14 глава. Литературные эксперименты. Часть 1

Элла Лякишева
                Рисунок из интернета.

              Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
       Начало на  http://proza.ru/2017/07/19/1591
               
                Чтобы легче было читать, я разделила эту главу на четыре  части
               
                ЧАСТЬ 1.

                «ВЕСЁЛЫЕ ИГРЫ  ЗАТЕЯВ…»

          Литературные эксперименты, новшества, забавы, игры, развлечения

                Кто сказал, что «житейская» логика обязательна для
                искусства? У искусства своя логика.               
                Н.Заболоцкий «Общественное лицо ОБЭРИУ»
 
   Чтобы проверить или пополнить собственный словарь, не грех иногда заглянуть в ИНТЕРНЕТ. Есть полезный раздел, называемый

       ТЕЗАУРУС.  Это в современной лингвистике — особая разновидность словарей, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Здесь вы можете уточнить ваши знания.

       Талантливые поэты всегда  любили выдумывать что-то новое, чтобы показать своё  виртуозное владение словом в своеобразной игре фантазий и творческих сил, где талант проявляется прихотливо и остроумно. Правда, некоторые «литературные забавы»  могут вызвать  недоумение, даже неприятие. Впрочем, судите  сами. Вот – в алфавитном порядке - некоторые из таких новшеств, экспериментов, изысков и поэтических забав.

АВАНГАРДИЗМ (от франц. «avant-gardisme») – название ряда художественных течений ХХ века, стремившихся к обновлению искусства. Самое яркое проявление авангардизма в поэзии – футуризм 1910-х гг. (см. далее),  стихи и проза ОБЭРИУ.  В современной поэзии авангардистами иногда называют авторов, склонных к оригинальности на грани эпатажа. Примеры творчества авангардистов:

                Вошёл к парикмахеру,
                сказал – спокойный:
                «Будьте добры, причешите мне уши».
                (В.Маяковский)
                ***
                Музицирует время. Я – Маленький с буквы большой.
                Что мои зайцезвуки – на цезарь-скрижали!
                (В.А.Соснора)

        Попробуйте всё-таки увидеть смысл в кажущейся бессмыслице, в этой игровой стихии необычных словосочетаний и образов.    

АКРОСТИХ (от греч. «akros» - край и «stihos» - строка) – стихотворение, в котором начальные буквы строк, если их читать сверху вниз, образуют имя либо слово.

    Изобретателем его считают древнегреческого поэта Эпихарма Сиракузского(V в. до н. э.). Значка копирайта тогда еще не было, и Эпихарм фиксировал авторство своих стихов, просто зашифровывая в них свое имя.

     Употреблялся акростих и в надгробиях, указывая имя покойного или того, кто поставил памятник, а также в магических текстах. Процветал он в античной поэзии и в эпоху Возрождения, был моден в России XVII века и позже.

      Если первые буквы строк образуют имя, то акростих называется НОМОГРАММОЙ. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах.

   Вот акростих влюблённого Н.Гумилёва, посвящённый Анне Ахматовой:

Ангел лег у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был темным и беззвездным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
         
     Кроме традиционной формы акростиха, в поэзии существуют и другие, родственные ей формы:

     акростих "обращенный" (читаемый по вертикали, но снизу вверх),
     мезостих (зашифрованные слова складываются из срединных букв каждой строки),
     телестих (слова складываются из последних букв строк) 
     лабиринт (буквы разных горизонтальных строк стихотворения складываются в дополнительную строку, имеющую вид причудливой линии или геометрической фигуры).

    Пример телестиха И Чудасова:

Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.  («Колокол»)

  Сохранить в таком стихе и смысл, и художественность не легко. Вот один из удачных примеров: акростих Веры Морозовой "ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО":

       Весенний день горел в лучах заката,
       Солёный воздух горячил моё дыханье.
       Ещё я знаю вспомнится когда-то

       Бездонных глаз манящее сиянье
       Устало светят звёзды с небосклона,
       Далёко где-то музыка играет.
       Едва ли будет небо благосклонно,
       Теплее на душе едва ли станет.

