он не мог потому, что в душе его были требования, более для него обязательные, чем те, которые заявляли отец и педагог. Эти требования были в противоречии, и он прямо боролся со своими воспитателями. Ему было девять лет, он был ребенок; но душу свою он знал, она была дорога ему, он берег ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускал в свою душу. Воспитатели его жаловались, что он не хотел учиться, а душа его была переполнена жаждой познания. И он учился у Капитоныча, у няни, у Наденьки, у Василия Лукича, а не у учителей. Та вода, которую отец и педагог ждали на свои колеса, давно уже просочилась и работала в другом месте».__

Печально как.

- Фильмы? «Доживём до понедельника» - шедевр!
- Фильмы в следующий раз! Они в  отдельной тетради. Трёхзначное число! Там с «Первоклассницы» начиная. «Ещё раз про любовь», «Розыгыш», «Точка, точка…», «Ключ без права передачи», «Вам и не снилось»…
- И мультфильмы!
- Да-да! Там же! «Страна невыученных…» - Его Величество Глагол Повелительного Наклонения! Не отвлекаемся!

По книгам сейчас. «Пигмалион» Бернарда Шоу - профессор Хиггинс декларировал, что личность учащегося священна…однако не всегда использовал сие знание на практике. Как Элиза его выдержала?
- Неплохой зачин, можно интересное сообщение сделать.
- Да, это я перечисляю, а рассказывать буду, копая глубоко…надеюсь.
А в «Гарри Поттере» сколько ярких образов!
- Это да.
- Ты добавишь мне – что еще посмотреть?

- Ну, брат, пожалуйста – навскидку! Конечно, Чехова!  Беликов  - «Человек в футляре» плюс рассказ «Учитель словесности» - там и главный герой – Сергей Васильевич Никитин, и …тот, помнишь, «лошади кушают овес и сено, Волга впадает в Каспийское море»? Ипполит Ипполитыч.
- О! Конечно!

- В пантелеевской «Республике Шкид» - Викниксор, Эланлюм…
- Это кто?
- Вот запиши и найди. Учитель из «Детства Никиты» Алексея Толстого – Николаевича. У него же учителя из «Петра Первого».
- Ух, точно!

- Да, обязательно – Лидия… забыл отчество… из «Уроков французского» Распутина.
- Михайловна! Я и хотел сказать – а то одни мужчины.

- Передонов – герой романа Федора Сологуба «Мелкий бес» - прошлого, уф, уже позапрошлого века! Находил особое наслаждение в порке детей. Синоним пошлости, грязи, мелкой злобы, угодничества – передоновщина.
- Это я и не слышал даже.
- Найди. Напомнить явно стоит.

В «Саге о Форсайтах» гувернантка достает Джолли и Холли сравнением с «маленькими Тейлорами» – к выгоде последних. Джолли их возненавидел в итоге, а доверчивая Холли изумлялась – при всем старании не может им соответствовать. Дело-то было в явном несоответствии Тейлоров реальных и мифологических.

- Сестрица мне еще про «Джейн Эйр» говорила – Шарлотты Бронте. Вот… мисс Темпль!
- Не читал. Да, в «Пигмалионе» Элиза отмечала, что леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, но и тем, как с ней себя держат. И тут Хиггинса опережал Пикеринг – впервые называет ее «мисс Дулитл» и пробуждает в ней самоуважение. У нас были учителя, не «тыкавшие» никому.
- Угу, пишу.
- Я еще покопаюсь в памяти. Наверняка сыщу.
- Сыщи!

______________________ Беседы, интересные для нас обоих, продолжались.
                Подробности позже.

_____  «Немного юмора» -
и всерьёз: нет перегрузкам!

(Анекдот старый. )
На учительницу нападает грабитель, кричит:
- Отдавай часы!
А она:
- Часы не отдам, возьмите классное руководство!


____________________В дополнение. ______________ Из википедии

(частично и в сокращении) – кому интересно.

