Кофе с пенкой

Карлыгаш Мукашева
- Я тогда была стервой, -доверчиво сообщила Бэлла, лихо подрезая  белый "Лексус".
Я инстинктивно сжалась, боюсь  я скорости. Вообще я  законченная трусиха, всего боюсь. Почему-то все мои подруги  прекрасно владеют искусством  вождения, а вот я так и не смогла себя перебороть... Вот и Бэлла тоже уверенно себя чувствует за рулём.    Парень в пиджаке и в галстуке за рулём  "Лексуса" посигналил  возмущённо. Впрочем, может быть,  и восхищённо  - кто их разберёт, этих водителей?
- Я же тогда в один момент стала начальницей, понимаешь?  - не обращая внимания на парня из "Лексуса", продолжала Бэлла. - У меня в подчинении в один миг оказалось пятьдесят семь  человек, куда мне было деваться? Пришлось стать стервой. 
Словечко "стерва" звучало в её исполнении не грубо и не обидно. Почему-то сразу становилось понятно: характер здесь не причём, просто это должность такая.
- И в чём выражалась твоя стервозность? - подначила я. - Ты рубила головы и тексты? Заставляла  переписывать статьи в ночь перед выпуском газеты?
- Всякое бывало, - миролюбиво согласилась она. - И эфиры тоже людям в последний момент резать приходилось. И материться я тогда научилась, если честно. Как сапожник! - добавила она с чувством после  короткой паузы. - Кстати, у тебя были когда-нибудь знакомые сапожники? Они действительно  сильно сквернословят?
- Были, - вспомнила я. - Были у меня знакомые сапожники!
- Ну-ну, рассказывай! - подбодрила она меня. -  Матерщинники?
- Одного звали Джафар, он в общежитии нашем  мастерскую держал, с торца вход, помнишь?
- Не-а, не  помню,  - мотнула она головой.
 - Да мы все  у них обувь чинили! Они хорошие сапожники были. У него ещё напарник был, тоже такое имя восточное, забыла...  Ну как ты их не помнишь? Сапожники. В нашей первой общаге!
- А как ты помнишь? - задала мне Бэлла встречный вопрос. -  Ещё и имена их знаешь! Знакомилась что ли?
- Не то чтобы знакомилась... Просто запоминала я имена почему-то... Всегда. Имена - это же важно, согласись? 
- Так они матерились, сапожники эти? - вернула меня к теме Бэлла.
- Нет, не слышала. Во всяком случае, при мне нет. Слушай, а чего это мы про сапожников речь завели? Ты меня с толку не сбивай, рассказывай давай про то, как ты стервой была!
- Интересно тебе?  - засмеялась она.
- Очень даже интересно! - подтвердила я.
- Ну, слушай. Журналисты - народ такой, им палец в рот не клади, они быстро борзеть начинают. Поэтому с ними надо строго. Иногда даже матом. Так быстрее доходит!
- Плохо себе представляю,  пробормотала я.
  А и не надо!  - легко улыбнулась она.  Думаешь, мне это сильно нравилось?

