Гав, мяу или вау? Типология блогов

Пельтекки
Спроси любого автора: «для чего ты пишешь блог, ведешь страницу в соцсети?». И он почти наверняка ответит: «для себя». Возразить тут нечего - ясно не для Александра Блока.

Однако публичные блоги называются так именно потому, что рассчитаны на взаимодействие с публикой, читателем.
Как автор это делает? Каков общий тон его постов? Какая реакция преобладает в комментариях? Ответьте себе на эти вопросы, и вы поймете, для чего ведете свой блог и читаете чужие. Или – не отвечайте. Ведь знать это хочется далеко не всегда.

ББлог-отчет
" Это наиболее «типичный» блого-жанр, распространенный в социальных сетях. Присмотритесь, и вы увидите, что посты в таком блоге действительно написаны в форме свободного отчета.

Вспомните самые популярные хештеги: #осень #одежда #обед #ногти #спорт или, например, ироничное - #мирдолжензнатьчтояем. Они отлично иллюстрируют привычные блого-темы – описание повседневности с перечнем сделанного за день: куда автор сходил, что по дороге видел, что съел на ужин, чем накормил собаку… Характерны для «блогов-отчетов» и посты, чуть менее чем полностью состоящие из фотографий.

Часто авторы даже обращаются к читателю с позиции докладчика, начиная пост словами: «Давно обещала рассказать…», «рассказываю…», а то и «отчитываюсь, как съездила».

Девиз блога: «я сделал!»

Цель автора: Как правило, люди дают отчет авторитетной для них значимой фигуре (родителям, начальнику). Помните, как в детстве вы взахлеб рассказывали маме, как прошел день в школе: «Представляешь?! А он! А потом такое было!». Так и здесь. Только в блоге роль значимой «фигуры» отводится читателю.

" Тексты-отчеты помогают автору закрепить полученный опыт и получить подтверждение «правильности» и значимости своих действий.

Ведя такой блог, человек чувствует себя частью социального окружения и тестирует реакцию на свои действия.

Почему нравится читателям: Это приятно – быть в курсе подробностей чьей-то жизни, наблюдать за ней, не тратя ни малейших усилий. Полезная информация, эмоции, опыт – иногда чтение красочных блогов-отчетов намного увлекательнее книги. Но блог все-таки не книга, здесь можно и ответить, написать комментарий или поставить «сердечко».

Почему раздражает: Однообразные посты с едой, визитами в театр могут быстро прискучить, и наблюдение и молчаливое (или открытое) одобрение порой сменяется легким раздражением: «смени уже пластинку!».

ВВау-блог
" Другая популярная разновидность блогов, если называть вещи своими именами, - хвастовство.

По форме такие посты часто похожи на «отчеты» – много фотографий, рассказ о жизни автора. Но зерно текста в «вау-блогах» - история о каком-либо достижении или событии, рисующем автора в самом приятном свете. Для них характерен приподнятый, даже восторженный тон (авторы часто используют обороты «представляете?!», «Наконец-то»).

Часто «вау-тексты» венчает «вишенка на торте», которая ясно дает читателю понять, в чем именно автор сегодня молодец. Иногда это прямое я-высказывание «Я молодец» («горжусь собой», «я смогла»). Но нередко «вау-тексты» принимают форму скрытого соревнования с читателем.

Один из явных маркеров такой конкуренции - популярный в среде соцсетей и блогов прием: вопрос читателю в конце поста в формате «А вы это делаете?». Смысл вопросительной интонации – в сомнении. В данном случае – в компетентности читателя. Чтобы проверить, просто замените вопросительный знак на шифровальный ключ («что-то я сомневаюсь»). И милый хвастливый текст… превращается в мину:
"Я сегодня молодец, 152 минуты простояла в планке! А вы занимаетесь своим здоровьем? («что-то я сомневаюсь»)".
"Мне трудно было решиться прыгнуть с тарзанки, но - вау! - я справилась! А вы боретесь со своими страхами? («что-то я сомневаюсь»)".

Девиз блога: «А вот у меня вон что есть!»

Цель автора: укрепить самооценку.

Почему нравится: читатели вдохновляются, когда читают о достижениях.

" Возникает ощущение «и я так тоже могу», за которое они бывают очень благодарны автору.

