Корнилов. Вождь Белого движения

Сергей Алексеевич Порохин
Верховный Главнокомандующий генерал Лавр Георгиевич Корнилов
      
     Вождь Белого движения в России Лавр Георгиевич Корнилов родился в 1870 г. в семье коллежского секретаря. Окончил Сибирский кадетский корпус в 1889 г.,  Михайловское артиллерийское училище  - в 1892 г., Академию Генерального штаба – в 1898 г. Генерал от инфантерии.
   
В русско-японской войне 1904-1905 гг.  с сентября 1904 г. в должности штаб-офицера при штабу 1-й стрелковой бригады. Корнилов отличился в Мукденском сражении, был произведён в полковники, был награждён орденом Георгия и Георгиевским оружием. С декабря 1912 г. Корнилов возглавил 9-ю бригаду Сибирской дивизии.

Первую мировую войну 1814 года Корнилов начал командиром дивизии. Под его руководством она быстро стяжала себе почётное название – «стальная». Историк Н.Стариков писал: «Известен случай, когда горстка добровольцев 148-го Измайловского полка, входившего в состав этой дивизии под руководством самого Корнилова яростной «суворовской» атакой опрокинула в Карпатских горах два австрийских полка, взяв 1200 пленных и одного генерала».(1) Во время вынужденного отступления русской армии в апреле 1915 г. корнилов руководил аръергардом дивиззии, прикрывввшем её отход, был тяжело ранен и попал в плен. В июле 1916 г. бежал из тюремной больницы, где лечился, ночами пробирался на восток, и наконец добрался до расположения русских войск. Фронтовые газеты немало писали об этом исключительном  случае, удачном  побеге русского  генерала из австрийского плена. Был награждён Георгиевским крестом 3-й ст. и назначен командиром 25 армейского корпуса.

В марте 1917 г. Временное правительство назначило Л.Г. Корнилова Командующим войсками Петроградского военного округа. Тогда же он был произведён в генералы от инфантерии.

В ночь с 7 на 8 июля 1917 г. генерал Корнилов вступил в командование Юго-Западным фронтом. «Став командующим фронта, Корнилов на следующий день послал Верховному Главнокомандующему Брусилову, министру-председателю Львову и военному министру Керенскому телеграмму. В ней он заявлял о необходимости применения смертной казни на театре военных действий».(2) Но уже 19 июля 1917 г. Временным правительством генерал Корнилов был назначен вместо генерала Брусилова Верховным Главнокомандующим. Он. Возглавлял русскую армию до августа 1917 г.

Генерал Н.Н.Головин, известный военачальник и военный исследователь, писал: «Вступление Корнилова в Верховное Главнокомандование означало поворот к восстановлению дисциплины в Армии.»(3) Авторитет Корнилова в армии был действительно велик. «12(26) ентября 1917 г. по договорённости с А.Ф.Керенским двинул войска на Петроград. 28 сентября А.Ф.Керенский отрёкся от договора, объявил Л.Г.Корнилова мятежником и сместил с поста Главнокомандующего Русской Армии. 2 сентября посажен в Быховскую тюрьму. 4(18) ноября 1917 г. (новый) Главнокомандующий генерал Духонин освободил Корнилова и его сторонников. 5(19) декабря 1917 г. (Корнилов) прибыл в Новочеркасск, где (с генералом Алексеевым) приступил к формированию Добровольческой армии».(4)   С 5 декабря 1917 года  в Новочеркасске возглавил Добровольческую армию, которую вывел в 1-й Кубанский (Ледяной) поход.

Полковник Кубанского казачьего войска Елисеев писал о первопоходниках: «В эти жуткие дни Добровольческая армия генерала Корнилова, не имея в своих рядах и пяти тысяч бойцов, с обозами, ранеными, занимала станицы только для ночлега, а наутро покидала их уходя дальше в неизвестность… Она пополнялась добровольно кубанскими казаками, которые тут же вели бои с красными и на следующее утро покидали свои станицы, свои семьи, свой отчий дом – на террор и разграбление красных, которые входили станицу «завтра или в тот же день…»(5) 

13 апреля 1918 г. генерал Корнилов погиб во время штурма Екатеринодара частями Добровольческой армии, им созданной. «Уже после отступления белых тело генерала Корнилова будет извлечено из могилы красноармейцами. Труп генерала опознают, его привезут в Екатеринодар (Краснодар) и при большом стечении народа разденут и повесят на дереве. Потом пьяные комиссары изрубят тело Лавра Георгиевича шашками, растопчут ногами, обложат соломой и сожгут. Вечная ему память!»(6)

Смерть Корнилова поначалу от многих казаков Кубани была некоторое время скрыта. Вот какое объяснение тому дал позже кубанский священник А.И.Кулабухов: «Имя генерала Корнилова было так высоко в сердцах всех российских патриотов. Только этим именем держалась Добровольческая армия. Только это одно ИМЯ звало всех в её ряды, куда шли не рассуждая, слепо веря в этого героического человека и большого российского патриота. После его смерти в бою армия переживала почти полную гибель. Но мы верили, - надо было только передохнуть. Но сказать тогда, что генерал Корнилов УБИТ, - означало вырвать веру из сердец многих».(7)

---
1. Стариков Н.В. – 1917  разгадка «русской» революции. М., Яуза, Эксмо, 2011, С.284.
2. Рыбас С. Генерал Кутепов. Олма-Пресс. 2000, С. 97.
3. Головин н.Н. Военные усилия России в Мировой войне, М.Кучково Поле, 2001, С.369.
4. См.: Веллер М., Буровский А.  Гражданская история безумной войны. Приложение М., АСТ, 2010, С.554.
5. Елисеев Ф.И. С Корниловским конным. М., Астрель, 2003, С.332.
6. Стариков Н. Кто убил Российскую Империю? М. Яуза, Эксмо, 2006, С.474.
7. Цит. по: Елисеев Ф.И. С Корниловским конным, М., Астрель, 2003, С.223.


