Дедушкин наказ

Виктор Сургаев
        Благодаря  заботам  дедушки  Ахмеда,  рос  я  честным  и  добрым  мальчиком,  уважал  старших,  отчего  даже  соседи  по  кухне  отзывались  обо  мне  хорошо.  И  вот  перед  самой  смертью  дедушка  подозвал  меня  и  сказал: «Самое  главное  в  жизни – будь,  внук,  всегда  справедливым  и  честным».  А  мечта  моего  детства – стать  шофером  и  я  копил  деньги  на  собственную  машину.  Отец  тихо  посмеивался,  но  до  поры  помалкивал. 
        После  окончания  11  классов  он  пригласил  меня  на  беседу,  усадил  за стол  и  сказал  вот  что.  «Поговорим  с  тобой,  сын… Ты  уже  достаточно  взрослый  и  настала  пора  выходить  тебе  на  большую  дорогу  жизни.  Однако  до  счастья  на  правде  далеко  не  ускачешь.  До  него  проще  на        машине  доехать.  И  лучше,  если  добираться  до  счастья  ты  будешь  на  колесах собственных. Понял?  Мы  подготовим  много  фруктов,  и  ты  с  дядей  Георгием  поедешь  через  недельку  продавать.  Он  знает,  куда».
        Ехать  куда-то  и  зачем-то  не  очень  хотелось,  но  на  Кавказе  слово  отца – закон,  и  я  согласно  кивнул  головой.  Через  две  недели  мы  уже  находились  на  рынке  большого  города.  Я  стоял  за  прилавком,  а  передо  мной  весы  и  куча  первосортных  мандаринов.  Неподалеку  разместился  дядя  Георгий,  то  и  дело  поощрительно  кивавший,  чтобы  я  не  робел.
        Первой  подошла  приятно  одетая  женщина  в  очках,  и,  даже  не  взглянув  на  товар,  спросила.  «Ну,  и  почем  мандаринчики?».  Я  бойко  ответил: «Сто  рублей  кило!»  «Но  это  же  грабеж, - сказала  она.  И  Вам  даже  и  не  стыдно?». Смерив  меня  уничтожающим  взглядом,  она  ушла.  Я  покраснел,  мне  стало  очень  неловко.  «Конечно,  стыдно, - подумал  я, - но  ведь  все  на  этом  рынке  продают  за  сотню  рублей…». 
        Тут  подошла  худенькая  старушка  в  ветхом  пальто  и  сказала,  не  торгуясь: «А  отвесь-ка  мне  два  килограмма,  да  крупнее.  У  меня  внучка  в  больнице…».  Взвешивая  мандарины,  я  вдруг  обратил  внимание  на  ее  облезлый  воротник  и  внезапно  все  во  мне  запротестовало. «Ну, уж нет,  дорогой  папочка!  Не  хочу  и  не  могу  ехать  «к  счастью»  на  машине,  добытой  такой  «правдой»!».  Вспомнив  напутственные  слова  любимого  дедушки,  я  твердо  сказал: «С  Вас,  бабуля,  тридцать  рублей».
        Она  недоверчиво  посмотрела  на  меня,  отдала  требуемую  сумму  и  шустро  скрылась,  боясь,  что  я  вдруг передумаю.  Три  человека,  стоявшие  рядом, взяли  по  5  килограммов  сразу  и  тоже  быстренько  исчезли.  Толпа  передо  мной  стала  расти  ежесекундно. Появившийся  рядом  дядя  Георгий  яростно  зашептал:  «И  ты  сын  моего  брата!  О,  ишак  безмозглый!  Ты  что,  урод,  хочешь  и  моего  сына  без  машины  оставить?!». 
        Разгоряченный  и  торжествующий,  я  оттолкнул  его  и  он,  трижды  плюнув,  ушел.  Во  мне  поднялась  буря  чувств,  и  я  крикнул: «Уважаемые  россияне! Берите мандарины!! Всего по  тридцать  рублей  за  килограмм!!!».  Задние  напирали,  а  передние  вдруг  перестали  брать,  и  я  услышал  чей-то  голос.  «Мужики,  этот  южанин  что-то  слишком  уж  раздобрился…».  «Конечно! – ответил  уверенный  мужской  бас.  Зазря  отдавать  не  будет!    Тут,  ребятки,  что-то  не  так… Надо  разбираться». 
        «Ну,  да,  точно!  Здесь  дело  заведомо  нечистое!» – заверещала  бойкая  старушка.  «Некоторые  такие  вот  в  помидоры  смеси  какой-то  пустят - и  зреют  они  прямо  за  10  минуточек!».  Пораженный  недоверием,  я,  было,    попытался  защищаться: «Люди!  Я  же  вам  только  добра  хочу!».  Но  меня  язвительно  перебил  мужчина  в  роговых  очках: «Ишь  ты!  С  чего  это  ты  нам  вдруг  добра  захотел?  А  в  полицию  ты  не  хочешь?!».
        Начался  невообразимый  гвалт  и  крики: «Администратора!  Директора  сюда!! Полицию!!!». И уже через несколько  минут  я  шел  в  сопровождении  двух  полицейских, и  по  пути  напряженно  соображал: «Неужели  прав  все-таки он, отец?  Но  как  тогда  быть  с  предсмертными  словами  дедушки?!». 
        В присутствии директора  и  служителей  закона  я  честно, как на духу,  рассказал  обо  всем,  и  они  понимающе  заулыбались.  Наконец,  экспертиза  доказала  доброкачественность  мандаринов  и  старшина  полиции  процедил: «Иди  и  не  валяй  больше  дурака.  Усек?  Нет?». 
        После  происшедшего  я  стоял  за  прилавком  с  чистой  совестью  и  более  уже  не  пытался  продавать  мандарины  по  тридцать  рублей  за  килограмм.  Да,  собственно  говоря,  что-то  не  очень-то  и  хотелось…