Гунны

Людмила31
Иногда какая-нибудь историческая книжка вдруг приводит к мысли провести свое исследование проблемы.

---
До сих пор никто не может определить принадлежность гуннов к определённой народности.

Гунны или унны или хунны или сюнну?

Цитата из Википедии:

Гу;нны (греч. ;;;;;;, лат. Hunni) — кочевой народ, вторгшийся в 370-х годах из Азии в Восточную Европу. Гипотеза о происхождении гуннов от центрально-азиатского народа хунну, упоминаемого в предшествующее время в китайских источниках, принимается большинством учёных[5]. Происхождение гуннского языка неизвестно, научные теории предполагают, что он мог быть тюркским, алтайским, уральским или енисейским.

Гунны
Вымер 469
Язык Гуннский язык[1]
Религия тенгрианство[2]
Входит в прототюрки (?)[2], огуры
Родственные народы хунну, булгары, утигуры, кутригуры, оногуры, индо-иранцы
Происхождение хунну.


Вторжение гуннов, которое, как и миграция сарматов в предыдущий период, было обусловлено этническими сдвигами в средней Евразии, имело далеко идущие исторические последствия для дальнейшего развития как западной Евразии, так и собственно Европы. Вторжение гуннов положило начало «Великому переселению народов». В правление Аттилы (434—453) гуннское объединение с центром в Паннонии достигло максимальной экспансии, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна. После смерти Аттилы Гуннская держава распалась, и гунны были поглощены новыми группами прибывавших с востока кочевников.

Аланы были первыми, испытавшими последствия натиска гуннов, а за ними вскоре последовали герулы, бургунды, готы и др. Отступление этих народов перед наступающими гуннами вылилось, в свою очередь, в движение других германских племён с их собственных мест, и поскольку все они в то или иное время вышли к границам Римской империи, последние оказались отодвинуты или даже прорваны в нескольких местах.

Некоторые германские племена были допущены на территорию Римской империи мирно на условии, что они помогут охранять имперские границы от иных «варварских» племён, надвигавшихся с востока или севера. В других случаях германцы силой проложили себе дорогу в римские провинции. Как те, кто пришёл в качестве союзника императора, так и те, кто пришел как его враг, одинаково провозгласили контроль над оккупированными ими провинциями. Некоторое время каждое германское племя казалось находящимся в постоянном движении, продвигаясь далее и далее на юг и запад. Так, вандалы и аланы, выдвинувшись к дунайской границе, вторглись сначала в южную Галлию и затем в Испанию, откуда вандалы в конечном счёте проникли в Африку и поселились у древнего Карфагена.

Следуя по стопам германцев, гунны расположились в Паннонии на среднем Дунае. Кампании Аттилы ударили как по Риму, так и по германцам. В этом водовороте большинство западных провинций Римской империи было постепенно поглощено различными германскими племенами, и в конце концов гунн Одоакр[6] захватил и сам Рим.

Следует обратить внимание на то, что древние источники не использовали фонетическую форму "Гунны" для обозначения этого народа. Имя в форме «Гунны» введено в научный оборот в 1926 году историком К. А. Иностранцевым, чтобы отличать европейских хунну от азиатских[7]. В сочинениях Приска Панийского, византийского дипломата, историка и писателя V века, участвовавшего в посольстве Византии к вождю гуннов Аттиле в его ставке, гунны упомянуты под именем «Унны»[8]. Предположительно текстами Приска пользовался Иордан[9]. Латинские (римские) же источники использовали фонетическую форму «Hunni»

---
Интересно, что в удмуртском языке есть прямая аналогия к гуннам - КУН - это "государство".

Я уже отмечала, что племена ГУР - это племена, сохраняющие огонь очага (ГУРТ - по-удмуртски - дом) (см.тему "Очаг")

Из названий племён гуннов (кунов?) были такие:

Оногур - у:но-гур (удм.) - много очагов

Кутигур - кут - ловить, гур - очаг - место, где огонь "пойман" в очаге. Возможно, это происходило в степных районах, где сохранить огонь для очага без деревьев было очень сложно

Утигур - утьыны - искать, племя, которое сумело отыскать огонь очага ГУР

Котргур (кутригур) - ко:тыр - страна, место (ср.англ country) - обширная местность, где есть огонь очага ГУР

И напомню еще:
Когурё - название корейцев (см.тему "Гороскоп Кореи..."