       Хотелось позабыть о том что было,
       Осталась у разбитого корыта...
       Реальность всё же что-то утаила...
       Однажды карты будут все раскрыты.
       Шепнёшь тогда на ушко нежно-нежно:
       Останься, не покинь её, надежда...

       (http://www.stihi.ru/2008/05/27/291)

   АЛЛЮЗИЯ (от лат. «allusio» - намёк, шутка) – намёк на реальное литературное или историческое явление, которое мыслится как известное, поэтому не называется.  Например, строки А.Блока из стихотворения «Пушкинскому Дому»:
                Всадник бронзовый, летящий
                На недвижном скакуне –
это аллюзия на поэму А.Пушкина «Медный всадник».

   АЛФАВИТНЫЙ СТИХ - стихотворение, в котором начальные буквы всех слов (или строк)составляют алфавитную последовательность. Построчный образец продемонстрировала Лукавая Лизавета на конкурсе "Июль 2008 - Лучшее"(Стихи.ру):

       А/кростих по алфавиту написать?
       Б/укв много! Ох, смогу ли все объять...
       В/он их сколько! Растянулись в длинный ряд!
       Г/армоничною колонною стоят!
       Д/оберусь же до последней буквы я...
       Е/сли выдержит фантазия моя!
       Ё/-моё! Седьмая строчка - самый смак!
       Ж/аль, что мысли превращаются в форшмак!
       З/атрещала моя выдумка по швам!
       И/ пошла стучать по вашим головам!
       К/то успеет подхватить мою игру,
       Л/изавете будет явно понутру!
       М/ысли тянутся неспешной чередой...
       Н/адо брызнуть на лицо святой водой!
       О/чень хочется добраться до конца...
       П/очему бы не испить глоток винца!
       Р/овным почерком уверенно пишу...
       С/мысла нет...на уши вешаю лапшу!
       Т/олько после я прощенья попрошу,
       У/ читателей, которых насмешу!
       Ф/иолетовая рифма - невпопад
       Х/ромоногая убого встала в ряд!
       Ц/елый день меня терзает алфавит..
       Ч/епухой теперь мой опус знаменит!
       Ш/кольный вспомнился по "русскому" урок
       Щ/едры знания давались нам не впрок!
       Ъ/ъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъ
       Ы/ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы
       Ь/ьььььььььььььььььььь
       Э/то были годы лучшие, друзья!
       Ю/ность буйную ни с чем сравнить нельзя!
       Я/ доехала до самого конца!!! МолодцА!!! 
                (http://www.stihi.ru/2008/07/08/1710)

 А вот алфавитные стихи поэта "серебряного века"  Валерия Брюсова, в котором по алфавиту расположены ВСЕ СЛОВА в стихотворении:

Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.
Нежно отзвуки пропели…
Разостлался синий тюль.
Улетели феи холить
Царство чары шаловливой,
Щебет едких эпиграмм.   
 
   АНАГРАММА – перестановка букв или звуков заданного слова, дающая новое слово,
как в названии стихотворения В.Маяковского «Схема  смеха». Французский поэт средневековья  Франсуа  Вийон  даже «зашифровал» таким образом в своих стихах различные сведения о своей жизни.

   В предельном случае текст целиком является анаграмматическим.
 У Дмитрия Авалиани каждое слово соседних строк - анаграмма
     /Аз - за, есмь - семь, морей-мерой и т.д./ Вот проверьте сами:

Аз есмь строка, живу я, мерой остр.
За семь морей ростка я вижу рост.

Я в мире — сирота.
Я в Риме — Ариост.

     Анаграммы часто используются в словесных играх:
                Задачу ты решишь свободно:
                Я – небольшая часть лица.
                Но прочитай меня с конца –
                Во мне увидишь что угодно.    (Нос – сон)

            А эти угадайте сами:
Серый зверь с большим хвостом
Изгоняется котом.
Буквы переставь иначе —
Он на ипподроме скачет!

Вам легко меня представить,
Я летаю в облаках.
Если буквы переставить —
Окажусь я в башмаках!

Могу я шину накачать.
Местами буквы поменять —
И буду я расти в бору,
Слегка качаясь на ветру.

