14 глава. Литературные новшества. Часть 4

Элла Лякишева
    Иллюстрация из интернета.

          Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
       Начало на  http://proza.ru/2017/07/19/1591

                Начало главы на http://www.proza.ru/2018/09/28/1578

    ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЗАБАВЫ, ИГРЫ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

            ЧАСТЬ 4.

  ПАНТОРИФМА  ( панторим - от греч. «pan» - весь  и «rhythmos» - соразмерность) - строки, в которых рифмуются  все (или почти все) слова.  Панторифма свидетельствует об изощрённом владении словом. Пример  найдём  у  К.Бальмонта:

Шумели, сверкали,
И в дали  влекли,
И  гнали печали,
И пели в дали.

   ПАЛИНДРОМ (от греч. «palindromos» - возвращающийся) - это предложение или стихи,  одинаково читающиеся слева направо и справа налево. Пример палиндрома у В.Брюсова:

Жестоко – раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово
Страданье – глубоко – глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает…
Мерцанье былого виденья качает…
Молчанье, ночное раздумье – жестоко!

    Велимир Хлебников, используя палиндром, написал поэму  «Уструг Разина».   

   РОК - ПОЭЗИЯ – особое  поэтическое явление русской культуры ХХ века. «О советском роке всерьёз заговорили после появления в США в начале 1986 года двойного альбома «Красная волна. Андеграунд» с песнями ленинградских рок-коллективов «Аквариум», «Алиса», «Кино», «Странные игры». Состоялось наконец его открытие спустя 20 лет после рождения…

     Но рок тут же объявили «духовным наркотиком», «нравственным СПИДом» и даже «идеологической диверсией» (З.Стасов).
      Протестуя против навязываемого официоза, появились «антипоэты», заслугой своей считающие нарушение общепринятых норм. Руководитель московской группы «Звуки Му» Пётр Мамонов  так объяснил своё кредо: «Герой моих песен – это не герой, а антигерой. То есть не ты, не я, а то, что мешает нам жить».

     Рок-поэты с удовольствие взяли на вооружение приёмы иронии и сатиры. Разрушая слог и смысл, они не боялись и фонетических экспериментов. Например,  «Тибетское танго»  группы «Аквариум» состоит из двух строчек:
   
                Ом-хо-хом
                Куку-фифи. 

Ещё  один пример – из Анатолия Гуницкого:

Синхронные люди,
Давайте дружить,
Гонять динозавров,
Трамваи любить.
Мы все идиоты!
И в этом вся суть,
Зелёная роза
Не даст нам уснуть.      («Синхронные люди»)

    Глубоко социальная рок-поэзия говорила и говорит о горьких болях и уродствах нашего общества, нашего времени. Вспомните Виктора Цоя:
Зёрна упали в землю.
Зёрна просят дождя,
Им нужен дождь.
Разрежь мою грудь,
Посмотри мне внутрь,
Ты увидишь -
Там всё горит огнём...

   Среди рок-поэзии есть работы истинно талантливые, философски наполненные. Пример – стихи  рано ушедшего из жизни Александра Башлачёва «Посошок», «Время колокольчиков», «Ванюша», «На жизнь поэтов». Без душевного волнения нельзя читать эти строки:

Поэты живут и должны оставаться живыми.
Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.
Поэты в миру оставляют великое имя
Затем,  что у всех на уме – у них на языке.

Но им всё трудней быть иконой в размере оклада.
Там, где, судя по паспортам, - все по местам.
Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада,
По чистым листам, где до времени - всё по устам...

Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
Прорвётся к перу то, что долго и долго рубить топором.
Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия.
К ним Бог на порог. Но они верно имут свой срам.

Поэты идут до конца. И не смейте кричать им: - Не надо!
Ведь Бог...Он не врёт, разбивая свои зеркала.
И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада
Глядят ему в рот,разбегаясь калибром ствола...

Не верьте концу. Но не ждите иного расклада.
А что же там было в пути? Эти женщины, метры, рубли... -
Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
Позволят идти, наконец, не касаясь земли.

Ну, вот ты поэт...Еле-еле душа в чёрном теле.
Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.

