Бремя, начертанное велением времени

Станислав Климов
Русло великой Сибирской реки текло и бежало, клокотало перекатами и расплывалось плесами, поднималось разливами и пересыхало ручьями, замерзало зимами и согревалось летними денечками, жило и жило себе, как хотелось Матушке-природе. Шли годы и века, недели и дни, километры длины и сантиметры глубины, зеленели хвойные берега и темнели каменные откосы, подсыхали отмели и расцветали Саранками заливные луга. Было так, как было, плыло так, как плыло.

Однажды человек захотел покорить и обуздать гордую реку, населить своими потомками и работниками, их детьми и семьями, заставить Алдан двигаться так, как хотелось ему, человеку труда, умному и гордому, не меньше самой реки, твердому в своих убеждениях, не хуже камня. Захотел и начал претворять в жизнь свои замыслы, корыстные и не очень, дальновидные и не очень, правильные и не очень. Начал, но киркой и лопатой, ведром и палкой такую реку не одолеть. Как быть? Мысль развивалась стремительнее птичьего полета: машины и пароходы, земснаряды и взрывчатка, человеческие силы и разум. Все слилось в единый кулак развития и покорения необузданной до настоящего времени реки.

По всей большой Советской стране шла коллективизация и развитие общества, сплочение рабочих масс на укрепление коммунизма и его идей, которые не могли обойти стороной и глубинку восточной ее части – красавицу Якутию.
Первый пароход-колесник «Громов» появился на Алдане задолго до того момента, когда описание подходит к появлению мысли речного братства эксплуатировать своенравное русло реки с его капризным и непредсказуемым нравом по своему усмотрению – побольше грузов возить, покрупнее пароходы пускать, сплавлять лес в пучках. То здесь, то там происходили загвоздки в движении: перекат мелкий, поворот крутой, препятствия в виде больших подводных наслоений мешают, отмель песчано-гравийная на середину русла выползла, словно большое млекопитающее, пожелавшее отдохнуть на мелководье. Пароходы садились на мели и пробивались на камнях, экипажи гибли и товар, перевозимый судами, уплывал, тонул и пропадал, не добравшись до пункта назначения и оставляя людей, его ожидавших, без пищи и средств существования.

Бремя времени и наступающий на пятки «забугорный» капиталистический мир заставляли человека коммунистического труда прогрессивнее мыслить и быстрее подниматься на помощь транзитному флоту, помочь ему подчинить своим прихотям противное русло и его переформирования.

Так осенью одна тысяча девятьсот двадцать девятого года родилась идея создания базы путейских судов в самом сердце Алданских перекатов – поселке Усть-Мая, в красивом местечке впадения горной реки Мая в русло Великого Алдана. Родилась и сразу стала воплощаться в жизнь, начали прибывать первые путейские суда и баржи, для работы на которых необходимо было обучать таежных аборигенов уму-разуму, делу взрывному и выправительному, землечерпательному и обстановочному, изыскательскому и такелажному. Постепенно сформировался и поныне существующий Алданский технический участок пути или по-современному, по-научному и образованному Алданский район водных путей и судоходства со своей инфраструктурой и разнообразным техническим флотом, специалистами и служащими, плавсоставом и береговыми работниками, всеми теми, кто и в двадцать первом веке обеспечивает безопасный судопропуск по Великому и могучему, своенравному и капризному, порой, очень полноводному и грозному Алдану. История его, техучастка богатая и многообразная, с горькими и сладкими страницами, приобретениями и потерями, подъемами и падениями – со всем, что случается в нашей нелегкой работе путейца. Но, все-таки, он существует и работает, являясь одним из самых крупных и стабильных предприятий Усть-Майского района и на всем протяжении Алдана от Томмота до впадения его вод в могучую и спокойную Лену.