Хндзореск

Дмитрий Новиков Винивартана
Бывают в жизни впечатления-переживания, не теряющие своей яркости с годами, но напротив – становящиеся еще более выпуклыми, эмоционально окрашенными. Несмотря даже на то, что многие их детали забываются, а в чем-то в силу свойств памяти человеческой иногда и переиначиваются. К таким впечатлениям-переживаниям у меня относится память об армянском селе Хндзореск, находящемся недалеко от города Гориса в Зангезуре. Там мне довелось побывать очень давно, лет, наверное, 35 тому назад. Сегодня, когда обо всем все можно узнать из интернета, хочу рассказать лишь о том наиболее значимом для меня, что сохранила моя память.

В те годы, как и сейчас, существовало два Хндзореска – Старый Хндзореск и Новый. Старый Хндзореск находился внизу, в ущелье, где по склонам видны были пещеры, в которых еще до шестидесятых годов минувшего века проживали сельчане. Это был в полном смысле пещерный город. Во многих отверстиях пещер даже еще оставались рамы оконных переплетов. Сколь необычно было это видеть своими глазами - отверстие в склоне горы и в нем - оконная рама! Тропа в ущелье вела все время вниз, а по правой стороне от нее взгляд находил все новые и новые пещерные жилища, уже оставленные людьми.

Новый же Хндзореск, куда переселились и обосновались жители прежнего, старого Хндзореска, расположился над ущельем, сверху, и это было уже обычное село. Там, на обратном пути, я беседовал с местными жителями, гостеприимно пригласившими меня, приезжего и нтересующегося их жизнью человека, к себе и угостившими меня хлебом с домашним сыром и таном.

Но вначале я проделал довольно длинный, в два конца, путь сквозь ущелье, заросшее кустарниками и наполненное свежим утренним воздухом, горным солнцем и запахами разнообразных трав. Никогда не забуду эти места, незнакомые для пришельца, но сразу становящиеся для него какими-то родными и уютными. А они ведь еще связаны и с историей - там, как мне сказали, находится могила известного полководца Мхитара Спарапета. Правда, до нее я в тот раз не дошел. Зато дошел до маленькой заброшенной церкви, где испытал, возможно, наибольшее в жизни умиротворение, посетившее меня при свете солнечного луча, падавшего сквозь крестообразный проем в восточной алтарной стене на стену противоположную и образовывавшего на ней крест из солнечного света.

Часто возвращаюсь памятью своей именно к этому переживанию – переживанию одновременно тишины и покоя и в то же время какого-то явственного присутствия, наполнявшего душу трепетом и радостью. Свет, лившийся из проема, был совершенно живым, наполненным неким внутренним смыслом и как будто приглашавшим тебя остановиться и не спешить по своим земным делам...

А сама церковь... Обшарпанные стены, на полу - следы пребывания овец, свободно заходивших и выходивших из нее. Тишина и покой... Я стоял под ее сводами и меня охватывало ощущение причастности ко всему, что происходило на этой земле за все время ее существования. Не хотелось уходить. Можно сказать, что там я как бы ощущал Бога, но правильнее все же будет назвать это чувство умиротворением и душевным покоем. Однако, если говорить о Боге, то Его присутствие, как мне кажется, ощущается гораздо сильнее именно в таких местах - лишенных внешнего величия и помпезности, на протяжении веков ставших, увы, непременными атрибутами церковных строений. Армянский же церковный стиль вообще всегда отличался простотой и аскетизмом. Особенно это присуще маленьким армянским церквам, тишина и сумрак которых так хорошо помогают избавляться от суетных мыслей.

В ту поездку в Зангезур у меня были и другие интересные и волнующие встречи и впечатления, но здесь мне хотелось рассказать именно про церковь – она стала для меня каким-то особым знаком моей неразрывной связи с Арменией. А, может быть, я когда-то прожил другую жизнь в тех краях...

О том, каков теперь Хндзореск, о его истории и о происхождении его названия есть много сведений в интернете, равно как и фотографий, сделанных современными путешественниками – все это будет интересно каждому, кого влечет к по-настоящему своеобразным уголкам нашего мира.