Не жалко распять для того, чтоб вернуться к Пилату.
Поэта не взять всё одно ни тюрьмой, ни сумой.
Короткую жизнь, семь кругов беспокойного лада
Поэты идут...
      И уходят от нас на восьмой.

      Эти потрясающие строки надо перечитывать и вдумываться, чтобы наконец ПОНЯТЬ! И я прошу: Читатель, вернись к началу этого стихотворения и МЕДЛЕННО, ВДУМЫВАЯСЬ В КАЖДОЕ ГОРЬКОЕ СЛОВО, прочти ещё раз!

    А потом можно двигаться дальше.

    РОПАЛИЧЕСКИЕ  СТИХИ  - древняя  сложная игровая форма стиха. В каждой строке количество слогов в последующем слове должно постепенно увеличиваться, начиная с односложного. Пример найдём у В.Брюсова:

Жизнь — игра желаний мимолётных,
Есть — пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых;
Есть года жестоких испытаний,
Дни суда глубоких ожиданий...
   Конечно, такая форма  лишь для больших мастеров. 

     СОЛЕЦИЗМ — нарушение морфологических или грамматических норм литературного языка. Иногда встречается и у известных поэтов:

                Из пламя и света
                Рождённое слово.                (М.Лермонтов) 
                ***
Мой друг, доколе не увяну,
В разлуке чувство погубя,
Боготворить не перестану
Тебя, мой друг, одну тебя.         (А.Пушкин)

    СОЦ - АРТ – явление постсоветской авангардной культуры 90-х годов ХХ века, эпатажными представителями которого называют Т.Кибирова, Д.Пригова, Льва  Рубинштейна, Евг.Попова. 

    Представьте, что в 1993 г. Кибиров и Пригов получили Пушкинские премии как представители «новой волны».

     Д.Пригов – поэт, прозаик, график, драматург, скульптор, перфоматор, инсталлятор, теоретик нового искусства, критик. Пародируя, пытался охватить почти все соцреалистические  клише и штампы.

     Его любимые жанры – «манифест», «предуведомление», «перфоменс», «создание своеобразного зеркала, в котором переворачивается соцреалистический текст и появляется абсурдная  реальность» (пунктуация авторская):

               Вот я, предположим, обычный поэт
               А тут вот по прихоти русской судьбы
               Приходится совестью нации быть
               А как ею быть, если совести нет
               Стихи, скажем, есть, а вот совести - нет
               Как тут быть
Действительно, как тут быть? Что бы вы ответили автору?

    ТАВТОГРАММА (от греч. «tautos» - тот же самый и  “gramma”- запись, буква) - игровое стихотворение, в котором все слова на одну букву.

Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария,
Молчаньем манит мутный мрак.      (В.Брюсов)

   А вот современная неплохая тавтограмма Светланы Ледковой:

       Мысли мучают меня,
       Может музыкой маня,
       Может мелкими морями,
       Может мрачными мирами…
       Мысли мне мычат… мурчат…
       Можно мысленно молчать?
       Мозг мой молит малость:
       Молчанье – моя младость! 
                (http://www.stihi.ru/2008/06/27/3343)

   На сайтах Проза.ру и Стихи.ру есть замечательный автор, мастер тавтограмм. Это ВАЛЕНТИН БАКЛАНОВ.  Адрес его на Прозе http://proza.ru/2016/01/29/706

     Прочтите у него хотя бы "СИЕ СОЧИНИЛ СТИВЕНСОН". И удивитесь, и восхититесь непременно:
Свист Сильвера слышу. Сруб сотрясает свинец.
Свистящие сабли. Судно спасает смешной сорванец.
Свирепое солнце сжигает скуластый скелет.
Смеется саванна. Сверкает серьгою сосед.
Семь сиплых смутьянов сыграют с своею судьбой.
Сокровища сгинут. Свидетели станут стерней...
********************
Серебряный стерлинг со слитками. Сумрачный сон.
Седую страшилку сумел сочинить Стивенсон!


   ФУТУРИЗМ  (от лат. «futurum» - будущее) - одно из авангардистских течений начала ХХ века. Основными его элементами итальянский поэт Ф.Маринетти назвал «смелость, дерзость, бунт» («Манифест футуризма»). Свой манифест «Пощёчина общественному вкусу» написали В.Маяковский, А.Кручёных, В.Хлебников.

