Моссад - лучшая разведка мира?

Александр Щербаков 5
С тех пор, как в процессе развития человечества появилось противостояние между людьми, начиная с племен первобытных людей и до наших дней, появилась каста противостоящих друг другу бойцов невидимого фронта, как часто называют шпионов, тайных агентов, и тех, кто противостоим им по другую сторону баррикад.  Некоторые имена таких шпионов овеяны славой, и не всегда заслуженной. Н, как правило, это провалившиеся агенты – Мата Хари,  Рихард Зорге, Рудольф Абель, члены «Красной капеллы» и некоторые другие.   Персонажи захватывающих шпионских фильмов Штирлиц, Джеймс Бонд стали любимыми героями у нескольких поколений зрителей.  С течением  времени борьба стала проходить с применением средств технического контроля – прослушивание разговоров, аудио и видеоматериалов, перехватов зашифрованных радиограмм и других сообщений. И это противостояние носит все более ожесточенный характер.

В истории навсегда останутся названия могущественных организаций, которые занимались разведкой и контрразведкой.  Это и ЧК-ГПУ-НКВД, потом КГБ и ФСБ,  служба внешней разведки, ГРУ, «Смерш» в Советском Союзе и России, ЦРУ и ФБР в США,  МИ-5 и МИ-6 в Великобритании,  Абвер и гестапо в Германии.  Какие-то названия принадлежать уже истории, какие-то на слуху и в наши дни.  У одних длительная история, уходящая в глубь прошлого века, у других короткая.  Но они были, есть и будут, так называемые спецслужбы.  Я хочу рассказать об одной из них.

Мирную жизнь граждан Израиля охраняют сразу несколько ведомств. У каждого из них свое предназначение и способы работы, и в целом они справляются с возложенными на них задачами. В одной из спецслужб работал Яков Кедми, выходец из Советского Союза, который часто выступает на российском телевидении в программах Владимира Соловьева. Но даже среди этих спецподразделений существует одна организация, которая даже у яростных противников еврейского государства вызывает уважение. О возможностях ее ходят легенды, а качество выполняемых операций находится на высочайшем уровне. Название этого ведомства, входящего в список лучших разведок мира, «Моссад».

История данной разведывательной организации началась в декабре 1949 года. Это был трудный период становления молодого еврейского государства. Молодая страна, окруженная со всех сторон враждебными народами, вела тяжелейшую борьбу за выживание, и ей просто необходимы были службы, которые могли бы выполнять сложные специальные задачи. «Моссад» как нельзя лучше подходил для этих целей. В результате за 7 десятков лет своего существования данное разведывательное ведомство успешно провело ряд операций, которые по факту не имели аналогов в мировой практике.

Летом 1962 года власти Египта решили использовать для борьбы с Израилем новое оружие – баллистические ракеты. К этому времени ведущие мировые государства уже обладали налаженными технологиями производства ракетных двигателей, однако старались не делиться ими с другими странами во избежание неприятных последствий. Однако в ФРГ еще остались специалисты, работавшие по данному направлению в годы Второй мировой войны. На них-то и сделали ставку египетские власти. Специалистам «Моссада» попала в руки информация, в которой говорилось, что в Египте развивают ракетную тематику. К данному делу привлечены ученые и техники из Западной Германии. Возникшую серьезную для безопасности Израиля проблему следовало решать, причем очень быстро. Сначала с иностранными специалистами вопрос попытались решить путем рассылки писем, в которых им рекомендовалось прекратить сотрудничество с Египтом. Однако немецкие ракетчики проигнорировали предупреждение и продолжили свою работу.

Тогда начались теракты. Некоторым из специалистов пришли посылки, которые взорвались при попытке их открыть. Другие же попросту исчезли, растворившись в безбрежных североафриканских пустынях. Не помогла Египту даже поимка еврейских агентов спецслужбами Швейцарии. Израиль использовал все свои возможности, чтобы поднять европейскую общественность. В конце концов, доводы еврейского государства о разработках в Египте запрещенного оружия были услышаны. Израильские агенты были освобождены, Египет  был вынужден свернуть ракетную программу, а немецкие специалисты прекратили сотрудничество с этой страной. В историю эта операция вошла под названием «Дамоклов меч».

В конце 1960-х годов Израиль заказал во Франции партию ракетных катеров, чтобы усилить свой военный флот. В 1969 году заказ был выполнен, однако французское правительство запретило передавать катера заказчику, опасаясь возмущения со стороны арабских государств. Проблему удалось решить после того, как за нее взялся «Моссад». Разведчиками была разработана операция прикрытия, которая немедленно начала реализовываться. Согласно плану в Норвегии, которая никаким образом не была замешана в конфликте на Ближнем Востоке, организовали подставную фирму, открытую на имя некоего судовладельца М.Симма. Ему срочно понадобились катера для обслуживания норвежских нефтяников, а построенные во Франции суда как нельзя лучше подходили для поставленных задач.

