Горские евреи

Григорий Аванесов
На фото Синагога в селении Куба - Азербайджан


Горские евреи – это люди, которых изгнали из ранее заселенных земель. Сами евреи данной группы привыкли называть себя "джууро". Горские евреи произошли от десяти колен Израилевых, которые давным-давно населяли Мидию. Есть предположение, что они потомки колен Израилевых: Вениаминова и Иудова.

Горские евреи отличаются от грузинских евреев как культурно, так и лингвистически.

Горские евреи Азербайджана — арменоидный тип. Горские евреи Северного Кавказа — в большинстве своём относятся к смешанному арменоидно-кавкасионскому типу. Внешне мало отличаются от армян. Горские евреи по языку и другим признакам принадлежат к общности персоязычных евреев.

Место их пребывания после удаления с родных земель стала территория Мадая, в современном Северном Иране. Большая часть евреев отправилась дальше, на территорию дохристианской Армении и Азербайджана.

После завоевания Дагестана Россией многие евреи сосредоточились в Дербенте и город стал религиозным центром горских евреев.

В здешних местах евреи аналогичным образом подверглись новым гонениям. Сначала они спасались здесь от огнепоклонников, а спустя века – из-за отказа принять ислам – от преследований мусульман. Группа евреев была вынуждена уйти за Кавказский хребет, на территорию Северного Кавказа, где они и смогли, наконец-то, осесть на долгую тысячу лет.

Основой их мышления, воспитываемой чертой характера, стала идея изоляции и выносливости в стремлении выжить и устоять в конфликтах с другими горскими племенами. С учетом постоянных перемещений, язык горских евреев, называемый джуури (язык называют джуарит), стал результатом смешения иврита, персидского языка и арамейского.

Горские евреи знают древнееврейский язык. История проживания горских евреев в Азербайджане насчитывает более двух тысяч лет. Узнав о благоденствии евреев под покровительством Хусейн-Али-хана и Фатали-хана, сюда стали стекаться евреи из окрестных сел, Баку, Ирана, Турции и других мест.

Отдельные семьи практиковали куначество, признавали кровную месть. Бытовали обычаи: гостеприимства, многожёнства, выплаты калыма, помолвки в детском возрасте.

Горские евреи всегда поддерживают связь между собой. В их общинах обязательно есть своя «горская» синагога. Свои раввины, которых называют даянами, свои проповедники в храме нумазы.

                АРМЯНСКИЕ ЕВРЕИ

Армянские евреи — это этническая группа, насчитывающая около 3 000 человек. Цифра явно занижена. Армянские евреи живут не только в Армении, но и в России. Большинство армян относятся к Армянским евреям очень хорошо. Не заставляют их менять веру. Не считают Армянских евреев умнее или богаче армян. Не завидуют их богатой жизни!

История еврейской общины Армении насчитывает намного более 2 000 лет. Компактные поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах Армении и даже в сельской местности. Отдельные еврейские семьи не только жили на территории Армении с древнейших времен, но и владели землей.

В годы расцвета фашизма многие евреи спаслись, притворившись армянами. Многие евреи, которые брали армянские фамилии, чтобы спастись от преследования фашистов. Армяне всегда считались культурогенной нацией и пользовались большим уважением даже у немцев.

Уже в Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Храма в V веке до н. э. насильно переселил значительную часть евреев в Армению.

В IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу — город Ервандашат.

С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.

Армянский историк Мовсес Хоренаци сообщает: «Выводит из города Ерванда пленных иудеев, которые были переведены туда из Армавира, и поселяет их в Арташате».

Политику переселения евреев в Армению продолжал проводить и другой армянский царь Тигран II Великий, правивший в 95—55 годах до н. э.. Как сообщает Ованес Драсханакертци: «Тигран… идет на Палестину и берет в плен множество евреев».

Во время своего военного похода царь Армении, взяв в плен множество евреев, уводит их и селит в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах.

В другой раз дело отца продолжил Артавазд II, царствовавший в 55—34 годах до н. э., вмешавшись в междоусобную войну евреев за трон, приняв одну из сторон, уводит в плен сторонников другой, которых селит в городе Ван.

Первую группу переселенных Тиграном евреев вынудили принять христианство (они стали крипто евреями). Вторая группа переселенцев (уведенная Артаваздом) — ванские евреи — продолжала и далее исповедовать иудаизм.

Армянские цари развивали города, и поселения евреев нужны были для их развития, так как евреи были городскими ремеслиниками. В результате численность иудеев в армянских городах составляла более половины от всех жителей.

Евреи в Армении развивали торговлю и ремесла, Иосиф Флавий утверждал: «Евреям в Армении живется хорошо». Евреи составляли в Армении большую часть городского населения и поэтому контролировали торговлю в стране.

Правители не препятствовали свободному перемещению жителей различного вероисповедания (евреи, греки, талыши), что способствовало благополучию еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.

По Мовсесу Хоренаци, знаменитый род Багратуни, давший впоследствии две царские династии — армянскую и грузинскую, произошёл от евреев, переселённых после завоевания Израильского царства.

Стабильность и процветание еврейских общин закончились тогда, когда многие евреи были депортированы в Персию в результате захвата Армении — шахом династии Сасанидов Шапуром II.

О значительной численности евреев того времени имеются данные армянского историка V века Фавстоса Бузанда, который описывает большое число еврейских семей, угнанных в плен захватчиками.

Согласно Фавстосу Бузанду, евреи были угнаны из шести городов Армении: из Ервандашата было угнано 30 тысяч еврейских семей, из Вана — 18 тысяч, из Нахичевана — 16 тысяч семей.

Учитывая, что еврейские семьи были много числены, то это огромное количество людей. Часть семей смогли спрятаться и остались в Армении, это так называемая скрытая диаспора.