СЕНТЕНЦИИ ЛАВРА КОРНИЛОВА

Страшна не смерть, а позор и бесчестие. (Цит. по: Стариков Н. Кто убил Российскую Империю? М. Яуза, Эксмо, 2006, С.417.

Я принял армию в состоянии почти полного разложения. Благодаря войсковым комитетам высший командный состав был лишён влияния на войска. Многие генералы и значительная часть командиров полков под давлением комитетов были удалены от занимаемых должностей. За исключением немногих частей, братание процветало. Были случаи братания с участием хоров немецкой музыки, выставлявшихся между нашими и немецкими проволочными заграждениями. В течение двух месяцев мне почти ежедневно пришлось бывать в войсковых частях, лично разъяснять солдатам необходимость дисциплины. (Цит.: Там же, С.441)

Армия обезумевших тёмных людей, не ограждающихся властью от систематического развращения и разложения, потерявших чувство человеческого достоинства бежит… Это бедствие может быть прекращено, и этот стыд или будет снят революционным Правительством, или, если оно не сумеет того сделать, неизбежным ходом истории будут выдвинуты другие люди. Я, генерал Корнилов, вся жизнь которого – от первого дня существования доныне – проходит в беззаветном служении Родине, заявляю, что Отечество гибнет, и потому, хотя и неспрошенный, требую немедленного прекращения наступления на всех фронтах в целях сохранения и спасения армии для реорганизации на началах строгой дисциплины и дабы не жертвовать жизнью немногих героев, имеющих право увидеть лучшие дни… (из телеграммы на имя Керенского 11(24) июля 1917 г.) (Цит. Там же, С. 443)

Для окончания войны миром, достойным великой, свободной России, нам необходимо иметь три армии: армию в окопах, непосредственно ведущую бой, армию в тылу – в мастерских и заводах, изготовляющую для армии фронта всё ей необходимое, и армию железнодорожную, подвозящуюю это к фронту. (На совещании с участием министров путей сообщения и продовольствия (30 июля (12 августа 1917 г.) (Цит. – Там же, С.449-450)

Русские люди! Великая родина наша умирает. Близок час её кончины. Вынужденный выступить открыто, я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большинства советов действует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на рижском побережье убивает армию и потрясает страну изнутри. Тяжёлое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. Все, у кого бьётся в груди русское сердце, все, кто верит в Бога, в храмы, молите господа Бога об объявлении величайшего чуда спасения родимой земли. Я, генерал Корнилов, сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ путём победы над врагом до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни. Предать жн Россию в руки исконного врага германского племени и сделать русский народ рабами немцев я не в силах. И предпочитаю умереть на поле чести и брани, чтобы не видеть позора и срама русской земли. Русский народ, в твоих руках жизнь твоей Родины! (- 28 августа 1917 г., после объявления Корнилова вне закона Керенским) (Цит. – Там же, С.456-457)

«Армия обезумевших тёмных людей, не ограждавшихся властью от систематического развращения и разложения, потерявших чувство человеческого достоинства – бежит… На полях, которые даже нельзя назвать полями сражений – царит сплошной ужас, позор и срам, которых Русская Армия ещё не знала с самого начала своего существования…Меры правительственной кротости расшатали дисциплину и вызывают беспорядочную жестокость ничем не сдерживающихся масс. Эта стихия проявляется в насилиях, грабежах и убийствах… Смертная казнь спасёт многие невинные жизни ценою гибели немногих изменников, предателей и трусов… Это бедствие должно быть прекращено. И этот стыд – или будет снят революционным правительством, или, если оно не сумеет этого сделать, - неизбежным ходом истории будут выдвинуты другие люди… Я, генерал Корнилов, вся жизнь которого от первого дня сознательного существования и доныне в беззаветном служении Родине заявляю, что Отечество гибнет, и потому, хотя и не спрошенный, - требую немедленного прекращения наступления на всех фронтах в целях сохранения и спасения армии для реорганизации на началах строгой дисциплины, и дабы не жертвовать жизнью немногих героев, имеющих право увидеть лучшие дни. Необходимо немедленно, в качестве временной меры, исключительно вызываемой безвысходностью создавшегося положения, введение смертной казни и учреждение полевых судов на театре военных действий. ДОВОЛЬНО!  Я заявляю, что если правительство не утвердит предлагаемых мною мер и тем лишит меня единственного средства спасти армию и использовать её по действительному назначению для защиты Родины и Свободы – то я, генерал Корнилов, самовольно слагаю с себя полномочия Главнокомандующего. Генерал Корнилов» По: Елисеев Ф.И. С Корниловским конным, М, Астрель, 2003, С.107-108

Казак настоящий не может не быть не монархистом. Корнилов. По: Керсновский А.А. История Русской Армии, М., Воениздат, 1999, С.723.