Виртуоз разговорного жанра

Георгий Елин
13 февраля 1999 г.
Володя Кошевой устроил мне интервью с чересчур занятой Амалией Мордвиновой:  встретились в Домжуре, и три часа незаметно пролетели за разговором. Друг про друга мы всё поняли с первого взгляда:  я – что из этой девушки, которая и впрямь «виртуоз разговорного жанра», нужную информацию придётся вытягивать клещами; Амалия – что я с неё живой не слезу, пока не услышу того, что мне требуется узнать для журнала.
Володино присутствие оказалось очень кстати: сначала он вёл себя, как журналист, подбрасывая свежие идейки и не давая девушке уходить в сторону от моих неудобных вопросов, а потом вспомнил, что сам актёр, и тогда они с Амалией на полчаса ушли в цеховые разговоры,  дав мне возможность отдышаться и собрать себя в кучку (энергии в ходе беседы мы оба сожгли основательно).
<…>  Прослушав дома две полуторачасовые кассеты беседы с Мордвиновой, обнаружил, что Амалия меня  всё-таки переиграла:  слов наговорила на рубль, а необходимой информации  едва на пятак..

19 февраля 1999 г.
Ольга посмотрела  болванки моих интервью  с Филиппенко и Мордвиновой,  и эти тексты привели её  в уныние (постели, постели нет!),  а я честно сказал, что дальше «углублять»  личное на уровне кидания чашек Дорониной в Химичева не намерен – люди не те. «Ну, а зачем нам такие люди?» – спросила Ольга,  и я понял, что её устами говорит Бирюков.  До моего решения остаётся  меньше месяца, но уже сейчас мне всё понятно – тут я каши не сварю.

20 февраля 1999 г.
Утром по дороге в аэропорт поймал Мордвинову,  улетающую в Домбай на кинотусовку.  Сонная, потерявшая варежку и оттого злая, честно сказала, что для неё на «Караване историй» свет клином не сошёлся – найдём другое приличное издание, благо текст получился хороший.

12 марта 1999 г.
<…>  Увидел в киоске «АиФ» с анонсом: «Почему Амалия Мордвинова ушла от Марка Захарова?»
По кочану – «Ролей мне не давал!» (молодец, девушка, только со  мной у тебя  это ля-ля не пройдёт!).

21 марта 1999 г.
В полдень ко мне домой приехала Амалия и просидела весь день, хоть сначала сказала, что он весь у неё расписан и дел по горло.  Замечательная беседа получилась.  А поскольку  заело старенький диктофон – воспользовался видеокамерой, так что у меня теперь есть раритетная часовая съёмка.
Камеру попросила выключить один раз, когда отлично сыграла сценку со слезами, на которую, очевидно, мне полагалось отреагировать по-мужски – прижать к груди, вытереть девушке слёзы и т.д.  Не подыграл, жестокосердный (актриса слишком высокого класса).

14 апреля 1999 г.
Душный день, лёгкий дождь.
В три приехал к Амалии в театр Маяковского и просидел у неё в гримёрской до начала вечернего спектакля.
Вечером – «Кин – IV». Пьеса Горина очень слабая (ощущение, что с 70-х тухла в столе, а через двадцать лет он её зачем-то отдал театру). И постановка очень слабая – делалась в расчёте на ударный актёрский дуэт Лазарев – Костолевский, а они за четыре сезона вконец утомились.  Амалия, конечно, внесла свою свежую струю (чересчур бурную, явно переигрывая), но у неё мощный конкурент – Немоляева (отлично играет). Говорят, что Ирина Беляева  (ушла рожать, и Амалия её заменила) эту роль вообще запорола.
Фыфка окончательно испортила впечатление – раскапризничалась, тянула меня прочь (еле-еле удержал её до конца): домой ехали молча (боюсь, что ревнует к Амалии).

