Пяндж. Дом пионеров

Зоя Агаева Десницкая
               
 

   Дом пионеров в Пяндже, в моем военном городке,  в  детстве,  был своеобразной Меккой или как , например,   Эйфелева башня для Парижа. 
 Это было то самое место, куда всегда хотелось приходить.
   При входе на территорию Дома пионеров, слева от дороги, рос инжир. Зеленый. Редкий сорт. Бордовый или фиолетовый инжир был сладким,  как мед.  И его можно было легко сорвать у моего дома. А зеленый - только тут.  ¬¬
   Вкус зеленого инжира был сладким, не приторным, немного водянистым, но очень вкусным! Его тут на всех хватало. Сколько детей сюда не приходило -  все лакомились инжиром. По прямой дороге можно было легко дойти до абрикосового сада. Таких сортов абрикосов  мало у кого в саду можно было найти.  А тут ветки со скороспелыми абрикосами   ломились от    тяжести.  Светло-желтые,   крупные,  овальной формы,   с румяными бочками, мясистые,  сладкие,  даже еще не дозревшие. И косточки у них тоже всегда были сладкие. Тут же спели другие сорта абрикосов:  желто-золотистые, с ровными бочками, но не  такие  сладкие и  с горькой косточкой.
    Недалеко от абрикосового сада ,    поближе к административным зданиям,  росла хурма. Ближе к осени,  мы поднимали с земли маленькие оранжевые плоды,   которые  при падении на землю всегда хорошо мялись. Из них сочился  сладкий,   яркий,   янтарного цвета,    сок. У хурмы были такие большие  крепкие ветки,  и  они были так высоко над головой, что попробовать ее можно  было   только подняв  с  земли. 
    Мы ,  конечно, приходили сюда заниматься   в  разные секции. Учились крою и шитью, например. В небольшой комнате собирались многие девочки с нашего и параллельного пятого класса и учились на бумажных выкройках шить себе сарафаны, платье, блузки  или юбки. У меня до сих пор цела тетрадь с выкройками одежды. Я хорошо помню учительницу Нелю Васильевну  Ерошенко, которая учила нас  кроить и шить. Мои подружки, как   с пятого класса научились  кроить и шить, ,  так и сейчас мастерство у них  никуда не ушло. Но я не шью. Нет. У меня не получалось с самого начала. То я выточки  вырезала,  а нельзя было вырезать ни в коем случае, то шов кривой…Скучно мне там было. А вот моя   подружка Надя быстро всему  научилась. И шила, и вязала, и готовила, как- то у нее правильно руки были «пришиты».   
    Дом пионеров так много нам , детям,  дал. С весны до зимы мы всегда отдыхали на территории сада, где  можно было покататься на  каруселях, погулять вдоль ярких   цветочных аллей,  насладиться ароматами садов ,  попробовать первые  созревшие фрукты.  Летом  для нас организовывался  летний лагерь. Мы вырезали из бумаги  флажочки, раскрашивали их в разные цвета  и развешивали вместе с  гирляндами  между деревьями хурмы. Устраивали разные  спортивные соревнования  и интересные конкурсы.  Таким желанным был этот лагерь  под открытым небом среди зеленого царства садов. Там было всегда  прохладно,  хотя  температура воздуха  днем накалялась  более  40 градусов .
    Когда мы заметно подросли,  в Доме пионеров  организовывали вечера с танцами. Туда приглашали  старшеклассников из двух городских школ  и лучших пограничников нашей воинской части.
       Однажды мне позвонил  знакомый из отряда и сказал, что обязательно  будет на вечере.   Это было время, когда мы редко виделись,  но очень много говорили по телефону. Я, конечно, пообещала  прийти ,  но знала точно, что не пойду. Мне хотелось, чтобы  друг там увидел много красивых  девушек  и понял, что свет на мне одной  не сошелся.   Весь вечер потом  я думала о нем.   И он  был  очень огорчен, что мы  не смогли увидеться .  Моя соседка Марина Рахимова вечером прибежала ко мне и сказала, что танцевала с моим другом. И он такой классный! И  подруга Тамара тоже позвонила, сказала, что видно было, что он расстроен. Теперь я жалею о своем решении.  Я же не знала, что, спустя четыре с половиной года,  выйду за него замуж. А могли бы    вместе  вспоминать о чудесном Доме пионеров, как и о других  наших любимых  местах.
    В Дом пионеров мы   приходили  и  будучи уже  взрослыми   компаниями.  Подолгу сидели среди густой зелени на старых  деревянных скамейках  у  старой  ржавеющей   карусели.    Запах спеющей хурмы кружил голову.  В безмолвном молчании  стоял   пустой абрикосовый сад. Еще не собранными были сады с айвой и  гранатами.  В воздухе стоял особый запах осени:  сырой  земли  и  сухих  листьев. У каждого из нас там были прощальные дни, когда мы понимали, что расстаемся надолго.  Может быть навсегда.   А   места, которые очень дороги, мы  сохраним в своем  сердце