Что не поделили потомки Дмитрия Донского?

Игорь Тычинин
А теперь рассмотрим некоторые подробности династической, или «шемякинской» войны на Руси, одновременной с войной Роз в Англии.
Москва, 1425 год, февраль. Умирает великий князь владимирский и московский Василий I, сын и наследник великого отца, Дмитрия Донского.
После него остаются энергичная жена, дочь великого князя литовского (и Руси) Витовта Софья, их десятилетний сын Василий и братья, старший из них Юрий.
Юрий тешит себя надеждой, что великое княжение отойдет ему. Основания для такой надежды были. И связаны они были с завещанием Дмитрия Донского.
Он в завещании не учел того, что у его наследника может родиться сын. И между его будущим внуком и сыном Юрием может возникнуть борьба за власть. А внук то взял и родился. И его права стали защищать мать, великая княгиня, и митрополит московский Фотий. А также лидер московского боярства князь Всеволожский. И борьба началась.
Уже в ночь смерти Василия I Софья, Фотий и Всеволожский объявили великим князем Василия II и потребовали, чтобы его дядя Юрий явился в Москву, присягнуть ему на верность.
Юрий тронулся к Москве, но передумал, и повернул в принадлежавший ему Галич. Он и в историю вошел, как Юрий Галицкий. Хотя столицей его княжества был Звенигород. Но тот был малоукреплён и слишком близко расположен к Москве. Жребий был брошен.
Поначалу шансов у Юрия было мало. Даже его многочисленные братья поддержали племянника Василия. Но у Юрия было три козыря. Об одном мы сказали – завещание Дмитрия Донского, второй – бурный экономический расцвет региона, в котором он княжил и его малая доступность для набегов татар. И третий, несколько энергичных сыновей, известных в истории, как Василий Косой, Дмитрий Большой и Дмитрий Красный. Заметим, что имя Дмитрия Донского Юрий дал сразу двум сыновьям.
Однако поначалу эти козыри не сработали. На Руси начался мор и было не до княжеских разборок. Погибло множество русских князей. Но наши герои не пострадали. Борьба с мором резко повысила авторитет митрополита Фотия. В результате с его помощью удалось заключить мир между соперниками, по которому Юрий признавал племянника великим князем до получения тем (а может и Юрием, как дело повернется) ярлыка на великое княжение от ордынского царя Улу Мухаммеда. Далее несколько лет ушло на борьбу с последствиями мора, и оба наших героя предстали перед Улу-Мухаммедом. Для того это было праздником, возвышающим его ханство над другими многочисленными ханствами, на которые разбилась Орда. И он никуда не спешил. За это время Юрий успел сходить вместе с одним из приближенных хана в набег на Крым, в надежде, что это принесет ему дивиденды.
Однако в его позиции была огромная слабость. Ссылки Юрия на завещание Дмитрия Донского, которого в Орде, мягко говоря, не очень почитали.
Но в стане защитников Василия образовалась брешь. В период торжеств по случаю получения от римского папы королевской короны умирает его дед, великий князь Витовт, на поддержку которого он всегда мог рассчитывать.
Дальше для Василия II случается даже не неприятность, а несчастье. Умирает митрополит Фотий, который всячески сдерживал  Юрия от посягательств на его власть.
Ну а Улу-Мухаммед все не принимал решения. А зачем? Подарки текут рекой с двух сторон. Но в Орде снова возникает Смута. И хан, убыстряется и принимает половинчатое решение. Василий II – великий князь, Юрий получает важные земли в свой удел.
Казалось бы, все неплохо, но тут случается новое событие, свадьба великого князя Василия и Марии Ярославны. Свадьба обострила ситуацию сразу по двум направлениям.
Во-первых, оказался обиженным Иван Всеволожский, ведший дела Василия в Орде и надеявшийся выдать за великого князя дочь Он бежит к Юрию и подталкивает его на продолжение борьбы с племянником.
Во-вторых, на самой свадьбе разыгрался скандал. Мать жениха, Софья Витовтовна, сорвала золотой пояс с каменьями с Василия Косого, сына Юрия Галицкого. Объясняют это действо по-разному. То ли речь шла о бытовой краже пояса (его якобы узнали). Но скорее смысл был в другом. Пояс был на Руси того времени таким же символом, как в более древние времена меч. По-мнению матери великого князя, его двоюродный брат (коим был Василий Косой) не имел права носить более богатый пояс, чем ее сын.