Почему раздражает: Чуткие читатели порой удавливают в «хвастливых» блогах попытку возвыситься за их счет.

ММяу-блог
Другая разновидность текстов в интернете – жалобные посты. Вероятно, вы читали такие или писали сами, когда важно было получить поддержку. Эмоциональный посыл многих из них можно сформулировать коротко: «мяу».

«Мяу» – это зов маленьких котят, когда они голодны, замерзли или напуганы. Вырастая, дикие кошки и коты обретают полную автономность, жалобное мяуканье теряет для них всякий смысл. Другое дело – наши домашние питомцы. Подружившись с людьми, они сообразили, что «мяу» - универсальный язык для общения с нами. У домашних кошек и котов есть несколько разновидностей мяуканья, каждый из которых – требовательное или просящее послание: «Покорми меня», «Погладь», «Поиграй со мной», «Помоги» и так далее. Домашние кошки в социальном смысле навсегда остаются котятами, так как заботу об их пропитании берет на себя человек.

Похожий принцип предлагаемого взаимодействия лежит в основе жалобных «мяу-текстов». Если кошка физически неспособна произнести фразу «дай мне еды» или «погладь меня», то автор «мяу-текста» избегает прямых формулировок из страха, что ему откажут.

" Поэтому, вместо прямых просьб о помощи или поддержке, он сетует на обстоятельства, наращивая патетический эмоциональный заряд подобно протяжному мяуканью.

Читателю же предлагается роль «принимающей стороны».

Девиз блога: «на помощь!»

Цель автора: пожаловаться, получить поддержку.

Почему нравится: если просьба о поддержке в тексте не завуалирована, а написана прямо, читатели горячо откликаются на такие посты либо спокойно проходят мимо (в случае, если тема не трогает или нет желания оказывать поддержку).

Почему раздражает: нередко жалобные посты вызывают много агрессии и ответов в стиле: «сам виноват!». Так читатели снижают накал тревожности и снимают с себя ответственность за заботу об авторе, которую, как им кажется, навязывает текст.

ГГав-гав-блог
Популярнейший жанр. Добрая половина известных блогеров нулевых писали (и пишут до сих пор) именно в этом стиле.

Содержательное ядро «гав-блогов»: автор прямо или косвенно выражает возмущение чьими-либо действиями (бездействием) и\или окружающими обстоятельствами.

" С помощью обвиняющих формулировок можно оживить практически любую тему.

Разоблачение властей. Ресторанная критика («Ощущение, что в этом ресторане повара просто забыли о том, что нужно еще и что-то готовить»). Киноведческие заметки («удивительно, насколько впечатление от хорошей книги можно испортить экранизацией»).

Впрочем, этот жанр при желании можно интегрировать с абсолютно любой темой. Грязные подъезды? Плохая погода? Чистые подъезды?! Солнечный денек?! Здесь нет никаких тематических рамок. Самая агрессивная и «разоблачающая» статья, которую мне доводилось читать в жизни, была посвящена тому, как обучать чтению детей младшего возраста

Девиз блога: «они дураки!»

Цель автора: слив агрессии, поиск безусловных союзников.

Почему нравится: сама возможность выражения агрессии социально приемлемым способом подкупает и воодушевляет читателя. Такие авторы не стесняются называть вещи «своими именами» («тащи свой жирный зад в тренажёрный зал»), выносить категоричные суждения («все женщины зависимы», «русская провинция – в упадке»). Часто эти приемы используются для принижения конкурентов («этот дизайн – бездарен»). Для блогов такого типа характерно использование инвективной лексики (матов).

Почему раздражает: Цена популярности «гав-блогов» высока. Автор фактически приглашает аудиторию в свой неозвученный конфликт.

" Читателю остается либо присоединиться к автору, либо оказаться по «другую сторону баррикад», о существовании которых он минуту назад и не догадывался.

Именно поэтому часто ценой внимания к тексту становится большой поток явной и скрытой агрессии, направленной на самого автора.

ИИроничный блог
Ирония – тот же агрессивный посыл, что и в «гав-блогах», смягченный юмором. Благодаря этому ироничные тексты легко читать, ведь шутка превращает все в игру, создает ощущение безопасности. Если над глупостью или неприятностью можно посмеяться, то она безопасна, с ней точно можно справиться (подробнее о психологии юмора я писала здесь).