  Они приветствовали  разрушение старых форм и идеалов, словесные эксперименты, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания,  новый свободный ритм и вообще абсолютную свободу поэтического слова, то есть революцию литературной формы, её полную независимость от содержания («важно не что, а как).

   ЭГОФУТУРИЗМ (от лат. «ego» - я) представлен  в творчестве Игоря Северянина (псевдоним Игоря Лотарева), отличавшегося манерностью, пристрастием к «экзотическим словам», заимствованным или изобретённым автором. Он называл такие произведения  поэзами.  Остался в веках его гимн самому себе:
 
                Я, гений Игорь Северянин,
                Своей победой упоён:
                Я повсеградно оэкранен!
                Я повсесердно утверждён!       («Эпилог»)
 
    Название кубофутуризм перенесено из живописи. Заменив слово «футуристы» русским  синонимом «будетляне»,  Кручёных писал: « Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык), этим достигается наибольшая выразительность, и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний, застывший язык». Автор этой цитаты утверждал, что в пятистишии

дыл бур щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз
        «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».

    ЦЕНТОН ( буквально с лат. «лоскутное одеяло»)–  стихотворение, составленное из строк других авторов. Художественный эффект центона – в контрасте прежних частей и нового целого.  Его часто используют пародисты и сатирики, любители интеллектуальных игр. Интересно и полезно узнать знакомые строки в неожиданном контексте. Угадайте, какие басни смешаны в этом центоне:
                Мартышка, в зеркале увидя образ свой,
                Тихохонько Медведя толк ногой
                И говорит ему: «Послушай-ка, дружище,         
                Ты, сказывают, петь великий мастерище?
                Спой, светик, не стыдись! Недаром говорится,
                Что дело мастера боится».
                Медведь взревел – и подлинно запел,
                Да только лишь совсем особым складом:
                То он пищал, то он хрипел,
                То верещал козлёнком,
                То не путём мяукал он котёнком.
                По счастью, близко тут Журавль случился.
                Он костью чуть не подавился.
    Правда, читается как одна басня? А между тем, здесь строки из разных: «Зеркало и Обезьяна», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец», «Волк и Журавль». 

       Выразительный эксперимент в поэзии -  ФИГУРНЫЕ СТИХИ. Первым их автором называют древнегреческого поэта Симмия  Родосского. В его стихах можно увидеть  очертания яйца, секиры, крыльев – об этих же предметах в них и говорилось.  В России любителями фигурных стихов были Симеон Полоцкий, А.Сумароков, Г.Державин. Например, у Симеона Полоцкого есть стихи, составленные в форме восьмиугольной звезды, сердца, лабиринта, сложного восьмиконечного креста.
 
    Экспериментировали с фигурными формами стихов и поэты последующих веков. В своём очерке "Забытые имена" Евгений Шейнман (на сайте Проза.ру) рассказал о Семёне Кирсанове:
   "Для Кирсанова в поэзии большую роль играли рифмовка, ритм, каламбуры, часто составляя основу творчества. Это сделало его уникальной фигурой в советской поэзии. Недаром его посмертная книга избранного озаглавлена «Циркач стиха». Так он назвал себя, говоря о «номере поэзии», исполняемом высоко под куполом, «на проволоке строки», ни с кем не в ногу. Вот образчик, стихотворение «Ад»:

Иду
в аду.
Дороги -
в берлоги,
топи, ущелья
мзды, отмщенья.
Врыты в трясины
по шеи в терцинах,
губы резинно раздвинув,
одни умирают от жажды,
кровью опившись однажды.
Ужасны порезы, раны, увечья,
в трещинах жижица человечья.
Кричат, окалечась, увечные тени:
уймите, зажмите нам кровотеченье,
мы тонем, вопим, в ущельях теснимся,
к вам, на земле, мы приходим и снимся.
Выше, спирально тела их, стеная, несутся,
моля передышки, напрасно, нет, не спасутся.
Огненный ветер любовников кружит и вертит,
по двое слипшись, тщетно они просят о смерти.
За ними! Бросаюсь к их болью пронзенному кругу,
надеясь свою среди них дорогую заметить подругу.
Мелькнула. Она ли? Одна ли? Ее ли полузакрытые веки?
И с кем она, мучась, сплелась и, любя, слепилась навеки?