3 марта 2000 г.
Презентацию в «Лимпопо»  (в отличие от предыдущей,  по которой от души проехалась Березовская «Независька»)  мне вовремя удалось  «отредактировать» – позвал только тех, кого хотел видеть:   Женю Попова  и Кира Булычёва,  Витю Шендеровича и Гришу Остёра,  Аллу Боссарт с Игорем, Женю Бунимовича, Амалию Мордвинову с очередным бойфрендом  Сашей  <Гольданским>.  Влад Васюхин пригласил только Валентину Пономарёву –  певицу, с которой я прежде знаком не был.
Вика хотела, чтобы вечер  вёл Вишневский, но я от Володи тактично отказался:  остолбенело из каждого утюга слушать его одностишия. Да и зачем, когда у нас веселил народ Остёр  (Гриша на меня всё ещё сильно дуется за рассказ, ну да Господь с ним.)

17 марта 2001 г.
<…>  Инертность (и верность!)  нашего зрителя всё-таки поразительны: «Семь дней»  заказал опрос по отечественным кинозвёздам  (по редакционному списку, с которым этот журнал и «Караван историй» работают), и результат – кстати, вполне предсказуемый, – подтвердил  и без рейтингов известную картину:  в российском кино по-прежнему царствуют бабушки.   
Первую двадцатку самых известных возглавляет неизбывная Людмила Марковна Гурченко,  за ней гурьбою те, кто за десять последних лет забыл, как на киностудии дверь открывается:  Румянцева, Светличная, Васильева,  Доронина, Касаткина, Быстрицкая...   Чтобы рядом с ними упомянуть хоть каких-то молодых,  тех же  Мордвинову с Захаровой, пришлось расшить список до полусотни, только так они уместились (одна на 42 месте, другая лист закрыла),  а уж Амалию Руслановну с Александрой Марковной  пресса-то  отработала  сверх всяких норм и приличий. <…>

31 марта 2001 г.
Мордвинова,  которая  теперь Гольданская, прямодушна,  как веник, – позвонила нынче, деловая, как всегда: «Хочу сделать моноспектакль... и чтобы режиссёр был мировой звездой... думаю, что Вайда  вполне подойдёт...».   Я осторожно сказал девушке,  что пан Анджей давеча отметил 75-летие и по такому случаю, перед лицом вечности, немножко занят собственными  мелкими делами.   Да и лучше ей кого-нибудь помоложе найти, например, Занусси – тоже неплохой режиссёр,  опять же в России часто бывает,  вот недавно мастер-класс тут проводил  (кажется, ещё и не уехал).  Убедил! – Амалечка согласилась: ладно, пусть будет Занусси...  Ну, что ж, пусть будет.    

10 мая 2001 г.
<…>  Амалия 30-го родила девочку, назвали Дианой (Фыфка считала с автответчика  её вчерашний звонок).  По домашнему телефону Мордвинова не отозвалась, я Гольданскому позвонил, поздравил. Он сказал, что родила Амаля легко и скоро (сам тоже при родах присутствовал),  теперь хотят в Штаты, к родителям его слетать,  до конца августа.  Просил к раскрутке их пьесы руку приложить (первоначальную провинциальную банальщину «Жизнь до дна» переназвали ещё отвратнее – «Самая, самая, самая...»),  уже в декабре намерены играть её антрепризой (кто ставит, не спросил, но кажется  –  Житинкина уломали).

30 января 2002 г.
Оплатив безлимитный тариф,  три десятка ночей просидел в интернете. Очень сумбурные впечатления.
Начал с того, что прошёл по фамилиям друзей и знакомых. <…>  Персональные сайты – отдельная песня. Сайт Амалии – умильный компот из амбиций, громких заявок и неизжитой провинциальности. <…>

4 марта 2003 г.
Нарисовался Василий Борисович Ливанов – я предложил начать его книжкой новую серию «Мастер–класс».  Вторым номером будет – естессно – Амалия Руслановна («тупиццца и бездарррь!»  – по мнению Василия Борисовича. Который, в свою очередь, для неё – «полный отстой!»). Однако наш Холмс выбрал оригинальный способ очаровать моих издателей – матерился он так, как всем сапожникам / грузчикам не снилось. Напугал всю редакцию изрядно. <…>

5 марта 2003 г.
Встретив Амалию в «Пронине»,  не удержался – спросил:  перевалил твой отрицательный семейный опыт положительный потенциал? Малечка в ответ лишь глаза закатила  (время Саши Гольданского,  значит, совсем вышло).  Про книжку, говорит, сама думала – вопрос в том, не рано ли? Да не рано – сам пор!