Педагог в Древней Греции -  раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.
В педагоги избирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому. Обычно это были иноземцы — фракийцы или азиаты, нередко дурно говорившие по-гречески. В конце римской республики обычай держать в семье педагога перешёл к римлянам, особенно для обучения греческому языку. Обязанности свои педагог нёс до вступления воспитанника в возраст зрелости, когда он надевал toga virilis. Были также педагоги-женщины, учительницы греческого языка при маленьких детях. Во времена империи педагогами назывались также рабы, учившие молодых купленных или доморощенных рабов всем обязанностям и приёмам рабской службы. Такие ученики-рабы (capillati) жили вместе в помещении, которое называлось paedagogium, под начальством педагога — учителей, субпедагогов и деканов; они назывались также pueri pedagogiani или paidagogia (отсюда франц. слово page, см. паж).



Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.
Всего лишь столетие назад большинство населения даже европейских стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной (семейной) педагогики, имевшей свои как положительные (о чём часто забывают или даже сознательно умалчивают чиновники от образования), так и отрицательные стороны. А отдельные лица для воспитания, обучения и пригляда за детьми нанимались только немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством и т. д.) или осуществлялись в узкопрофессиональных целях и только по мере необходимости (воинская подготовка, обучение ремеслу и т. д.).
В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на разных людей: воспитателей, кураторов, учителей. Ещё К. Д. Ушинский напоминал учителям о первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением, указывая на то, что при иной постановке мы легко можем увлечься обучением знаниям и навыкам человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее образованым (и приводил в качестве примера Чичикова):
«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее»[2].
— Ушинский, Константин Дмитриевич
В СССР, а по наследству и в России, обе эти разные задачи (а к тому же и задачи «поддержания дисциплины», поиск «шефов» для школы, включая привлечение средств родителей и т. д.) оказались возложены на одного человека — учителя, а воспитание, согласно культурно-исторической теории (Л. С. Выготский, Т. Д. Лысенко и их последователи), зачастую сведено к рассказам о том, «что такое хорошо» (т. н. воспитывающее обучение), а не к воспитанию устойчивых привычек положительного поведения (как понимал воспитание, к примеру, А. С. Макаренко).
Многовековой опыт народной (семейной) педагогики, подкреплённый позже Я. А. Коменским, К. Д. Ушинским, А. В. Луначарским, С. Т. Шацким, А. С. Макаренко и др. определённо говорит о том, что трудовое, деятельностное воспитание, самопознание и познание мира, прежде всего средствами посильного и производительного труда, качественно более успешно решает задачи как воспитания, так и обучения.
Ян Амос Коменский, к примеру, писал в «Великой дидактике»:
Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни[3]
— Коменский, Ян Амос
Ему вторил основатель колонии «Бодрая жизнь»:
«…виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своём развитии ряд нормальных изменений — всё к большему разнообразию в формах и большей стройности в организации, — влекут за собой соответственные изменения в социальной, эстетической и умственной жизни детей»[4].
— Шацкий С. Т.
А первый нарком просвещения РСФСР, акад. А. В. Луначарский, подвёл окончательный итог:
«Таким образом… ребёнок должен учиться всем предметам, гуляя, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, лепя, склеивая из картона, наблюдая растения и животных… Язык, математика, история, география, физика и химия, ботаника и зоология — все предметы преподавания не только допускают творческий активный метод преподавания, но и требуют его»[5].
— Луначарский А. В.
Однако возможность производительного труда (до 16-летнего возраста) была законодательно изгнана из школ СССР (до 1991 г.) под предлогом как «предотвращения хищнической эксплуатации детского труда», так и того, что «обучение — это тоже труд»[6].
Во многих странах, в том числе и в России в XXI веке наблюдается тенденция к снижению престижности педагогических профессий, и, как следствие, недооценённость учительского труда. Поскольку общественной мерой признания престижности профессии выступает материальное вознаграждение труда, то одна из причин падения статуса учителя – низкая заработная плата.
В России заработная плата учителей состоит из оклада,выплат компенсационного характера, доплат за внеурочную деятельность и стимулирующих выплат.Оклад учителя напрямую зависит от количества учеников в классе. В школах с низкой заполненностью классов учителя берут дополнительную нагрузку.________________


=========================================== 2007 - 2018