Франческа? Она? Да Римини? Теперь я узнал: обманула!
К другому, тоскуя, она поцелуем болящим прильнула.
Я вспомнил: он был моим другом, надежным слугою,
он шлейф с кружевами, как паж, носил за тобою.
Я вижу: мы двое в постели, а тайно он между.
Убить? Мы в аду. Оставьте у входа надежду!
О, пытки моей беспощадная ежедневность!
Слежу, осужденный на вечную ревность.
Ревную, лететь обреченный вплотную,
вдыхать их духи, внимать поцелую.
Безжалостный к грешнику ветер
за ними волчком меня вертит
и тащит к их темному ложу,
и трет меня об их кожу,
прикосновенья — ожоги!
Нет обратной дороги
в кружащемся рое.
Ревнуй! Эти двое
наказаны тоже.
Больно, боже!
Мука, мука!
Где ход
назад?
Вот
ад.
        Фигурными стихами увлекался наш современник поэт-шестидесятник, Андрей  Вознесенский. Если вы откроете его  «Архистихи», объединившие, по его словам, архитектуру и поэзию, то найдёте интересные формы (именно формы) стихов, которые он назвал «изообразами».

  Ещё один эксперимент -  СЛОВЕСНЫЙ МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ – текст, который можно читать как и в обычно порядке - по строкам, так и по столбцам: сначала все первые слова, затем все вторые и так далее. «Горизонтальные» стихи могут быть тождественны «вертикальным», как было в случае буквенных квадратов, а могут и отличаться от них, сохраняя только общий смысл текста.

     Образец тождественного словесного квадрата был составлен Алексой Пожарской в ходе конкурса-марафона "Стихушки-похвалюшки" на Раёшнике:

       А ночью________под лунной____рекою_________танцует_______воздушно_____мой Лемминг!
       Под лунной_____сонаты________звучанье______изящно________кружись и ____вальсируй.
       Рекою__________звучанье______наполнит,_____он с Дамой____обнявшись_____красиво,
       Танцует________изящно _______он с Дамой.____Миг страсти___изведай_______под звуки,
       Воздушно_______кружись и,____обнявшись,____изведай_______забвенья ______ночного
       Мой Лемминг___вальсируй_____красиво_______под звуки_____ночного ______мотива!
                (http://www.stihi.ru/2008/07/28/3170)

    НАНОСТИХИ-ШЕСТИСЛОВЫ — ещё один новый экспериментальный жанр.
Напечатаны они в Журнале поэзии «Арион»  (№2, 2008). Автор – Вадим Агол:            

Кому – оливковая ветвь;
кому – оливковое масло.
         ***
Стыдливая тучка
не добежала до туалета.
        ***
Снежинки, падая,
беседуют неторопливо
о погоде.
      
     РУССКИЕ  ХОККУ стали сегодня очень популярны. Мне нравится, например, Михаил Бару, его хокку  опубликовал Журнал поэзии «Арион» ( №2, Москва, 2008). Пунктуация  автора:
             ***
сказано всё…
в чашку слезу уронил
пустой самовар
             ***
темнеет…
по грудь в тумане
бредёт дерево
             ***
пустая дача…
мяукает в чулане
темнота
     Конечно, это не все эксперименты, ибо фантазия и талант неисчерпаемы.
возможно, эта глава будет ещё пополняться новыми примерами. Возможно и вашими, если вы, дорогие читатели, захотите оставить свой след в экспериментальной поэзии.

    А вот и новый пример. На странице Светланы Данилиной прочитала ироническую статью "Вредная привычка, или Пагубная страсть к эрратИвам" Вот её адрес:
http://proza.ru/2020/05/06/1680
         Эрратив - это с определённой целью искажённое слово, например "колидор" вместо коридор и т.п.

    А в следующей главе вы познакомитесь с тайнами художественной речи и особенностями поэтического языка.
         
       Продолжение на:  http://www.proza.ru/2017/07/26/1836