Уйгур - уй -вечер - вечерние оогни очагов - название округа в Китае, в котором (есть большое подозрение) и находился центр империи Чингизидов

Гурон - племя, где много очагов (он - здесь, скорее, множественное число)

Кунгур - государство ГУР - город на Урале, в котором находится известная ледяная пещера. Однако, по названию можно предположить, что это был центр государства ГУР, от которого некогда откололись множество осколков ГУР-племен

Угр - возможно, сокращение от У(й)-г(у)р - племена ГУР, которых раньше было очень и очень много

Венгры - сохранили эти старые названия племён в своей истории, особенно при былом проживании на территории сегодняшней Украины.

Племенное образование бурят - Эргунэ-Кун - также можно считать государством. А река Ар-гунь - как как Кавказе, так и в Сибири несёт в себе отголоски существования этих скифских племён. АР- люди годового круга солнца (АР - по-удм. год, ср. Year, Jahr), гун или кун - государство.

В чем отличие КУН и ГУН?
В них присутствуют разные слоги: КУ - это Ш-КУ-РА (то, что сохраняет тело существа), ГУ - это ЯМА (то, где горит огонь УР).

Н - это буква, которая обозначает отграничение пространства для существования (также, как в слове ТЫН). Если добавить две НН - ГУ-НН - тогда ограничение пространства будет сильнее и весомее.

Также можно предположить, что УН-НЫ - соотносятся со словом ЮН-ЫЙ (см.тему "Юный"), то есть много (УНО) хороших и молодых, здоровых людей.   ЙУ отличается от У - большим количеством огня. КА(ЛЬ) - ЭЛЬ - это народ, государство, где многое подчиняется кругу солнца КОЛ-овороту дней.

---
Возможно, что есть параллель или трансформация КУН-ГУН-УН в КОН (ср.ЗА-КОН), КОН - это "1.польза, выгода", а также "причина" по-удмуртски.

Цитата:

10 февраля 2016 8481
Эргунэ-хун - прародина всех монголов и тюрков


Автор: Николай Абаев

В статье в результате критического анализа теорий  бурятских ученых Б. Р. Зориктуева, С. Ш. Чагдурова, П. Б. Коновало-ва о местоположении легендарной прародины «всех монголов» Эргунэ-Хун автор делает вывод о том, что это место находилось не на территории Маньчжурии («аргуньская версия» Зориктуева) или Западной Бурятии (Чагдуров, Коновалов), а на территории Урянхая - современной Тувы.


Николай Абаев
В отечественной и зарубежной литературе существует несколько разноречивых версий относительно прародины «всех монголов» — мифической (точнее, легендарной) страны Эргунэ-Хун (Эргуне-Кун), которую источники описывают как горную котловину, окруженную со всех сторон крутыми хребтами, расположенными в форме почти правильного круга (т.е. подобно огромному перевернутому колоколу). По преданиям, зафиксированным в знаменитых летописях Рашид-ад-Дина, «все монголы», среди которых были и урянхайцы (урянкат, урянх) — предки современных тувинцев, вышли из этой горной местности, которую  Б. Р. Зориктуев, следуя версии японского ученого Сиратори Куракити, первоначально располагал в бассейне реки Аргунь (Маньчжурия, КНР), поэтому сам топоним «Аргунь» он этимологически отождествляет с «Эргунэ-Хун» (Зориктуев, 1997: 20-21)


