Юницкий и Общепланетное транспортное средство

Юрий Казаков
        Юницкий Анатолий Эдуардович - автор концепции неракетной транспортной системы для освоения околоземного космического пространства — Общепланетного транспортного средства (ОТС). Он разработал на инженерном уровне проект неракетного транспортного средства.
         В 1988 году в Гомеле, в Беларуси, Юницкий совместно со Всесоюзным обществом «Знание» и Федерацией космонавтики СССР организовал и провёл первую в Советском Союзе научно-практическую конференцию, собравшую около 500 участников, на которой обсуждались проблемы неракетного освоения космоса.
        После конференции при поддержке и финансировании Госкино СССР был снят документальный фильм «В небо на колесе», посвящённый автору ОТС. Фильм был снят на двух языках: на русском — для демонстрации в СССР и английском — для показа за рубежом.
         Идея создания общепланетного транспортного средства (ОТС) в виде саморасширяющегося кольца для выхода с Земли в ближний космос за счёт внутренних сил системы („принцип барона Мюнхгаузена“) пришла А. Э. Юницкому в 1976 году.
        Вдоль планетарного экватора (или параллельно ему) на поверхности планеты строится кольцо в форме тора с цилиндрическим сечением, расположенное на специальной эстакаде и состоящее из отдельных сегментов, соединённых, например, гидравлическими цилиндрами, и имеющее за счёт этого возможность небольшого удлинения.
        Внутри сегментов кольца (которые можно сравнить с вагонами поезда) располагаются отсеки для размещения полезной нагрузки, оборудования и обслуживающего персонала.
        Но самое главное — два кольцевых вакуумированных канала, расположенных в сердцевине кольца и проходящих через все сегменты кольца по окружности, внутри которых расположены роторы, набранные из металлических болванок и имеющие способность к растяжению.
       В начальном состоянии кольцо закреплено на специальной эстакаде.
       С помощью внешнего источника энергии один из роторов раскручивается до скорости, превышающей первую космическую на уровне моря.
       Из-за развивающейся центробежной силы ротор сначала (при достижении первой космической скорости) уравновешивает себя, а затем стремится «улететь» вверх, создавая подъёмную силу.
       Скорость ротора выбирается немного большей, чем нужно для уравновешивания кольца.
       После отпускания зажимов кольцо ОТС начинает увеличивать свой радиус, и, соответственно, диаметр (то есть подниматься вверх), и оказывается за пределами атмосферы.
      При этом зазоры между сегментами и гидравлические цилиндры позволяют конструкции увеличивать свою длину.
Ленточный ротор растягивается на 2-5 % за счет эластичности.
      Высота, которой достигнет кольцо, определяется избытком первоначальной кинетической энергии ротора и возможностями удлинения (растяжения) конструкции корпуса и роторов.
       По мере достижения требуемой высоты после выхода кольца ОТС из атмосферы ротор переводится в генераторный режим, а вырабатываемая электроэнергия используется для разгона второго ротора в противоположном направлении.
      Этим обеспечивается неизменность кинетической энергии вращающихся вокруг планеты элементов кольца. При этом за счёт торможения первого и разгона второго ротора возникают силы противодействия, которые разгоняют внешний корпус кольца в том же направлении, что первый ротор.
      В результате кольцо разгоняется до достижения его корпусом первой космической скорости на низкой околоземной экваториальной орбите, что позволяет не только поднимать грузы, но разгонять их до орбитальной скорости, тем самым выводя их на орбиту.
      Торможение кольца ОТС до скорости вращения планеты вокруг своей оси и его посадка на поверхность планеты осуществляется в обратном порядке.
      Кольцо работает в периодическом режиме: груз загружается в отсеки с поверхности планеты, затем производится разгон ротора в одном из каналов, кольцо расширяется и взлетает до достижения высоты необходимой орбиты, после чего его корпус разгоняется при одновременном торможении первого и разгоне второго ротора.
      При достижении космической скорости для данной орбиты грузовые отсеки открываются и происходит разгрузка доставляемых с планеты грузов в космическое пространство на орбиту или или на борт космических станций, находящихся на этой же орбитальной высоте в плоскости экватора, а грузы с орбиты загружаются в корпус кольца ОТС.
      В роли космической станции может использоваться другое орбитальное кольцо, находящееся на экваториальной орбите планеты. После завершения операций по выгрузке и погрузке на орбите осуществляется торможение и посадка кольца на планету, где снова производится разгрузка и погрузка до следующего рейса в космос.
      На основе идеи орбитального кольца Юницким была изложена идея создания вокруг планеты орбитальных космических станций в форме колец, опоясывающих планету в плоскости экватора в зоне низких околоземных орбит на высоте 500—1000 км и более.
       Строительство колец осуществляется на орбите, вывод материалов осуществляется с помощью транспортного кольца.
       Эти кольцевые станции послужат для размещения на орбите в условиях невесомости заводов, фабрик, энергетических установок, космопортов и жилых комплексов. Транспортное кольцо же используется для связи этих колец-станций между собой и с поверхностью планеты, обеспечивая непрерывную доставку грузов и пассажиров между ними.
               
       По замыслу автора первоначально строится упрощённый вариант кольца, тороидальный корпус которого содержит внутри только роторы-маховики, а грузовые и пассажирские гондолы будут подвешиваться к нему снаружи.
       Первоначально кольцо используется для доставки в космос материалов для строительства орбитальных космических станций, которые в дальнейшем будут объединены в единую кольцевую станцию.
      Последующими запусками ротора в космос будут доставлены элементы солнечных электростанций, например, свернутые в рулон и размещённые внутри пленочные отражатели, а также стержни для сооружения каркаса электростанций, каждая из которых должна иметь площадь в десятки квадратных километров.
      Одного запуска ротора будет достаточно, чтобы доставить материалы и элементы конструкции для сооружения солнечных электростанций общей мощностью свыше 100 миллионов киловатт.
      Вырабатываемая на них электроэнергия будет затем использоваться для нужд разворачивающегося на орбите космического производства, а также частично будет транслироваться на Землю для нужд ОТС.
      Через некоторое время после постройки орбитальных кольцевых станций будет осуществлена реконструкция ОТС на грузопассажирский вариант - в котором будет увеличена его масса и размеры сечения, что позволит увеличить грузоподъёмность.
      Внутри корпуса кольца могут быть размещены грузовые отсеки, пассажирские салоны и транспортные тоннели, при этом снаружи к корпусу также могут подвешиваться внешние гондолы.
       Тогда за один рейс на орбиту с высоким комфортом (перегрузки — менее 1 м/с2, как в обычном наземном транспорте) за 2—3 часа, будет доставляться более миллиона тонн грузов и более миллиона пассажиров.
       Такой вариант ОТС будет работать в режиме космического челнока – он обеспечит такой же, а при необходимости и больший обратный грузопоток «Орбита — Земля».

А самое начало тут можно узнать http://www.proza.ru/2018/10/01/579