Бэлла аккуратно припарковалась у высокого здания.  Мы вышли из машины.
 - Зайдём? - кивнула она на вывеску известной в городе кофейни.
- Ну давай зайдём, - согласилась я. 
 Приветливая официантка провела нас к дальнему столику с удобным угловым диванчиком, протянула тяжёлый фолиант меню в кожаной обложке.  Есть не хотелось, но надо что-то заказать.
- Нам какой-нибудь десерт  на ваше усмотрение и чайник чая, пожалуйста,  попросила я.
- А, так ты тоже кофе не пьёшь, - почему-то погрустнела Бэлла, когда официантка ушла.
- Почему же? Пью. Но больше люблю чай. С мятой. И с куркумой.
- А я кофе очень люблю, - с непонятной тоской в голосе произнесла она. -  Всегда любила. Но не пью.
- Почему? - удивилась я. Что-то в её голосе заставило меня насторожиться.
 Потому что я стерва, - со вздохом сказала она.
- Самая прямая взаимосвязь, - пошутила я, чтобы сгладить  возникшую паузу. Но тут же заметила, что Бэлле не до шуток. 
Вернулась наша улыбчивая официантка с походкой и внешностью манекенщицы. Ловко расставила чашки  и блюдца с пирожными на столе, налила нам чаю,  незаметным движением разгладила морщинку на скатерти  и растворилась. За что люблю это заведение, так это за обслуживание. Ну и выпечка у них, конечно, отменная. А кофе так вообще лучший в городе. Да, кстати, кофе.
- Может, расскажешь? - осторожно нарушила я затянувшее молчание. - Что там за история с кофе?
- Ты писатель, тебе интересно, - невесело усмехнулась Бэлла. - Рассказ потом напишешь, да?
- И напишу, - улыбнулась я. - О ком же ещё рассказы писать, если не о тебе?
Она смотрела на меня непривычно серьёзно, молча, как будто решая что-то для себя. Сколько лет я знаю эту девушку? Да уж немало по любым меркам. Могу ли я назвать её своей подругой? Пожалуй, да. Думаю, что теперь уже могу. За эти годы  жизнь нас сводила и разводила не раз и не два.  Мы были искренне интересны друг другу, не сомневаясь приходили друг другу на помощь, если требовалось, но что-то непонятное заставляло меня держать дистанцию. Сейчас я пыталась понять, что же именно. И кажется, поняла. Улыбка. Бэлла всегда улыбалась. Всем. Улыбка эта не была фальшивой или холодной. Она улыбалась тепло и искренне, смеялась заразительно, морщинки лучиками разбегались вокруг глаз. Но всё-таки её улыбка  казалась мне немного... дежурной что ли? Она как будто говорила своей улыбкой всем окружающим: у меня всё отлично! И это "отлично" было как бы занавесом, отделяющим ото всех настоящую Бэллу. Улыбка как негласный запрет: стой! дальше прохода нет! И я останавливалась. Не считала себя вправе пойти дальше. Но сейчас занавеса не было. Бэлла смотрела серьёзно, без улыбки. Вглядывалась куда-то вглубь себя, напряжённо и жёстко, забыв о том, что на неё смотрят. Мне стало неловко, как будто  я подсматриваю.
- Так ты расскажешь мне? - несмело напомнила я.
- А, да, про кофе! - встрепенулась Бэлла. - И невесело рассмеявшись изобразила кого угодливого: "Вам кофе с пенкой? - Легко!"
- Ничего не понимаю, - возмутилась  я. -  Что ты наводишь тень на плетень? Кофе с пенкой? Капучино что ли? Латте? Ты о чём сейчас?
- Это я про секретаршу свою, - пояснила Бэлла, придвигая к себе блюдце с пирожным и погружая в него ложечку. - О, вкусно, - похвалила она. - Ты почему не ешь?
- Жду, когда ты про секретаршу свою расскажешь, - не сдавалась я. -  Что с ней было не так?
- Она меня ненавидела, - просто ответила Бэлла.
- Да ладно! - засмеялась я. Но словив что-то в выражении лица моей собеседницы, осеклась.
- Она каждое утро приносила мне в кабинет кофе. Но перед этим плевала в него, - спокойно добавила Бэлла, глядя мне прямо в глаза.
-  Кофе с пенкой, - тихо  пробормотала я.
- Вот-вот, - кивнула Бэлла. -Два месяца. Когда это в первый раз случилось,  я что-то заподозрила. Блеск какой-то у неё в глазах был мстительно-торжествующий. И знаешь, запах... Девочка курила много.
- Ты взяла на работу курящую секретаршу? - поразилась я. Почему-то меня это возмутило ещё больше, чем плевок в утренний кофе.
- Не брала я её! - досадливо дёрнула плечом моя собеседница.  - Это меня к ним назначили. Ну ты что, не помнишь? Коллектив сработанный,  всё налажено. А тут новая шефиня. Молодая, инициативная. Со своей политикой. Новая метла, короче говоря!  - Бэлла сделала глоток,  и с видимым удовольствием добавила -  Стерва!
- И ты целых два месяца терпела? А почему ты терпела? И вообще, как ты её разоблачила? И что потом дальше было? Уволила ты её?
- Да говорю же тебе, сначала почувствовала неладное и вообще перестала пить её кофе. Варит и  пусть варит. А потом как-то подсмотрела. Убедилась лично.
- И промолчала? И  дальше позволяла ей такое творить? - ужаснулась я. - Нет, слушай, ты не стерва. Ты какой-то мазохист-извращенец! Но почему? Объяснить можешь? 
- Не знаю, почему, - чисто по-девчачьи пожала она плечами. - Ну а смысл? Уволить-то её всё равно нельзя. Не я назначала. Моя задача была - вырастить специалиста! И тому, кто эту задачу обозначил, ничего не объяснишь...
 - И чем дело закончилось?
- Да сработались, можно сказать, - усмехнулась Бэлла. -  Я её потихоньку стала натаскивать по работе, со съёмочной бригадой отправлять на выезды. Она вообще неглупая девчонка была, надо признать. Только дура дурой, - улыбнулась  она, и знакомые лучики разбежались вокруг глаз.   
- А потом?
 А потом её в столицу забрали, на один из центральных каналов, - развела руками Бэлла. - Я ей рекомендацию написала. Сейчас с репортажами из Акорды выступает. Звезда тв-журналистики! Недавно вот встретила в аэропорту. Бежит мне на встречу с распахнутыми объятиями:" Ой, Бэллочка Ренатовна! Ой, как я рада вас видеть!" Благодарила искренне. Мол, вы меня всему научили. А я возьми и спроси: а зачем ты мне в кофе плевала? - Отшатнулась, вспыхнула вся, в глаза не смотрит: " А откуда?.. А как  вы узнали, я же никому..."  Похлопала я её по плечику и пошла себе на свой рейс регистрироваться. 