В данной статье ставится задача на основе анализа некоторых этимологических связей этнотопонима «Эргунэ-Хун» с названием легендарной прародины тюрков «Эргенекон» и древним названием Тувы — «Урянхай» показать, что все три этнотопонима имеют общие истоки и указывают на одну и ту же территорию в  восточной части современной Республики Тыва на стыке границ с Бурятией и Монголией.
Поэтому несомненным представляется тот факт, что самой первоначальной прародиной как тюрков, так и монголов является северная часть Внутренней Азии, т.е. Южная Сибирь (особенно — Саяно-Алтайское нагорье), где находиласьи прародина скифо-ариев (сако-скифских племен), которые вместе с гуннами (хунну) приняли непосредственное участие в этногенезе как тюрков, так и монголов. Поэтому представляется вполне логичным, что эта общая прародина скифо-арийских и «туранских» этносов должна находиться в одном месте, на максимальном «пересечении» этногеографических, а значит и этногенетических, этнокультурных и этноконфессиональных связей сибирских  скифов, прототюрков и прамонголов, а именно — в горно-таежной части Южной Сибири.

При этом следует учитывать, что древнейшим этноге-нетическим ядром прототюрков были уйгуры и родствен-ные им урянхайцы. Именно поэтому центральная часть этой горной страны от Алтая до Восточных Саян называлась «Танну-Урянхай», а этимология слова «уйгур» напрямую  связана с этногеографическим понятием «лесные народы» (ойрат, предположительно от «ой» — «лес», «арат» — «народ». П такому же принципу, по-видимому, образовано и словосочетание «хоин-урянх» — «лесные урянхайцы»), а сам этноним уйгур буквально означает, по нашей интерпретации, «народ из горной долины». П«уй» может означать как горную долину или котловину, так и пещеру или волчью нору, из которой произошел первопредок уйгуров Огуз-Хан, вскормленный волчицей. Слово «гур» явно связано с тотемным предком скифов «Олень Золотые Рога» и с общим метаэтнонимом скифо-ариев и тюрко-монголов «народ хор», означающим «народ Солнца», а также этногеографическое понятие «страна Хор» (Хоорай, Хонгорай), локальным, «диалектным» вариантом которого и является «Урянхай» (Абаев, 2005: 57-81)




О том, что Эргенекон и есть Эргунэ-Кун, т.е. что это одно и то же место, и о продолжительности пребывания двух предков «всех монголов» по имени «Киян» и «Нукуз» на своей прародине можно найти указания (причем в го-дах) в сочинении хивинского хана чингисида Абуль-Гази (1603-1664) «Родословное древо тюрков»:

«Более 400 лет они жили в Эргене-кон. Им стало тесно… Стали искать дороги для выхода. Таким образом они выбрались из теснины и возвратились в юрт праотцовский… Так через 450 лет монголы отомстили за кровь свою и за имение свое и стали жить в юрте прадедов. Татары некоторых областей, соединившись с монголами, стали сами себя назвать монголами» (Абуль-Гази, 1906: 33-34). Поэтому бесспорной представляется и этимологическая связь между этнотопонимом Эргенекон и племенным названием «аргун» (варианты: аргын,аригун), связанным со множеством тюркских топонимов — Орхон, Аргун, Арын, Арыг-Узуу, Аргы, Аргу и т.д.
В связи с этим большой интерес вызывает этногенетическая концепция уйгурского ученого Тургуна Алмаса о прародине тюрков-теле, в частности теле-уйгуров, ближайших этнических родственников урянхайцев (с точки зрения этногенетических связей, тувинские урянхайцы являются, по нашему мнению, северными уйгурами, а потому до недавнего времени назывались «уйгур-урянхами»), изложенная в его фундаментальном исследовании «Уйгуры» (Алматы, 2008).

---


«Согласно предположениям крупнейших исследователей Центральной Азии в области геологии и археологии, примерно восемь тысяч лет тому назад в природе Центральной Азии произошли огромные измене-ния, выразившиеся в засухах. Это явилось причиной того, что наши предки были вынуждены переселиться на восточные и западные просторы Азии. В то время, часть наших предков, живших в восточной части Центральной Азии, и именно, в районе Таримской долины, переселилась за Алтай, а именно в район современной Монголии и озеро Байкал (в древние времена оно называлось «Байкель— богатое озеро»). Переселившиеся в 840 году нашей эры из Монголии Синьцянь (т.е. Уйгуристан, «Восточный Туркестан». —Н.А.) восточные уйгуры являлись, таким образом, потомками тех, кто восемь тысяч лет тому назад переселился из Таримской долины в Монголию и окрестности Байкала» (Алмас, 2008: 7).
Говоря об этногенетических связях между теле-уйгурами, тюрками-огузами и мифическими «динлинами» Саяно-Алтая, а значит и уйгур-урянхами, предками совре-менных тувинцев, Т. Алмас пишет:

«Если древнекитайский историк Сыма Цянь (родился около 145 года до нашей эры) в своей книге «Исторические записки», в главе «Повествование о гуннах», называет предков уйгуров «динлинами», то Бань Гу (жил с 32 по 92 год до нашей эры) в своей «Хронике династии Хань. Повествование о гуннах» называет их — «дили». Обозначения «динлин» и «дил», применяемые Сыма Цянь и Бань Гу, есть не что иное как китайская транскрипция слова «тура».




Кроме того, С. Ш. Чагдуровым в Горной Бурятии вы-явлена система топонимов с основой «мон», основные из которых: Мон уула у с. Монды, Мон хада, хр. Монго за-паднее с. Хойто гол, речка Монгол — приток река Зуун Мурин в Тункинском долине, местность Монголжон в до-лине р. Оки. Исходя из этого, Чагдуров приходит к выводу:

«…Мнение Доржи Банзарова о том, что слово «монгол» образовалось путем сложения двух слов «мон+гол» совершено верно. Следует только сделать одну оговорку…. Вряд ли этот этномин возник в Южной Монголии, на берегах Желтой реки, как думал в свое время Доржи Банзаров. Самого этноса, который был назван эти словом, еще не было в ту пору, когда род Бортэ-Чино обитал в районе Кукунора у историков Хуанхэ. Там в ту пору могли быть только монголоязычные тогоны или (тугухуни), тоба (или даба), муюны (или баяты), но никак монголы. И поэтому этноним «монгол» мог впервые появиться только в III–VIII веках н.э. и только севере монгольского современного мира, т.е. на се-веро-востоке от озера Хубсугул…, там, где находятся вы-шеперечисленные топонимы» (Чагдуров, 1998: 192; см. так-же: Коновалов, 1999: 123-125).

Дополнительным аргументом в пользу нашей версии о местоположении как Эргунэ-Хун, так и Эргенекон, в Восточной Туве (т.е. древнем Урянхае) служит этимология самого этнотопонима Урянхай, который явно делится на две части, обозначающих соответственно мужское и женское начала: 1) «Ур» — «Восходящее Солнце», «ярость», «свирепость», «воинственность» (ср. древнерусск. — Бог Солнца Ярило и производное от него «ярость»). При этом «ур» является обычным сокращением имени Верховного Бога урянхайцев — Курбусту, которое, в свою очередь, является тувинизированным (диалектным) вариантом произношения имени Верховного Бога скифо-ариев Хормазд (бур.-монг. — Хормуст-Тэнгри) и органично вписывается в этимологический ряд, имеющий ярко выраженный «мужской характер» и явную связь  с понятиями «Солнце», «мужчина», «янское начало»:  /х/ор, ар, эр, ир, ер и т.д. К первой части данного трехсложного  онима, как мы считаем, примыкает корнеслово «ан», представляющее собой сокращение от «хан», «ган» — «гора», в смысле «царь-гора», «Гора-Царь», «бог» (ср. Хайыракан — Медведь-гора, Царь-гора), а вторая часть состоит из «хаяа» — «утренняя заря». В результате получа-ем примерно следующее:

“Горная котловина, из которой восходит солнце», т.е. выходит Бог Солнца, что полностью соответствует скифо-арийской мифологеме о том, что священный «Олень Золотые рога», тотемное божество скифов-саков, выносит Солнце из жерла вулкана на своих рогах”.




