История невыдуманных слов

Елена Черкашина
 
    Давным-давно жила женщина, и была у неё маленькая дочь. И так хотелось этой женщине, чтобы жизнь малышки цвела лишь радостными тонами! А потому с самого детства она воспитывала её в любви. Но делала это особенным образом: посадит доченьку за вышивание и говорит:
    – Вышей слово «любовь». А потом – слово «прощение». А когда закончишь, потрудись над длинным и сложным словом «сострадание».
    Работает девочка, глаз не поднимает и тихонько повторяет внутри:
    – Любовь, прощение, сострадание.
    Так и запомнились самые важные слова.
    Прошли годы, заболела и умерла мать, и жизнь нашей девушки вовсе не баловала её теми добрыми словами, что впитала в себя с детства. Но вот однажды…
    Приехал в их город молодой путешественник. Он исколесил полземли в надежде найти лекарство для своего больного отца. У всех спрашивал, не знает ли кто хорошего доктора, да только не мог найти. Докторов, конечно,  встречалось немало, но всё также тяжко болел его отец.
    Как-то поутру проезжал он по улице, где, как ему сказали, жил искусный лекарь. Видит – девушка в огороде трудится, грядки и цветы поливает. Наклонился юноша и просит:
   – Не подашь ли мне воды, красавица?
   Откликнулась девушка, вынесла воды и расшитое полотенце – лицо отереть. Напился странник, умылся, а как прижал полотенце к лицу – чувствует, вроде свет от него. Смотрит – и видит слова: «доброта», «милосердие», «кротость».
    – И что это ты вышила на своём полотенце? – спрашивает.
    Смутилась девушка:
    – Это давно было.
    – Давно? А кто вышивал?
    – Я и вышивала по настоянию матушки.
    – Ты знаешь, зачем?
    – Она говорила, что, чем чаще повторяешь эти слова, тем радостнее и легче жизнь. И здоровья прибавляется.
    – Здоровья? – с интересом спросил молодой человек. – Вот как…
    Необычная мысль пришла ему в голову.
    – Позволь мне купить одно из твоих полотенец. Оно нужно моему болящему отцу.
    Девушка не возражала, от души подарила чистое и красивое полотенце юноше. Тот уехал, и она забыла его. Только история слов продолжалась.
    Вернулся домой путешественник, обрадовался встрече с отцом и подаёт ему множество лекарств, а среди них – полотенце.
    – Это – особый подарок, вышила его милая девушка, которую я повстречал в одном из городов.
    Отец полотенце взял, рядом с собой на постели положил. А когда все ушли и он отдыхал, то обратил внимание на слова: «сострадание», «милосердие», «кротость». Прочитал – и стал думать о чём-то другом, да только нейдут из головы слова. Опять прочитал и вдруг понял, что ни сострадания, ни милосердия, ни, тем более, кротости в его жизни нет, и не было. Любил он лишь тех, кто близок, сострадал своим, родным, а к людям чужим был несправедлив, суров и жесток.
    Ночь настала. Не спится отцу. Тяжёлые воспоминания навеяли ему вышитые слова. Лежит полотенце рядом – и вроде нашёптывает: «Не был ты сострадателен, никого не жалел, сколько зла сотворил! Не потому ли болеешь?» Душно стало человеку, хотел он сбросить полотенце на пол, да только  понимает, что не в вышивке дело, а в нём самом. И крепко задумался. Всю жизнь перебрал. Положил на мысленные весы всю горечь содеянного и увидел, как страшно оно. «Поразительно, что я не умер с такими грехами! Как меня Земля ещё терпит!»
   Утром проснулся другим человеком. Решил: сколько бы времени не осталось, потратит его с умом. Ополоснул лицо чистой водой, вытер полотенцем и зовёт слуг.
    – Отнесите такому-то восемь мер зерна. Он однажды просил в долг, да я не дал. Пусть теперь порадуется. А соседу нашему – жеребёнка. Он как-то хотел купить у меня коня, да я не продал, посмеялся над ним.
    Всё припомнил, и что было давно, и что – недавно. Разошлись слуги, унося кому – зерно, кому – деньги в подарок. Никого не обидел в тот день человек. А к вечеру чувствует – полегчало. Будто душа освободилась от тяжести, а вслед за тем – и телу легко. Назавтра он стал одаривать слуг, которым много от него доставалось. А порою звал кого-то из них и с величайшим трудом, но прощения просил.
    Удивлялись слуги, кланялись, от души прощали хозяина. Вечером чувствует тот – ещё лучше стало. «Вот оно, лечение! – думает про себя. – Не пилюли и припарки, а – снять с себя духовный груз, что давит пуще всякой ноши».
    Неделя прошла. Встал с постели отец. Слаб, но уже улыбается и сына зовёт.
    – Как зовут ту девушку, что слова на полотенце вышила?
    – Не знаю, я не спросил.
    – Ты вот что, сынок. Поезжай да попроси её себе в жёны. Лучшей ты не найдёшь.
    Юноша постоял, подумал – и доверился мудрости отца. Быстро собрал свои вещи – и в путь. Спустя несколько дней нашёл милую вышивальщицу, уговорил её выйти за него и привёз домой.
     А как свадьбу сыграли, да стала молодая жена порядок в комнате наводить, смотрит муж: везде-везде развесила она рушники, салфеточки со словами: «любовь», «милосердие», «верность», «честность». Много добрых и чистых слов нашлось. Улыбнулся супруг и очень порадовался, понимая, отчего отец выбрал ему в жёны именно эту девушку.
    А что же отец? – спросите вы. Он выздоровел, конечно, хотя и не сразу. Но полотенце берёг. А когда становился суров, приходил к своим детям и, сидя в их комнате, долго смотрел на самые важные в мире слова: «любовь», «доброта», «милосердие», «кротость». Смотрел – и беззвучно повторял, стараясь запомнить то главное, что они в себе несут.