Бэлла замолчала, задумчиво разглядывая  своё отражение в ложечке. Я тоже молчала. История с кофе оказалась совсем не смешная. "Вам кофе с пенкой?" - вспомнила я и внутренне содрогнулась.  Кажется, Бэлла это заметила и улыбнулась понимающе:
- Ну что, можно о таком написать рассказ?
Неслышно подошла девушка-официантка со счётом, безошибочно уловив момент.  Как обычно, Бэлла не позволила мне  даже достать кошелёк, расплатилась сама. Умеет она  это сделать, не унизив и не заставляя человека испытывать чувство неловкости. Это вдобавок ко всем остальным талантам.
Болтая о всякой ерунде, мы подъехали к моему дому. Я вышла из машины, но почему-то медлила закрыть дверцу. Что-то недосказанное висело в воздухе между нами. И это недосказанное надо было досказать.
- Знаешь, - начала я нерешительно, - я, кажется, сейчас глупость скажу... После двух десятков лет знакомства такое, конечно, глупо звучит. Но я скажу. Я, кажется, хочу с тобой дружить. Нет, не кажется. Точно хочу.
Я ждала, что она рассмеётся заразительно, скажет что-то шутливое, улыбнётся хотя бы. Но она вдруг потянулась ко мне, обняла и сказала тихо:
- Давай будем дружить. Кажется, уже пора.
В глазах предательски защипало. С возрастом становишься сентиментальной, от каждой мелочи раскисаешь мгновенно. Я захлопнула дверцу машины и помахала своей вновь обретённой подруге:
- Приезжай! Выпьем чаю где-нибудь в приличном месте!
- Точно чаю? Не кофе? - поддела меня она. И мы обе расхохотались. Не было никакой неловкости. Не было больше между нами всех этих лет, должностей, секретарш и прочей преходящей  мишуры. А была только наша жизнь, как она есть. И чёрт возьми, она была прекрасна, эта жизнь! 
- Вам кофе в пенкой? - захлёбываясь смехом, крикнула я.
- Легко! - искренне хохоча, ответила мне Бэлла.

Всех, на тебя похожих, не обижу,
Деревья белые беречь я буду.
И каждый раз, когда тебя увижу,
Я самым добрым человеком буду...
(Олжас Омарович Сулейменов)




 




Фото из Интернета. Спасибо автору.