Сыновья Юрия тут же бегут к отцу. И пока гости разъезжаются, а все остальные не настороже, армия Галицкого князя быстрым маршем подходит к Москве. 25 апреля 1433 года Василий II терпит поражение от дяди и бежит с матерью в Тверь. Великий князь, сын Дмитрия Донского Юрий. Он быстро находит общий язык с купечеством, которое и дальше будет финансировать кампании Юрия и его сыновей.
А дальше, почувствуйте разницу  между развитием событий на Руси и в Англии. Там головы летят с плеч не за понюх табаку. Тут пока ничего подобного не происходит. И Юрий проявляет миролюбие, отдает племяннику Коломну. Совсем рядом с Москвой. Ошибка, скажете Вы. И будете, наверное, правы. Но такие уж мы русские люди, сердобольные и справедливые.
Иван Всеволожский опять вне себя от гнева. И перебегает от Юрия к Василию. Ну, прямо граф Уорик в Англии. Удар в удар.
Тем временем в Коломну к Василию начинают съезжаться бояре и служилые люди. А дальше случается  нечто невероятное для той же Англии, но совершенно естественное для Руси-матушки. Юрий добровольно сходит с великого стола и передает его племяннику. Он не хочет смуты и разлада на Руси. Хороший человек, что тут скажешь. Но Смута все же наступает. Великий князь собирает войско, чтобы ударить по старшим сыновьям Юрия, но просчитывается. В битве на реке Куси Юрьевичи вчистую разбивают его войско и требуют, чтобы отец вернул себе великий стол, но тот решительно отказывается, он же не просто князь, рыцарь. И данное им слово – закон.
Но не так оценивает ситуацию Василий II. Он виновником своего поражения и позора видит Юрия. И выступает в поход на Галич. А заодно и приказывает ослепить боярина Всеволожского, перебежавшего к нему от Юрия, заподозрив в нем шпиона.
Так начинается череда ослеплений. Дело запахло керосином. А поход на Юрия мало, что дал. Наоборот, теперь Юрий с сыновьями идет в поход против Василия II и громит его войско. Василий бежит в Новгород, но он там никому не нужен, зачем входить в конфликт с опять «воцарившимся» в Москве Юрием.
Мать и жену племянника Юрий отправляет к себе в Звенигород. Могли бы Вы представить такое в Англии? И не просто отправляет, а с почестями. Великий князь литовский Свидригайло приветствовал победу Юрия. Василия Васильевича на Руси нигде не принимают, и он уходит в Орду.
Но Юрий Дмитриевич быстро умирает (1434 год), но, что важно, умирает великим князем московским и владимирским. Историки оценивают личность Юрия высоко. По их мнению, по уму, следованию интересам Руси он стоял намного выше своего старшего брата Василия I и племянника Василия II. Ну а его смерть бросила новый вызов Руси, ее правящему классу. Кто будет великим князем после Юрия? Вопрос оказался сложнейшим. Боролись два принципа наследования: семейный от отца к старшему сыну, и родовой, от умершего великого князя к старшему в роду. История в данном случае посмеялась над этими принципами. Помните, Василий II боролся за реализацию семейного принципа, а Юрий – родового. Теперь, после смерти Юрия по семейному принципу великим князем должен был стать Василий Косой, старший сын Юрия. А по родовому принципу, наш спрятавшийся в Орде Василий II.
Что происходит в жизни? Василий Косой объявляется великим князем тут же у одра умершего отца. Но его не признают. И кто бы, Вы думали, не признает? Неужели Василий II? Но он то, тут совершенно ни при чем. Он в бегах. И мало, кто знает где. Не признают младшие братья Василия Косого, Дмитрия Шемяка и Красной. Они придерживались родового принципа, который завещал отец и их дед, Дмитрий Донской. И потребовали возвращения великого стола Василию II, старшему в роде. Возможно, они предпочли Василия II и по другой, банальной причине, недолюбливали старшего брата. От их брата можно было ждать, чего угодно. Это был волевой, энергичный человек. И Василий II был посажен на великий стол его «злейшим» врагом Дмитрием Шемякой. Такое может быть только у нас в России, вряд ли где-нибудь еще.
Василий Косой, побыв великим князем чуть-чуть, забирает казну, мать Василия II и уходит в Ржев. Вместе с ним Москву покидают купцы, суконники, в общем, представители III сословия, враждебные Василию II. Вернувшийся Василий II щедро оделяет землями Шемяку и Красного.
Василий Косой пытается  отвоевать Москву, но терпит поражение. Великий князь решает бороться с Косым террористическими методами, организуя одно за другим покушения на его жизнь, но они проваливаются.