" Ироничные блоги бывают двух типов – когда автор высмеивает других и когда автор высмеивает себя.

Высмеивание других - вариант блога предыдущего типа.
Самоироничные же блоги имеют более сложное ядро – аутоагрессивный посыл. Вектор обвинения в них направлен не наружу, а внутрь. Самоироничные блогеры – часто мастера историй, в которых они рассказывают о своих злоключениях, совершенных глупостях, промахах, просчетах с подкупающей искренностью и иронией.

Девиз блога: «а все-таки я хороший!»

Цель автора: поддержать себя, превратив самообвинение в игру, получить поддержку аудитории.

Почему нравится: искренность подкупает, благодаря иронии автора, читатель легко узнает себя. Кроме того, они такие забавные!

Почему раздражает: агрессия «понарошку» - все равно агрессия.

" И в самообвиняющем посыле, который прячется за иронией автора, читатель улавливает и обвинение в свой адрес: «ты такой же». Не всегда хочется с этим соглашаться.

ЭЭкспертный блог
С этой позиции написано большинство книг, исследований, статей и обзоров. Существуют и эксперт-блоги. Как правило, это тематические страницы либо специализированные дневники. Дневник мастера по маникюру, юриста, фитнес-тренера, психолога, репетитора, маркетолога или любого другого специалиста, который рассказывает о нюансах своей сферы с позиции эксперта.

" Такой формат предполагает признание особого «учительского» статуса автора.

Чтобы держать эту иерархическую позицию, нужна крепкая опора: либо собственные профессиональные достижения автора, либо авторитетные фигуры, на которых можно ссылаться. В противном случае внимание читателей будет сконцентрировано не на знаниях автора, а на проверке его экспертного статуса.

Девиз блога: «Я умный».

Цель автора: получить одобрение и поддержку читателей.

Почему нравится: читать такие блоги обычно интересно. Человек, претендующий на звание эксперта, старается подкреплять свой статус доказательной базой. Он пишет исключительно о том, в чем разбирается, и дорожит своей репутацией.

Почему раздражает: постоянно находиться в «ученической» позиции не каждому по вкусу. Читателей зачастую утомляет, когда автор постоянно держит «умное» лицо, в каждом своем тексте «проливая свет истины».

ГГуру-блог
Крайняя степень экспертной позиции. Чтобы отличить блог такого типа от любого другого никакая статья не понадобится – их видно сразу.

" Отличительная особенность гуру-блога – низкий уровень иронии (самоиронии). Экспертной базой в отличие от предыдущего блога являются не знания, а вера.

Гуру-блогер фактически предлагает читателю включиться в собственную систему ценностей, чаще всего снабженную готовым алгоритмом принятия решений. В этом алгоритме всегда присутствует четкое деление на «правильное» и «ложное», «хорошее» и «плохое».
Цель автора: власть и поиск опоры. На деле гуру опирается на свою аудиторию едва ли не больше, чем аудитория на него. Он часто оперирует местоимением «мы», демонстрируя единство с читателем.

Девиз блога: «будь, как я!».

Почему нравится: это удобно и приятно. Просто читая гуру-блог, человек может сопоставить свою представления с парадигмой гуру, «проверить» их правильность, а заодно и «правильность» гуру. Включаясь в предложенные автором отношения «гуру» -«последователь», читатель получает возможность хоть на время снять с себя ответственность и просто следовать указаниям, веря в результат.

Почему не нравится: помимо раздражающей авторитарности, у гуру-блогов – очень жесткие рамки. Малейшее отступление от заданной парадигмы гуру-блогеры воспринимают в штыки и начинают нервничать, ведь это ставит под сомнение веру. Авторитарность, негибкость в сочетании со стремлением к «абсолютной власти» вызывает желание ниспровергнуть «лжекумира».

" Гуру, как правило, не ведут диалогов с несогласными. Чтобы подавить «революцию» в зародыше, они их просто банят.

Разумеется, в чистом виде каждый из этих типов встречается относительно редко – у среднего автора присутствуют посты из разных жанров. Тем не менее, наиболее яркие блоги, как правило, создаются именно в моножанре, лишь с небольшими межжанровыми включениями.
Евгения Пельтек,
29.09.18 (опубликовано на портале Сибмама)