Профильный комитет Минобороны Франции принял соответствующее разрешение, и катерам был дан зеленый свет на выход в открытое море. Но едва покинув французские воды, они круто развернулись и направились в Средиземное море. Несмотря на сильнейший шторм, бушевавший на море, спустя неделю все катера оказались в Хайфе. Эта операция получила название «Ноев ковчег».

После того как палестинские террористы совершили в сентябре 1972 года кровавый теракт, в результате которого погибли 11 представителей израильской олимпийской делегации, а власти ФРГ отпустили оставшихся в живых бандитов на свободу, делом чести для «Моссада» стало наказать негодяев. Приказ на их ликвидацию поступил лично от тогдашнего руководителя страны Голды Меир. Задача осложнялась тем, что террористы попытались раствориться в других государствах, как правило, враждебно настроенных к Израилю. Из-за этого исполнение приговора растянулось почти на 2 десятилетия. Тем не менее, все террористы, так или иначе участвовавшие в этой кровавой драме, были наказаны. Последний из непосредственных участников теракта в Мюнхене Абу Айяд был ликвидирован в 1991 году. Лишь одному человеку удалось избежать кары. Он умер в 2010 году на территории Сирии. Так завершилась операция «Гнев Божий».

Беспрецедентную по количеству задействованных в ней людей операцию «Моссад» провела в 1984 году. Тогда в условиях строжайшей тайны из Эфиопии были эвакуированы тысячи местных иудеев, которым грозили необоснованные репрессии. Сначала агенты «Моссада» создали в Судане фиктивную туристическую фирму, которая организовывала для своих клиентов морские прогулки и обучала подводному плаванию. Тайными тропами из Эфиопии в Судан выводились тысячи иудеев, которые, придя на побережье, немедленно изъявлял желание совершить морскую прогулку. Правда, назад они уже не возвращались. В море путешественников ожидали катера ВМФ Израиля, которые вывозили эфиопских евреев в безопасную зону. А уже оттуда их переправляли в Израиль.  К сожалению, полностью вывезти иудеев из Эфиопии тогда не удалось. Информация об операции «Моисей» попала в прессу, и ее пришлось срочно завершить. Только спустя несколько лет иудеев, оставшихся в Эфиопии, вывезли в Израиль на самолетах военно-транспортной авиации, для чего была разработана операция «Соломон».

В 1986 году техник-ядерщик Мордехай Вануну, работавший в Центре ядерных исследований, расположенном в городе Димона, выдал государственный секрет: Израиль владеет атомным оружием. Выехав из страны, он передал эту информацию британскому изданию «Санди Таймс». Реакция «Моссада» была молниеносной. Вануну познакомился с некоей молодой особой, которая пригласила его в Рим. Публикации в газете бывший ядерный специалист на свободе уже не увидел. В римской гостинице к нему нагрянули агенты «Моссада».  Они нейтрализовали перебежчика с помощью сильнодействующих препаратов и тайком вывезли обратно на родину. Молодая особа, как оказалось, тоже была агентом разведки. За свое предательство Вануну получил длительный тюремный срок.

Чуть больше хочу рассказать о похищении Эйхмана, гитлеровского преступника, эссесовца, повинного в смерти очень многих евреев. После войны ему удалось ускользнуть от правосудия, и через несколько лет он оказался в Аргентине. Разными путями об этом узнали в Израиле и поставили задачу похитить Эйхмана «Моссаду», чтобы провести показательный суд.

Аргентина после 1945 года стала настоящим прибежищем для нацистов. Сочувствовавший Гитлеру президент Аргентины Хуан Перон не просто закрывал глаза на въезд в страну огромного числа немцев с фальшивыми документами, но и активно помогал им скрыться из Европы. Многие бывшие нацисты даже устраивались на работу в вооружённые силы Аргентины. Очень интересно об этом написано в романе Юлиана Семенова «Экспансия-2», где действует наш разведчик Исаев под личиной Штирлица.

К моменту свержения Перона в 1955 году военной хунтой пронацистские настроения в аргентинской элите и,  особенно в силовых структурах, были весьма сильными. Вероятность выдачи Эйхмана оценивалась израильтянами как очень небольшая,  и никто не хотел рисковать упустить его ещё раз. Кроме того, Эйхмана могли выдать Германии, а через 15 лет после окончания войны нацисты в Европе стали получать очень мягкие приговоры. Израильтяне боялись, что из-за склонности прощать старые грехи Эйхман вообще уйдёт от ответственности.