Великий князь совершает и другие глупости. Он арестовывает Дмитрия Шемяку, приехавшего к нему звать на свою свадьбу. И все сторонники Шемяки, его войско, переходят под руку Василия Косого. Спохватившись, великий князь отпускает Шемяку, но было уже поздно. Тем не менее, полки великого князя разбивают в 1436 году (в мае) войско Косого. Тот попадает в плен. И в Москве по приказу Василия II его ослепляют. Так он становится Василием Косым (!). Не выдержав свалившихся на него бед, Василий умирает.
В ходе перегруппировки сил в Московском государстве для продолжения борьбы за власть, важнейшие изменения происходят вне Руси.
Так в Орде Улу-Мухаммеда теснит сын Тохтамыша Сеид Ахмед. И Василий II наносит удар в спину своему бывшему благодетелю, что и привело к будущей головной  боли на Руси. Непосредственно рядом с ней Улу-Мухаммед основывает Казанское царство. И тут же начинает набеги на Москву.
Византийская империя дышит наладом и подписывает Флорентийскую унию с католиками. Среди подписантов русский митрополит, грек Исидор. Он возвращается в Москву с католическим крестом на груди. Его с треском изгоняют из Москвы, но не из Литвы.
Наконец, у Василия II рождается сын, будущий Иван III. А Дмитрий Шемяка, после смерти братьев становится единственным прямым потомком Юрия Галицкого.
Иными словами, на правительство Василия II свалилось много проблем. Не сильно «умный» правитель, или его советники, решают, что во всем виноват Дмитрий Шемяка. Против него выступают в поход, и чуть было не захватывают в плен. Но «чуть» ведь не считается.
А вот в татарский плен попадает сам Василий II после неудачной битвы с теперь уже казанскими татарами.
Москва присягает старшему в роде Ивана Калиты Дмитрию Шемяке. Его «великому вокняжению» сопутствовал великий пожар на Москве, что было дурным знаком.
Но дальше события для Шемяки приобретают еще более дурной оборот. Улу-Мухаммед присылает к нему посла Бегича. Но его так долго «угощают» на Москве, что хан решает Бегича убили и выпускает Василия II из плена под обещание огромного выкупа.
По пути к Москве Василий встречает возвращавшегося к татарскому царю Бегича и решает его утопить, дабы продлить уверенность татар в смерти Бегича. Ох, и коварен был Василий II, пусть и не слишком умен.
Шемяка был поумнее, понял, чем ему все это грозит и ушел в Углич. И стал сколачивать коалицию против Василия, а тот возьми, да и попадись ему в руки. Василий уходит на богомолье в Троицкий монастырь. Доброхоты немедленно сообщают об этом Шемяке. И тот, недолго думая, возвращается в Москву. Захватывает жену и мать великого князя. Боже мой, сколько же раз их захватывают, с ума сойти. А князь можайский Иван Андреевич захватывает и самого Василия в Троице. Правда  детям его удается скрыться. Но самого Василия привозят в Москву и ослепляют. Так и он становится Василием Темным. Для чего ослепляют? А чтобы неповадно было тому ослеплять всех, кого не лень, пользуясь константинопольским правом отстранять неугодных претендентов на власть (в Константинополе, правда, еще и носы отрезали).
Слепого князя отправляют в Углич. Опять-таки, и мысли не было покончить с ним навсегда. В вину ему была поставлена любовь к татарам, несовместимая с великим княжением потомков Дмитрия Донского.
Но татары не заставили себя долго ждать. Их набеги участились. Но пока Шемяка достаточно твердо сидит на великом столе. Он решает воссоединить Василия с его детьми и выпускает его из заточения и дает на прокорм Вологду (1446 год).
Но история повторяется. И в Вологду, как раньше в Коломну, к Василию съезжаются сторонники.
Сам он совершает паломничества по монастырям, после чего уходит «в гости» к великому князю Тверскому. Там состоялась помолвка детей московского Ивана и тверской, Марии.
Шемяка с войском подходит к границам Твери. А в это время сторонники Василия захватывают власть в Москве.
С этого момента Шемяка уже не помышляет о великом княжении. Впоследствии, князь Андрей Курбский, потомок Шемяки, припомнит в письмах Ивану Грозному деяния его предков. При этом культ Галицких князей, лишенных Москвы, сохранялся на Руси вплоть до Петра Великого. Что ж династическая война на Руси тоже ужасна, как и в Англии, только жертв в ней на порядки меньше. И правящий слой, в целом сохранился.