Это есть пушистый зверь,
Он об ноги трётся.
А с конца прочти теперь —
И сразу свет зажжётся!

      Можно составлять слова-анаграммы и из нескольких исходных слов:
МЕЧ + ПИОН = ЧЕМПИОН
ТОН + КОРА = КОНТОРА
КОК + РОБА = КОРОБКА

     Анаграммы способствуют развитию мозга, внимания, мышления и даже скорочтения и поэтому являются распространённым упражнением. Используются и в IQ тестах при тестировании уровня развития человека.
           Подробнее: http://cepia.ru/anagram

     АНАКОЛУФ - риторическая фигура, состоящая в неправильном согласовании слов в предложении, допущенная по недосмотру или как стилистический приём для придания характерности речи какого-либо персонажа. Построение фразы с нарушением логики создаёт эмоциональный акцент. Писатели смотрят на анаколуфы, как на лежачих полицейских – заставляя читателя «притормозить» с их помощью. Пример:

                Усердно помолившись богу,
                Лицею прокричав ура,
                П р о с т и т е,  б р а т ц ы,  м н е  в  д о р о г у,
                И  в а м  в  п о с т е л ь  у ж е  п о р а.               
                (А.Пушкин)
  Здесь между первым и вторым двустишием пропущены слова ("я говорю"), второе двустишие не взято в кавычки, как прямая речь. И АНАКОЛУФ заключается в том, что деепричастные обороты первых двух строк соединены со вторым двустишием без посредствующего звена к речи, которая прозвучит во втором двустишии.
«Повелителем» анаколуфов называют Чехова. Его же перу принадлежит классический пример(«Жалобная книга»):"Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа"
 
     «БЕЗГЛАГОЛЬНЫЕ»  СТИХИ.  В своё время (XIX век)  бурную дискуссию вызвало  стихотворение А.Фета «Шёпот, робкое дыханье...», состоящее только из назывных предложений, без глаголов:

Шёпот, робкое дыханье,
              Трели соловья,
Серебро и колыханье
               Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, -
               Тени без конца,
Ряд волшебных  изменений
              Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
              Отблеск января.
И лобзания, и слёзы,
              И заря, заря!..

   И поэты другой эпохи тоже используют этот стиль.

    В 1980 году Игорь Тальков создал "РАБОЧИЙ ДЕНЬ":

Сон. Будильник. Холодильник.
Бутерброд. Трамвай. Завод.
Молоток. Тиски. Напильник.
Кипятильник. Бутерброд.
Сон. Начальник. Пробужденье.
Мат. Напильник. Молоток.
Водка. Повод. День рожденья.
Сквер. Милиция. Свисток.
Маскировка подкачала.
А наутро все сначала.

    На страницах Прозы.ру можно прочитать у Евгения Николаева 4 замечательные стихи. Они очень мне нравятся, и, с разрешения автора, привожу их полностью:

     НАСТРОЕНИЕ

Лето, зелень, море солнца.
Пять ромашек под оконцем…
Сеновал, грибы, салаты.
Дачных зарослей пенаты.

Блеск луны прохладной ночью.
Тень кустов от ветра в клочья.
Марш-полет летучей мыши.
Дробь дождя по низкой крыше.

Отпуск, глушь, костер, палатка.
Перекат, крючок, насадка.
Поле ржи, страда, работа.
Лес, роса, рассвет, охота.

Песни звук, в золе картошка.
Зной, родник, шашлык, окрошка.
Эскимо, фонтан, тенечек…
Ну и славненький денечек!

Луг в цветах – ковер чудесный.
Взгляду вольно, мыслям тесно!
Неба свод бездонно-синий…
Я люблю тебя, Россия! 

