138

Виталий Воропаев
Проблемные аспекты осуществления таможенного контроля в отношении подакцизных товаров.

В  условиях активного функционирования Таможенного союза  и членства России в ВТО особое значение имеет в настоящее время порядок совершения определенных таможенных операций и проведения качественного таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу подакцизных товаров.
Необходимо отметить , что сам перечень товаров, которые  относятся   к подакцизным, установлен  настоящим налоговым законодательством РФ в соответствии с ст. 181 Налогового Кодекса РФ .
В перечне, приводимом в статье ,  можно выделить товары, подлежащие необходимой маркировке акцизными марками , а также  не подлежащие их нанесению.
К группе, подлежащей маркеровке ,  относятся алкогольная и табачная продукция, к группе , не подлежащей маркеровке, легковые автомобили, мотоциклы, дизельное топливо, моторные масла и др.
Нанесение маркировки алкогольной и табачной продукции необходимыми марками акцизного сбора  является  строго обязательным условием для законного ввоза данных  товаров на территорию РФ. Непосредственные требования к маркировке данных товаров и самим акцизным маркам для  продукции , которая определяется как алкогольная  и табачная, совершенно   различны.
Тем не менее  главным требованием является обеспечение прежде всего возможности считывания необходимых сведений о маркируемой продукции с использованием определенных технических средств и недопущение подделок и  фактически повторного использования акцизных марок.
Одной их главных  особенностью перемещения  определенных подакцизных товаров является прежде всего строгая регламентация  самих таможенных органов, которые непосредственно уполномочены осуществлять их выпуск.
 В отношении данных маркируемых товаров предусмотрено фактическое применение особой формы  проводимого таможенного контроля – это проверка маркировки данных товаров специальными марками. Также , для данных маркируемых подакцизных товаров  конкретно предусмотрен дополнительный перечень различных документов, необходимый при фактическом таможенном декларировании , это определенные документы, подтверждающие  необходимое обязательство импортера,  а также покупку марок.
Итак , рассмотрим проблемные аспекты таможенного контроля в отношении подакцизных товаров.
1 Одной из главных  трудностей,  с которой сталкиваются таможенные органы  не только при проведении самого таможенного контроля, но и при непосредственном таможенном декларировании различных подакцизных товаров, является прежде всего  отнесение данных товаров к подакцизным. Не смотря на то, что ст 181  НК РФ регламентирует  фактический перечень подакцизных товаров, на практике часто возникают определенные спорные ситуации. Проблемы прежде всего  возникают в отношении различных спиртосодержащих  дезинфицирующих средств,  например средств для очистки стекол,  или продукции, пропитанной алкоголем, биодизелей и т.д.
Так например в соответствии с ст. 181 НК РФ не рассматриваются как подакцизные товары – продукция  подлежащая  дальнейшей переработке и (или) непосредственному  использованию для  определенных технических целей, именуемая как  отходы.
Данная продукция  образуется  обычно при производстве спирта этилового из конкретного пищевого сырья, различных водок, ликероводочных изделий.
В этом отношении большое количество спиртосодержащего товара , который потом будет разлит по стандартным бутылкам и будет продаваться как вина , коньяки и другая продукция , можно при пересечении таможенной границы охарактеризовать как отходы спиртовых производств , что часто так и делается на практике для того чтобы не платить акцизные пошлины.
Непосредственное решение  данной проблемы, возможно например  путем внесения изменений в существующий НК РФ, который будет  более точно регламентировать перечень данных подакцизных товаров.
Другими  словами, необходимо будет изложить ст. 181 НК РФ в другой редакции, которая предусматривает  указание  определенных товарных позиций  общей Товарной номенклатуры всей внешнеэкономической деятельности ТС, в которых  непосредственно должны классифицироваться подакцизные товары.
Например , понятно что декларант  в большинстве случаев не ставит в известность таможенные органы какие непосредственно метаморфозы ждет провозимая через таможню продукция , как в случае с спиртосодержащими отходами , которые при пересечении таможенной границы путем розлива в стандартные бутылки становятся вполне покупаемой алкогольной продукцией.
Существуют случаи , когда  недобросовестный декларант указывает перевозимые товары , как лекарственные средства , пользуясь положениями ст 181 НК РФ , а именно , что не считаются подакцизными товары определяемые как лекарственные спиртосодержащие препараты ,изготавливаемые определенными аптечными организациями по конкретным  рецептам на данные лекарственные препараты и соответствующие требованиям медицинских организаций,  а также разлитые в  определенные емкости в соответствии с  необходимыми требованиями нормативной документации,  фактически согласованной уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти;  или препараты ветеринарного назначения, а в последствии данная продукция используется в качестве реализуемой алкогольной продукции , так как документация может легко подделываться.
В условиях современной российской действительности  таможенным органам РФ  в момент подачи декларации на подакцизный товар бывает реально сложно проверить достоверность всей прилагаемой документации к подаваемой декларации на подакцизный товар , все действия таможенного инспектора сводятся к зачастую к проверке наличия печатей и сверки по реестру о действительном существовании данного юридического лица , что в итоге конечно же не гарантирует от фактической подделки всех необходимых документов.