Операцию по похищению Эйхмана возглавил лично директор «Моссада» Иссер Харель. Руководителем оперативной группы был назначен Рафи Эйтан. Все участники операции были добровольцами. Большинство из них либо сами пострадали от нацистов во время войны, либо имели погибших родственников. Все они были строжайшим образом предупреждены, что Эйхмана нужно доставить в Израиль живым и невредимым.
Разработка операции началась в конце 1959 года, а непосредственная подготовка — в апреле 1960 года. Оперативники «Моссада» прибывали в Аргентину поодиночке из разных стран и в разное время. Для оформления этих поездок «Моссадом» была даже создана подставная туристическая фирма. Проведение операции было приурочено к официальному визиту в Буэнос-Айрес израильской делегации на празднование 150-й годовщины независимости Аргентины. Поскольку у Израиля не было регулярного воздушного сообщения с Аргентиной, было принято решение вывезти Эйхмана на самолёте официальной израильской делегации. Руководство авиакомпании Эль-Аль пришлось посвятить в суть секретной операции. Самолёт должен был прилететь в Буэнос-Айрес 19 мая и вернуться назад 20 мая.  Было решено провести похищение Эйхмана около его дома, когда он будет возвращаться с работы.

Обычно Эйхман приезжал автобусом в 7 часов вечера. На этот раз в автобусе его не было, не было его и в следующем. Он появился только в 20.05, включил фонарик и пошёл в сторону дома.

Лично задержание Эйхмана осуществил Питер Малкин, известный впоследствии как «агент семь сорок» и «человек, который поймал Эйхмана». Когда Эйхман приблизился к засаде на 10 метров, Малкин обратился к нему по-испански «Un momentito, se;or!» («Минуточку, господин»), а затем, сдавив шею приёмом «нельсон», повалил на землю. Авраам Шалом выскочил из машины и схватил Эйхмана за ноги. Рафи Эйтан подбежал с другой стороны, и втроём они втащили Эйхмана в машину. На захват, по словам Малкина, понадобилось чуть более 20 секунд. Никаких посторонних свидетелей поблизости не оказалось. Рафи Эйтан утверждает, что Эйхман не смог оказать никакого сопротивления, а просто выл.

В автомобиле Эйхману заткнули рот кляпом, связали руки и ноги, надели темные очки и накрыли одеялом. Цви Аарони сказал по-немецки: «Сиди спокойно, или прикончим!» Эйхман не двигался. Обе машины поехали в одно из конспиративных помещений, арендованных «Моссадом».

19 мая самолёт «Эль-Аль» прилетел в аэропорт Буэнос-Айреса. Израильтяне приняли повышенные меры безопасности, но так, чтобы этого никто не заметил. К обеду 20 мая Харель перенёс мобильный штаб прямо в аэропорт, где в большом столпотворении за одним из столиков в кафе отдавал приказы своим сотрудникам до конца операции.

Вечером 20 мая Эйхмана накачали наркотиками и переодели в форму израильского лётчика. Затем его доставили в аэропорт и предъявили аргентинским пограничникам паспорт на имя пилота Рафаэля Арнона. До этого с участием Арнона была организована фиктивная автомобильная авария, а 20 мая он был выписан из больницы с указанием, что «…пациент может перенести полет под наблюдением врача». Пограничники пропустили израильтян, а Эйхман не мог протестовать, не понимая, что с ним происходит. В полночь самолёт «Эль-Аль» с Эйхманом на борту вылетел в Израиль.

После исчезновения Эйхмана около трёхсот нацистов из немецкой общины в течение недели обшаривали Буэнос-Айрес в его поисках, а их агентура пыталась контролировать вокзалы, морские порты и аэродромы. Тем не менее, им так и не удалось ничего обнаружить. Ни аргентинская полиция, ни родственники Эйхмана не смогли установить его местонахождение. Преступник понес заслуженное наказание. 

Деятельность «Моссада» основывается на принципах, заложенных еще первым ее руководителем Риовеном Шилоахом. Он предлагал использовать в работе самые современные технологии и наработки. Наряду с абсолютной преданностью агентов «Моссада» своей стране использование передовых технологий сделало данную организацию одной из лучших и эффективных в мире. По мнению некоторых представителей разведсообщества, она является абсолютным лидером.

Уверен, что мой материал могут оспорить специализирующиеся на истории спецслужб   читатели или авторы.  Но работать с этим материалом мне было интересно, и я с удовольствием написал эту статью. А вот сказать, что «Моссад» лучшая спецслужба в мире, я не могу.  Хотя для небольшой страны с небогатой историей достижения «Моссада» впечатляют.