     Не могу не привести ещё один пример: "ЖИЗНЬ В 100 СТРОК".  К сожалению, автора не знаю. Стихи - картина жизни Женщины:

Колыбель. Пелёнки. Плач.
Слово. Шаг. Простуда. Врач.
Кукла Барби. Мода. Дом.
Беготня. Подружка. Двор.
Школа. Физика. Окно.
Шоколад. Любовь. Кино.
Избавление от кос.
Двор. Друзья. Тусовка. Форс.
Институт. Весна. Кусты.
Лето. Сессия. Хвосты.
Пиво. Водка. Джин со льдом.
Кофе. Сессия. Диплом.
Романтизм. Любовь. Звезда.
Руки. Губы. Ночь без сна.
Свадьба. Свёкр. Свекровь. Тоска.
Спорт. Косметика. Игра. 
Сын. Пелёнки. Колыбель.
Муж. Любовник. Канитель.
Бизнес. Деньги. План. Аврал.
Телевизор. Сериал.
Дача. Вишни. Кабачки.
Седина. Мигрень. Очки.
Внук. Пелёнки. Колыбель.
Стресс. Давление. Постель.
Сердце. Почки. Кости. Врач.
Речи. Гроб. Прощанье. Плач.

    Совсем недавно нашла на Прозе.ру по первой строчке автора. Это Игорь Аглицкий. Но теперь он создал и второй вариант,превратив эти стихи в картину жизни Мужчины. Сравните:

Колыбель. Пеленки. Плач.
Слово. Шаг. Простуда. Врач.
Беготня. Игрушки. Брат.
Двор. Качели. Детский сад.
Школа. Двойка. Тройка. Пять.
Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.
Драка. Кровь. Разбитый нос.
Двор. Друзья. Тусовка. Форс.
Институт. Весна. Кусты.
Лето. Сессия. Хвосты.
Пиво. Водка. Джин со льдом.
Кофе. Сессия. Диплом.
Романтизм. Любовь. Звезда.
Руки. Губы. Ночь без сна.
Свадьба. Теща. Тесть. Капкан.
Ссора. Клуб. Друзья. Стакан.
Дом. Работа. Дом. Семья.
Солнце. Лето. Снег. Зима.
Дочь. Пеленки. Колыбель.
Стресс. Любовница. Постель.
Бизнес. Деньги. План. Аврал.
Телевизор. Сериал.
Дача. Вишни. Кабачки.
Седина. Мигрень. Очки.
Внук. Пеленки. Колыбель.
Стресс. Давление. Постель.
Сердце. Почки. Кости. Врач.
Речи. Гроб. Прощанье. Плач.
2001   Адрес автора   http://www.proza.ru/2010/06/08/263
 

 Портрет своего непростого времени  создал О.Молотков ("Литературная газета", 3 декабря, 1975 г.)

Мама, сказка, каша, кошка.
     Книжка, яркая обложка
         Буратино, Карабас.
Ранец, школа, первый класс.
      Грязь в тетради, тройка, двойка.
          Папа, крик,головомойка...

Лето, труд, река, солома.
    Осень, сбор металлолома.
Пушкин, Дарвин, Кромвель, Ом.
    Гоголь и Наполеон,
      Менделеев, Герострат.
Бал прощальный, аттестат.

    Институт, экзамен, нервы.
Конкурс, лекция, курс первый.
    Тренировки, семинары,
      Песни, танцы, тары-бары.
Прочность знаний, чёт-нечёт,
   Радость, сессия, зачёт.
    Стройотряд, жара, работа,
      Культпоход, газета, фото.
Общежитье, взятка-мизер,
    Кинотеатр, телевизор.
      Карандаш, лопата, лом.
Пятый курс, проект, диплом.

   Отпуск, море, пароход,
     По Кавказу турпоход.
Кульман, шеф, конец квартала.
    Цех, участок, план по валу.
      ЖСК, гараж, квартира,
        Тёща, юмор и сатира.

Детский сад, велосипед,
   Карты, шахматы, сосед.
      Сердце, печень,лишний вес.
         Возраст, пенсия, собес.

Юбилей, часы - награда. 
    Речи.
       Памятник.
           Ограда...
 
       Не споря с этими авторами, ещё один современный поэт написал
             «стихи глагольные» (см. ниже).

