2. Мценск, улица Мира

Вера Полуляк
 начало http://www.proza.ru/2018/08/31/1545


                "Кто мне растолкует то отрадное
                чувство, которое всякий раз овладевает
                мною, когда я с высоты Висельной горы
                открываю Мценск? В этом зрелище нет ничего
                особенно пленительного - а мне весело. Это
                и есть чувство родины".
                (Из письма Тургенева к И.П.Борисову, 1861 год)

Мценск, улица Мира, дом 30, квартира 2. Эти цифры теперь значились в штампе о временной прописке, который красовался на моём свидетельстве о рождении. По этому адресу началась моя жизнь в городе Мценске, здесь я прожила почти два года.
Улица Мира (до 1956 г. — ул. Сталина, до 1928 г. — ул. Троцкого, до 1920 г. — Ново-Московская, еще ранее — Посольская, еще ранее — Большая Московская*)– центральная в городе,  протяжённая, тянется по обе стороны моста через реку Зуша. Старинные дома, стоящие на ней – немые свидетели истории, построены были в 18-19 веках.

Дом №30 интересен и сам по себе–  с мощными кирпичными стенами, с аркой, два подъезда.
Но первая и вторая квартиры располагались немного обособленно, вход был прямо из арки – налево, там дверь, которая вела в общий для двух квартир коридорчик. Дальше, налево – дверь в квартиру №1, там жила семья Сысоевых. Прямо – дверь в нашу квартиру №2.
Окна нашей квартиры выходили во двор. Во дворе – беседка, сарайчики, где жильцы хранили картошку и всякую всячину. Под домом находился добротный подвал, вход в который располагался под окнами квартир первого этажа.
И главное – во дворе был туалет с надписью на дверях:"М-Ж". Сомневалась, стоит ли писать об этом. Понятно, что исторической ценности это заведение не представляло, но – как же без него, он – часть быта того времени. В определённое время к туалету подъезжала специальная машина, и округа наполнялась известным ароматом, нужник очищался.
К такому туалету непросто было привыкнуть, хотя я и не была избалована комфортом в родительском доме, там, в деревне, тоже были удобства на улице.  Но, всё же, гораздо приятнее, когда туалет на одну семью, а не на весь многоквартирный дом. Да ещё и двор был проходной, многие просто с улицы заходили по нужде…
Но … ко всему привыкаешь и приспосабливаешься. Прежде чем пойти в туалет, теперь я наблюдала какое-то время за его дверями из окна. Только убедившись в том, что ни в М, ни в Ж нет никого, устремлялась бегом туда.
Туалет – это, пожалуй, единственная неприятность, с которой мне пришлось столкнуться в самом начале моей городской жизни. Во всём остальном – всё было скромно, но мило в быту семьи, в которую я попала.

В маленькой комнате размещались мы четверо – тётя Тамара, бабушка Дуся, Гена и я. Три кровати, моя раскладушка, которую я вечером стелила, а утром всё собирала и складывала, шифоньер, комод и стол – вот всё, что смогло поместиться.  Была ещё маленькая, узенькая проходная кухня, где стояла 2-х камфорная газовая плита и газовая печь. Не котёл, а именно – печь, высокая, до потолка. Она обогревала всю квартиру.

Стол, что стоял в комнате, эксплуатировался по полной программе. Здесь ели, гладили бельё, делали уроки мы с Геной, играли в лото бабушки.
Лото – оно для меня стало ещё одним маленьким открытием. В родительском доме были только шахматы и шашки.  А здесь – иногда приходили подружки бабушки Дуси, все садились за стол, доставали мешочек с бочонками, раскладывали карточки, ставили по копеечке, если хотели. И -весело, с шуткам, с разговорами играли. Иногда и меня брали в игру, доверяли мешок с бочонками.

По вечерам все вместе часто смотрели различные диафильмы, телевизора в семье Тёти Тамары пока не было. Прикрепляли простыню к стене – это был экран, Гена обычно крутил ручку диапроектора. А я читала текст. Получались милые семейные вечера.
Почётное место в квартире занимало радио, его никогда не выключали. Только громкость либо убавляли, либо прибавляли.  Любимыми передачами в этой семье были «Театр у микрофона», «В рабочий полдень» и «Встреча с песней», которую неспешно вёл Виктор Татарский. Вместе со всеми слушала эти передачи  я – сначала из любопытства, потом – с интересом. 

А с 12 ночи до 6 утра не было радиотрансляций, становилось совсем тихо в доме. Крепкие старинные стены и потолки не пропускали ни единого звука, совсем не слышно было соседей – ни сверху, ни с боку…

*источник информации - "Мценское наследие. Топонимы и гидронимы Мценска и мценской земли"

http://www.proza.ru/2018/09/29/1654