15 марта 2003 г. 
Раскачиваю Амалию сделать книжку  (вроде втянулась – во всех интервью рассказывает, что вот-вот бестселлер напишет). Сначала согласилась на литературную запись, даже надиктовала часа два, но сейчас решила сама сочинять, ноутбук купила.
Вышли с Амалией из редакции на Лубянку, машину ловим. Едва махнула рукой – подруливает навороченный джип, из машины холёный мэн выпрыгивает:
     – Привет! Вы – та самая?
     – Да!
     – Вот повезло так повезло, живую увидел! – радостно крикнул мужик. Прыгнул  в свой броневик и умчался. Не сообразив: подвези он звёздную девушку, ему бы  повезло ещё больше.

19 августа 2004 г.
Встретились с Сашей Гольданским в «Наутилусе» – записал его интервью, типа: «Говорила мне мама!..».   Малечка  права: благодаря ей,  он плотно вошёл в театральную тусовку,  и хоть за пять лет наработал  нужные контакты,  потеря столь яркой жены-актрисы неизбежно отразится на его бизнесе, на деньгах. И эта тревога сквозит во всех Сашиных словах.

20 августа 2004 г.
Гольданский утвердил запись нашей беседы и укатил с компанией в Европу – отдыхать от  бывшей девушки Амалии. Если чему и завидую, так это умению расставаться друзьями, чего я не смогу никогда.

21 августа 2004 г.
Днем заехала Фыфка – за какой-то мелочью. А я пустить её в дом не мог (у меня была Амалия: приехала читать Сашины ля-ля).  <…>

25 августа 2004 г.
С утра обживал стол в «Новой неделе», а к шести успел в «Кодак-Киномир» – на встречу с Малечкой, которая нынче тусуется по случаю премьеры новой фильмы. Конечно, девушка опоздала,  у дверей её ждала толпа, и нам оставалось только укрыться в ресторанчике напротив.  Пока писал интервью, Маля несколько раз звонила своему индусу (который на самом деле канадец,  но чалму носит) и зазывала его на премьеру: «... хоть на полчасика, после девяти...»

27 августа 2004 г.
Малечка приехала  около восьми утра (поезд опоздал),  вычитала текст нашей беседы, комментируя её жутким образом:  «Поклонник армреслинга, да – ручищи у него... А когда Машка повесилась – позвонил мне, говорит: «Ещё живой в петле её застал, хотел вытащить, да сил не хватило...».  Не хватило! – да он меня одной левой поднимал...».  Про «индуса» – ещё веселее: «Мы с ним кончаем – просто глядя друг другу в глаза!..»

7 сентября 2004 г.
Утром кинул мейл Бирюкову – предложил ему Амалечку (только потому, что обещал всё вкусное Ольге в «Караван»). Днём отвёз текст в «7 дней», благо рядом c «Новой неделей».
<…>  После отказа  «7 дней» (разводы – не их тема:  только свадьбы! только счастье!) – отослал текст в «Комсомолку».

10 сентября 2004 г.
Вышла «КП – толстушка» с моей / Сашиной беседой «Мама была права!..»   – «Развод для нас с Амалией – просто формальность»  (про себя, конечно, врёт – очень болезненно переживает: за свою еврейскую семью,  которая всячески его от этого брака – а теперь и от развода – удерживала).
Отвёз текст беседы с Амалией – в «Hello!» Нине Суслович.

14 сентября 2004 г.
Был у Амалечки днём – после съемки для «Hello!» – поправили текст.  Сказала, что фамилию Саши не сохранит, но и к прежней не вернётся – будет просто Амалией.

18 сентября 2004 г.
Вышел  номер «Hello!»  с Амалией – облога и четыре разворота (правку Суслович, слава богу, внесла). Фотосессия очень живая и симпатичная.