     БУРИМЕ (от франц. «bout» - концы и  «rimes» - рифмованные) – стихи на заданные рифмы, а также игра-состязание в написании таких стихов. Эту забаву придумали  французы, любители изящного. При  королевском дворе литературные игры были в большой чести. Некий поэт Дюло прославился заготовленными строчками, чтобы быстрее всех воспеть неземную красоту очередной фаворитки. Затем эту игру почти забыли. Возродил её  А.Дюма, объявив на страницах журнала стихотворный конкурс по заданным рифмам.
     Из Франции игра перекочевала в другие страны, в том числе и в Россию.  Кстати, одним из первых  игровых ресурсов  российского Интернета был портал буриме.
   Классические правила Буриме следующие:
       1. рифмы должны быть по возможности необычными и заключать разнородные понятия;
       2. вариация рифм не допускается;
       3. тема стихотворения определяется заранее.

  Попробуйте, например, создать стихи на данные рифмы:
печка-аптечка, бодрячок - пустячок, лавки - добавки, дорогу - помногу

    Записали свой вариант? А теперь прочитайте один из вариантов:
ОляЯ
03.01.2011
С утра проснулся - весь горю, как печка!
Ну, а вчера был просто бодрячок.
Где ты, моя домашняя аптечка?
Я в ней найду волшебный пустячок.
Ах, вот она! Валяется у лавки!
Возьму "Фервекс" и всякие добавки.
Спокойно я теперь могу в дорогу
Собраться, взяв лекарств помногу!

    На занятиях кружка я брала рифмы у известных поэтов, предлагала участникам создать свои варианты четверостиший, а потом мы их сравнивали с оригиналом. Иногда было очень смешно, иногда - грустно. Например, даны рифмы:
   БУРИ - ЛАЗУРИ, ТЕНЬ - ДЕНЬ

         Вот что сочинили школьники:

Я не боюсь ни дождя и ни бури,
Которая дико бушует в лазури.
Всё страшней и мрачней её чёрная тень.
И вот уже ночь затмевает наш день...

  Попробуйте и вы сочинить свой вариант. Полезное, развивающее творчество!
А теперь прочтите Пушкина:

                Последняя туча рассеянной бури!
                Одна ты несёшься по ясной лазури.
                Одна ты наводишь унылую тень,
                Одна ты печалишь ликующий день.

   «ГЛАГОЛЬНЫЕ»  СТИХИ.  В отличие от А.Фета, современный поэт Евгений Киктев создал стихи, словесную ткань которых составляют, в основном,  глаголы.  И тем не менее – это полновесное поэтическое произведение, наполненное  философскими размышлениями, поэтому не могу не привести его почти полностью.
   
                ГЛАГОЛОВ  ИГО 
                ЭГО  МОЕГО
Родился!
          Рос.
                Играл.
                Вникал.
И досаждал,
              И донимал –
                Не торопился.
                Ждал.
                Искал.
Взрастал:
              Умнел,
                Глупел,
                Читал.
Учился,
          Думал,
                Рассуждал.
                И раздражался
                И дерзал.
Дерзил,
         Любил,
                Носил,
                Бросал.
                Взрослел –
                Дружил
                И враждовал.
Я пил,
         Курил –
                И перестал,
                И переспал…
                И не достал –
                Не дотянулся
                И устал.
Взбодрился,
               Вжился,
И отстал.
              Давал,
                Просил
                И получал.
Имел,
         Вручал
                И выручал.
                Я подвергал…
                И отвергал…
                Я доверял
                И проверял.
Рождал.
        Воспитывал.
                Растил.
                Я полуночничал
                И бдил.
                ……………………….
Молчал,
           Мечтал,
                Шутил,
                Кутил.
                Смеялся,
                Радовался,
                Чтил.
Я жил!
        Живу!
                И поживу!
                И похожу!
Проникнусь я
                И оглянусь.
                И помолюсь…
                Прощу…
     Прощусь.

         Ещё один великолепный образ - причём не только словесный, но и графический - создан с помощью ДЕЕПРИЧАСТИЙ   в стихотворении английского поэта Роберта Саути:
                ЛОДОРСКИЙ  ВОДОПАД

- Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!  (Перевод А.Шмульяна)

    Читая, мы словно видим этот чудесный Водопад, скользя по его перекатам. Прекрасная работа переводчика!!

       Продолжение (часть 2) на http://www.proza.ru/2018/09/28/1556