Проблемные аспекты осуществления таможенного контроля в отношении подакцизных товаров.
В условиях активного функционирования Таможенного союза и членства России в ВТО особое значение имеет в настоящее время порядок совершения определенных таможенных операций и проведения качественного таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу подакцизных товаров.
Необходимо отметить , что сам перечень товаров, которые относятся к подакцизным, установлен настоящим налоговым законодательством РФ в соответствии с ст. 181 Налогового Кодекса РФ .
В перечне, приводимом в статье , можно выделить товары, подлежащие необходимой маркировке акцизными марками , а также не подлежащие их нанесению.
К группе, подлежащей маркеровке , относятся алкогольная и табачная продукция, к группе , не подлежащей маркеровке, легковые автомобили, мотоциклы, дизельное топливо, моторные масла и др.
Нанесение маркировки алкогольной и табачной продукции необходимыми марками акцизного сбора является строго обязательным условием для законного ввоза данных товаров на территорию РФ. Непосредственные требования к маркировке данных товаров и самим акцизным маркам для продукции , которая определяется как алкогольная и табачная, совершенно различны.
Тем не менее главным требованием является обеспечение прежде всего возможности считывания необходимых сведений о маркируемой продукции с использованием определенных технических средств и недопущение подделок и фактически повторного использования акцизных марок.
Одной их главных особенностью перемещения определенных подакцизных товаров является прежде всего строгая регламентация самих таможенных органов, которые непосредственно уполномочены осуществлять их выпуск.
В отношении данных маркируемых товаров предусмотрено фактическое применение особой формы проводимого таможенного контроля – это проверка маркировки данных товаров специальными марками. Также , для данных маркируемых подакцизных товаров конкретно предусмотрен дополнительный перечень различных документов, необходимый при фактическом таможенном декларировании , это определенные документы, подтверждающие необходимое обязательство импортера, а также покупку марок.
Итак , рассмотрим проблемные аспекты таможенного контроля в отношении подакцизных товаров.
1 Одной из главных трудностей, с которой сталкиваются таможенные органы не только при проведении самого таможенного контроля, но и при непосредственном таможенном декларировании различных подакцизных товаров, является прежде всего отнесение данных товаров к подакцизным. Не смотря на то, что ст 181 НК РФ регламентирует фактический перечень подакцизных товаров, на практике часто возникают определенные спорные ситуации. Проблемы прежде всего возникают в отношении различных спиртосодержащих дезинфицирующих средств, например средств для очистки стекол, или продукции, пропитанной алкоголем, биодизелей и т.д.
Так например в соответствии с ст. 181 НК РФ не рассматриваются как подакцизные товары – продукция подлежащая дальнейшей переработке и (или) непосредственному использованию для определенных технических целей, именуемая как отходы.
Данная продукция образуется обычно при производстве спирта этилового из конкретного пищевого сырья, различных водок, ликероводочных изделий.
В этом отношении большое количество спиртосодержащего товара , который потом будет разлит по стандартным бутылкам и будет продаваться как вина , коньяки и другая продукция , можно при пересечении таможенной границы охарактеризовать как отходы спиртовых производств , что часто так и делается на практике для того чтобы не платить акцизные пошлины.
Непосредственное решение данной проблемы, возможно например путем внесения изменений в существующий НК РФ, который будет более точно регламентировать перечень данных подакцизных товаров.
Другими словами, необходимо будет изложить ст. 181 НК РФ в другой редакции, которая предусматривает указание определенных товарных позиций общей Товарной номенклатуры всей внешнеэкономической деятельности ТС, в которых непосредственно должны классифицироваться подакцизные товары.
Например , понятно что декларант в большинстве случаев не ставит в известность таможенные органы какие непосредственно метаморфозы ждет провозимая через таможню продукция , как в случае с спиртосодержащими отходами , которые при пересечении таможенной границы путем розлива в стандартные бутылки становятся вполне покупаемой алкогольной продукцией.
Существуют случаи , когда недобросовестный декларант указывает перевозимые товары , как лекарственные средства , пользуясь положениями ст 181 НК РФ , а именно , что не считаются подакцизными товары определяемые как лекарственные спиртосодержащие препараты ,изготавливаемые определенными аптечными организациями по конкретным рецептам на данные лекарственные препараты и соответствующие требованиям медицинских организаций, а также разлитые в определенные емкости в соответствии с необходимыми требованиями нормативной документации, фактически согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; или препараты ветеринарного назначения, а в последствии данная продукция используется в качестве реализуемой алкогольной продукции , так как документация может легко подделываться.
В условиях современной российской действительности таможенным органам РФ в момент подачи декларации на подакцизный товар бывает реально сложно проверить достоверность всей прилагаемой документации к подаваемой декларации на подакцизный товар , все действия таможенного инспектора сводятся к зачастую к проверке наличия печатей и сверки по реестру о действительном существовании данного юридического лица , что в итоге конечно же не гарантирует от фактической подделки всех необходимых документов.