1 октября 2004 г.
Чуркин всё же настоял, чтобы я сделал для «Новой недели» парный материал – перепечатку Гольданского из «толстушки» и как бы комментарий Амалии накануне развода, где никаких папарацци, только эксклюзив.  При этом непременно хочет, поскольку с Сашей мы на «вы», чтобы Малечке я «тыкал» (ненавижу такие вольности в интервью, да и особой  доверительности этот приём текстам не придаёт).  Вообще все эти семейные бла-бла мне уже опостылели – хочу про её  работу  с Миттой,  Муратовой,  Гринуэем...

5 апреля 2005 г.
Амалия снова вышла замуж (других интересных новостей в светской хронике нет).

20 ноября 2012 г.
Рискую получить от своих женщин по тыкве, но – да, люблю эту зеленоглазую бестию. За умение трезво распорядиться своим даром (скромным, но очевидным), за ум (у представительниц актёрского цеха, увы, нечастый), за то как размашисто режиссирует свою жизнь (талант и вовсе редкий).
Любил смотреть, как Амалия дурит журналистов. Набегала на неё простушка с диктофоном: «А правда, что у вас уже было три мужа?»  – «Побойся бога, деточка, я вообще девица!» – отвечала ей Амалия, поглаживая пятимесячный животик. «Мордвинова призналась нам, что она девственница!» – радостно сообщал через день очередной таблоид (пойти в Щуку, полчаса попить чаю с вахтёршей, которая на двух свадьбах Малечки бутерброды резала, – на это нынешняя журналистика не способна).
За десяток лет сделал с ней несколько больших интервью, и все с удовольствием: Амалия – виртуоз разговорного жанра:
«Возвращаюсь как-то с «Мосфильма» в Щукинское училище и вижу на доске расписаний объявление: такого-то числа состоится юбилей Марка Захарова. Внизу моя фамилия с припиской: зайти в такую-то комнату. Прихожу – сидят педагоги Буров и Борисов.  Спрашивают: «Амалия, вы смотрели в Ленкоме «Женитьбу Фигаро»?» – «Нет». – «Там есть такой персонаж, Марсельеза с обнажённой грудью. Ректор Владимир Абрамович Этуш будет читать текст, а вы размахивать этим флагом». – «Так я выйду с обнажённой грудью и флагом?» – «Да». Я оказалась в неплохой компании...».  (Сергей Николаевич настоял на заголовке  «Обнажённая с флагом» в своём «Домовом»;  в  том № 4-1999  стильная съёмка Вл. Клавихо).
Накануне её тридцати я очень хотел сделать с Амалией  книжку – повесть про вологодскую Золушку, приехавшую брать штурмом Москву. Обзавелась ноутбуком, набарабанила три печатных листа и остановилась: «А врать можно?» – Сказал, что в мемуарах лучше не делать двух вещей:  врать и говорить правду (в смысле, банальности).  Почесала нос: «Тогда давай  лет через десять...».
Сегодня Амалии Руслановне 39, и  у нашей Золушки уже четыре  славных чада:  Диана, Герман, Евангелина и Серафима.  Действительно: теперь пора ловить маманьку  на Гоа – книжку писать.

20 ноября 2013 г.
Яндекс прислал напоминалочку, что 20-го ноября родились Михаил Ульянов, Алексей Баталов и Майя Плисецкая. А мог бы и напомнить, что нынче 40 лет Людмиле Руслановне Парыгиной, которая Мордвинова, Гольданская и Амалия & Амалия – актриса театра и кино, в прошлом отмеченная премией «Хрустальная Турандот» и Госпремией РФ. И ещё – виртуоз разговорного жанра и любимица наших СМИ,  охотно отдававших ей обложки и центральные развороты.  В итоге  её творческий список весьма скромен, хотя авансы получала щедрые. К своему сорокалетию рыжая бестия совсем сошла с орбиты, и я пожелал бы ей: возвращайся!


ФОТО:  Амалия Мордвинова, домашнее интервью / Москва, март 1999 г.
© Georgi Yelin  /  стоп-кадр с видео
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/

-----