Всего же по Бузанду было выселено 83 тысячи иудеев из пяти городов Армении (выселение иудеев персами описывает армянский автор Раффи в историческом романе «Самвел», в котором целая глава романа посвящена угоняемым в V веке из Армении в Иран евреям).

В этот же период времени в Талмуде упоминается мудрец Яков из Армении (Гиттин 48а), кроме того, упомянута и иешива (школа изучения Торы) в армянском городе Низбис.

После падения Киликийской Армении начали исчезать еврейские общины как единые этнические сообщества, многие вынуждены были принимать христианство. Образовалась еще одна группа крипто евреев.

По данным еврейской энциклопедии, выходившей в 1901-1906 годах, из 5000 евреев, живших на землях между городами Ван и Мосул, к началу XX века только 360 человек еще придерживались иудаизма, остальные приняли христианскую веру.

Даже в начале XX века крестьяне из сел и деревень, окружавших Ван, считали почти всех жителей города евреями, переселенных в Армению Тиграном Великим.

Евреи, оказавшиеся под владычеством персидских царей, - это общины, процветавшие в Армении. В Армении осталось много евреев, скрывавших свое вероисповедание, чтобы избежать переселения в Иран.

В XIX—XX веках евреи Эриванской губернии были представлены двумя общинами — ашкеназской и иранской. У ашкеназской общины был молельный дом. У иранской общины — синагога «Шейх Мордехай»,

Согласно учёному Аврааму Галанти еще в начале XX века в городе Эгин существовала иудео-армянская религиозная община, именовавшая себя «Пакрадунис».

По Аврааму Галанти о пребывании еврейского населения в Армении свидетельствует широко распространенная в Армении фамилия Исраэлян, то есть по-армянски сын Израиля. А также имя Давид. Интересно, что сейчас около 70 % евреев считают родным языком русский, 26 % — идиш и только 5,6 % — армянский.

Совершенно не верно, что часть армян, приняла иудаизм. На самом деле это крипто евреи, которые всегда почитали субботу решили легализоваться.

Евреев в Армении полным полно, правда фамилии у них в основном армянские. Армяне и евреи же друг друга как народы уважают. Одно из доказательство тому - немалое число армяно-еврейских браков.

В Армении и армян сейчас совсем немного а уж евреев и подавно. Еврейское кладбище в Егегисе - одно из старейших в мире.

                _______Первый Информационный________17.07.2020
Любопытные данные из исследования «Религиозные взгляды и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе», проведённого в Pew Research Center. На этот раз вопрос, которым задались исследователи, касается межнациональных отношений. Жителей ряда стран Восточной Европы попросили обозначить отношение к евреям.

Менее всего симпатий к евреям испытывают в Армении - 32% опрошенных высказалось против еврейских сограждан. При этом в структуре населения Армении евреи никогда не занимали заметного места.

Очень близкие настроения продемонстрировали Литва и Румыния - 23% и 22% против. Интересно, что в 1939 году евреи составляли в Литве до 10% населения.

Лучшее отношение показали на Украине, здесь в отличие от Армении всего 5% опрошенных проявило недоверие. Похожие цифры получились на Балканах.
_______
Профессор Херцог заявил: "Эти раскопки привели к тому, что стало ясно: израильтяне никогда не были в Египте, никогда не бродили по пустыне, никогда не завоевывали землю, чтобы потом передать ее Двенадцати коленам израилевым. Ни одно из центральных событий истории евреев не подтверждалось тем, что мы находили. Исход, например, мог касаться всего лишь нескольких семей, история которых затем была расширена и "национализирована" по теологическим соображениям".
_
археолог Зеэв Херцог, один из самых известных профессоров факультета археологии Тель-Авивского университета.
___
Евреи населяют Армению уже очень давно. Трудно поверить, что Евреи населяют Армению уже не первое тысячелетие, ведь сейчас их очень мало. С чем это связана малочисленность еврейского народа на армянских землях, и кто привел народ в Армению будем разбираться в сегодняшней статье.

Историческая справка

Впервые о еврейских поселениях в своих трудах упоминал историк М.Хоренаци. Если верить историографу, то плененные иудеи поселились в Армении при царе Тигране II, царствовавшем в 95-55 г. до н.э.

Горские евреи по языку и другим признакам принадлежат к общности персоязычных евреев, отдельные группы которой расселены в Иране, Афганистане и Средней Азии (бухарские евреи).

http://proza.ru/2020/06/01/1824

Рецензия на «Горские евреи» Михаил Струнников от 06.03.2019

Есть о чём поразмышлять. "Скрывавших своё вероисповедание, чтобы избежать переселения в Иран". Вот тебе и "тюрьма народов", и пресловутая веротерпимость мусульманская! А что сказать о крестьянах начала XX века, помнящих царя Тиграна? Среди нас все ли образованцы знают основателя родного города? Ещё Ушинский о том писал.

Мне с другом, кстати, довелось жить на квартире с горскими евреями в нашем Саранске. Потом друг ушёл и мне пришлось уйти: раздражали его их манеры. Сам я, уж на что привередлив, претензий к ним не имел: мы с ними и не соприкасались. Но друг был поражён, узнав от хозяйки перед уходом, что это евреи. Мы думали, что грузины. "Разве евреи такие?" - дивился он. Впоследствии приходилось читать, что есть евреи, похожие на привычных нам, как талыши похожи на латышей, а то и как неНцы на неМцев. Стереотипно наше мышление!

Рецензия на «Горские евреи» Анита Фрэй Книги от 18.10.2019

Отстранённость и выносливость являются защитным панцирем для очень многих людей, независимо от национальности, особенно в условиях одинокой старости.