Сосуд-3-4

Сергей Смицких
          ЗАГАДОЧНЫЙ СОСУД

            3. Два секрета

      Неприятный душевный осадок, оставшийся от утреннего "подвига", постепенно рассеивался. Немало способствовала этому окружающая живописная природа.
      На следующий вечер, поужинав на берегу другого горного озера остатками подаренных угощений, снова стал возиться Ваня с загадочным сосудом. Стороны пробки через равные промежутки были размечены тонкими вертикальными чёрточками. Разглядывая их, юноша заметил, что одна чёрточка не сплошная, а состоит из трёх коротких. Такие же чёрточки окружали горлышко. И нашёл Иван среди них одну разрывную. Когда он совместил уникальные метки (риски) и убрал руку, пробка выдвинулась чуть выше, чем обычно. Ваня осторожно потянул - пробка вылезла совсем.
      Нашего современника не удивить таким устройством: объективы некоторых фотоаппаратов не завинчиваются, а снабжены байонетным замком, действующим именно по такому принципу. Но Ивану подобная хитрость показалась чудом. Попытался он заглянуть в горлышко, а там непроглядная темень, перевернул сосуд - пусто.
      "Не для простой воды придумано", - смекнул юноша, - "ведь на ходу и на скаку не расплещется, пробка не вывалится, не ослабнет, но я хоть наполню бутыль из озера; вестимо, пить будет удобнее, нежели из бурдюка".
      Булькание выходящего воздуха скоро прекратилось, но над горлышком образовалась воронка, потоки холодной воды стремились внутрь мимо пальцев. Иван опустил шар на дно, пробку придавил у берега камнем и пошёл собираться в дальнейший путь. Когда он вернулся, то заметил, что весь берег мокрый на шаг от кромки воды, а ёмкость близко от поверхности, хоть и стоит на дне, и вода продолжает поступать в неё.
      "Видать, вода из озера пробила новый путь в долину", - подумал Ваня и поднял сосуд. Заглянул в горлышко - там снова непроглядная темень, только иногда мелькают слабые искорки света, да и бутыль осталась почти такой же лёгкой. Озадаченный юноша, пройдя несколько шагов, наклонил её. Тонкой струйкой полилась вода, наклонил горизонтально - вода полилась свободной струёй во всю ширь горла, немного перевернул - появился напор, а когда перевернул вертикально, то напор стал настолько мощным, что брызги полетели на десяток шагов. Вернув горлышко вверх, экспериментатор надел пробку, совместив риски, вдавил и развернул её...


            4. Жажда

      Решив двигаться на запад, в сторону родины, спустя некоторое время доехал Иван до края полупустыни. Заехал он в попутный городок, а там народец какой-то измождённый. Попросился к одному горожанину переночевать. Тот согласился, но предупредил, что поить нечем, да и для варки нет воды - пылевая буря недавно забила и засыпала родники и колодцы, ручьи иссякли, пруд в городском парке обмелел.
      - Не беда, у меня есть полный бурдюк воды, - успокоил и обрадовал китайца Иван. Действительно, он заливал холодную воду из сосуда в бурдюк, чтобы она согревалась и не простудила старого коня.

      Дымок из печной трубы привлёк внимание городского стража.
      - Откуда много воды? - грозно спросил он, появляясь на пороге.
      - Них`ау, - приветливо ответил хозяин. - Путник угостил. Садитесь с нами чаю попить, далёкие новости послушать.
      За разговором Иван узнал, что русло речушки, питавшей городок, уже расчистили на много вёрст, но вода всё не появляется. Гость предложил свои услуги по возрождению речки. Страж отвёл его к городскому чиновнику. Договорились, что в случае успеха Ивану дадут резвую скаковую лошадь взамен его ветерана крестьянской нивы.

      Заострив бронзовый прут, полученный для ведения работ, выехал Ваня с этим колом-штырём затемно, чтобы никто не увидел его секреты - лишь молчаливая Луна, спутница влюблённых и ночных воров, сопровождала путника.
      Иван постоянно поливал русло из своего "брандспойта". Останавливаясь в тех местах, где сырые пятна и лужицы обозначали выходы бывших ключей, пытающихся пробиться наружу, он слезал с коня, колом создавал воронку в почве и размывал углубление струёй из волшебного шара. Закончилось расчищенное русло, а Иван ещё долго продолжал свою работу, передвигаясь к истоку, и вдруг обнаружил, что речка пробила новое русло за глинистым наносом. Размыв нанос и заделав место оттока глиной и камнями, работник присел отдохнуть.
      Две мысли сверлили голову: "сколько сжатой воды вмещает удивительный шар" и "как заранее узнать, когда закончится в нём вода". Юноша решил повторить опыт с вращением сосуда. К его удивлению, ёмкость вращалась медленно.
      "А ведь зная время одного оборота, можно оценить убывание воды", - догадался юноша. Понятие времени у него осталось от детской игры, когда один игрок прятал вещь в огороженной площадке, другой искал, а третий равномерно считал: "один и один, два и два, три и три, ч`етыр`е, пять и пять,.. восемь и, девять и,.. раз-на-дцать,..". Потом роли менялись. Побеждал тот, кому ведущий насчитывал меньшее число.
      Крутнул Иван шар ещё раз и стал, считая вслух, загибать пальцы руки после каждого оборота. Пятый палец загнулся, когда прозвучало "два-на-дцать".
      Довольный результатами, юноша вернулся в городок.

      Обрадованный градоначальник предложил Ивану посетить летнюю столицу и снабдил благодарственным письмом. В те шибко далёкие времена Поднебесная не была единой страной, а представляла собой десятки княжеств; во главе каждого стоял свой князь - гун. Все враждовали со всеми.
      По совету чиновника Иван поехал к столице не вдоль полупустыни, а южнее, под сенью придорожных деревьев. Выехав в конце третьего дня пути на холм, странник достиг развилки, от которой следовало свернуть на север. Оглядевшись, он увидел в южной стороне лощину и в ней большую деревню. Там и переночевал. Узнав, куда едет путник, крестьяне научили его тому, как следует здороваться с важными персонами в разных случаях.

Продолжение "Миф об Азиевре":
http://www.proza.ru/2018/08/21/1128