Что касается топонима «Аргунь», на котором Б. Р. Зо-риктуев строит свою версию, располагая его в Маньчжу-рии, то его этимологическая связь с чисто тюркскими этнонимами является твердо установленной, причем такие авторитетные в этих вопросах казахские ученые, как Ж. Байжумин (2009) и К. К. Томпиев (2009), однозначно утвер-ждают, что этнонимы древних тюрков, как правило, предшествовали топонимам, поскольку были образованы от имени прародителя данного рода-племени, которое могло оказаться в любой, даже самой окраинной части Евразии, в том числе в Маньчжурии на реке Аргунь, но логика нашей аргументации как раз и заключается, что самый первоначальный топоним, образованный от называния так называемого «предкового рода» должен находиться ближе к географическому центру этногенеза прототюрков. Как мы уже отмечали, древние урянхайцы действительно доходили до Маньчжурии (вплоть до Кореи) и оставляли там свои этнотопонимы (Абаев, 2005), что вовсе не означало, что это их прародина, а которой они постоянно помнили и неоднократно возвращались. Если следовать логике Б. Р. Зоригтуева, то Эргунэ-Хун следует искать на Кавказе, где тоже есть Аргунь.

Однако на основании вышеизложенного можно ут-верждать, что этот этнотопоним действительно связан и с Эргенекон, и с Эргунэ-Хун, но через древнетюркский эт-ноним аргын, а также через понятие «Царь-Солнце» (тюркск. варианты — орхон, аргун, урхан, урген), восходя-щее к имени одного из первых скифских царей — Колок-сай...

---
Племена ГУР, УР, ЮР - исходят из ОЧАГА - хранителя жизни племени.

Племена КУН - КОН - (Х)УН - ОН - в своей основе имеют "организацию", "государство", "закон". Также и ЙУН-ость, как фактор распространения влияния племени.


Племена АР - в своей основе имеют "год", "годовой круг вращения Земли вокруг Солнца", зодиак.

Племена ЕР - ОР (ОРДА) в своей основе имеют энергию грозы, молнии, спускающуюся с неба (ТОР) или заключённую в ГОРНЕ - печке


Отграничение гласных звуков звуком Р - говорит об энергии, которая находится внутри круга, сферы. Если Р поставить впереди (РА-РУ-РО), тогда энергия начнёт уходить наружу, типа прожектора.

Отграничение гласных согласным Н - ведёт к устойчивости структур и форм, типа ограничения ТЫНОМ.

Племена КОЛ - ГОЛ - УЛ - ОЛ - КАЛЬ - КУЛЬ - в своей основе  имеют круг (двумерное), сферу (трехмерное) накопление энергии.

Отграничение гласных согласным Л - преобразует энергию в ЛУЧ, ЛЮДИ, но оставляет форму неразрушенной.

Во многих случаях происходит трансформация К в Х или Ф, что приводит к разночтениям одинаковых слов. Например, САК - чуткий, бдительный, хранящий очаг, совершенно соответствует SAFE, SAVE (англ.) - хранителю огня САФА (осет.), САХА (якут.) - что приводит к потере изначального смысла названий.

АН - небо - также присутствует во многих топонимических и других названиях. Например, ХАН и ХАНСТВО - исходят из воли неба. Обратное, НА или НЯ - это клин сверху вниз (БАШ-НЙА). Вавилонская БАШ-НЯ - разделила людей по языку.
---

СЮН-НУ - есть такое английское слово SUN - солнце, в удмуртском языке солнце  будет ШУНДЫ. Я уже замечала ранее, что английские слова имеют иное произношение, однако написание слов чётко соотносится с таким же словом, но в другом языке. Таким образом, написание слова SUN или СУН и есть аналогия к ШУН, т.е. ТЕПЛО  (остаток удмуртского слова ДЫ в данном случае - это скорость, движение энергии).

Таким образом, можно предположить, что СЮН-НУ - это солнцепоклонники. И ещё очень интересный факт, что СУН-НИТЫ - это скорей всего те самые СУН-НИТЫ - бывшие ГУН-НЫ...

И, получается, что различие СУН-НИТОВ и ШИИТОВ в азиатских верованиях имеет не только религиозную основу, но также и происходит от некогда вторгшихся племён со стороны центральной Азии. ДНК-анализы могли бы выявить эти различия.

ШИ - это "жало"  по-удмуртски, ИТ - связывать. Что напоминает? Ёжика. И смотрите тему "Небо и ежи". В данном случае, языки пламени религиозно оказались ближе, чем сам круг или свет солнца.