Уроки рисования

Виталий Бердышев
 Из всех уроков в пятом-седьмом классах (в школе № 10,  г. Шуя) мне больше всего нравились уроки рисования и французский. Нравились потому, что здесь у меня кое-что получалось, и на них не нужно было особенно напрягаться. (Честно говоря, и на других уроках мы сильно не напрягались, но там приходилось всё же работать). О французском может быть разговор особый. Здесь всё о рисовании.

Рисовали мы в основном натюрморты - мертвую натуру. Учились передавать светотени, перспективу. Педагог приносил нам то какую-либо плошку, то просто книгу, то муляж птицы, или животного. Меня это не  удовлетворяло, и я дополнял занятия рисунками с натуры, изображая нашу улицу (1-ую Железнодорожную), наш сад с сараями и деревьями, а также копиями картин известных художников. В основном у меня были карандашные эскизы и акварельные рисунки. Вроде, получалось ничего, и мне ставили пятёрки.

Однако, лучшими "художниками" в классе у нас были Витя Морозов и Коля Кузнецов. Самый маленький, слабо развитый физически, Витя был, безусловно, одарен. Он рисовал легко и свободно, и как-то всё по-особенному, по-своему. Педагог чувствовал его художественную индивидуальность и дополнительно занимался с ним. Витя много рисовал и дома. Его семья жила в небольшой комнатушке, непосредственно в школе - рядом с котельной, в которой его отец работал истопником. И все стены их квартиры были увешаны Витиными творениями. Он рисовал маслом, и я постоянно восхищался его работами.

Но еще больше своим творчеством меня поразил Коля Кузнецов. На уроках он ничем особенным не выделялся - рисовал, как и мы все, неплохо. Как-то обмолвился, что он ещё и маслом рисует. Это поразило меня, и я сходил к нему домой. И был просто потрясен увиденным. Передо мной предстало огромное полотно (холст) с великолепной копией "Трех богатырей" Васнецова!  Какими мелкими и ничтожными на его фоне казались мои собственные жалкие усилия на альбомных страницах. Ко всему, я не умел работать маслом. Правда, Коля писал картину "по клеточкам". То есть это было чисто механическое копирование без особого творчества. И наш педагог в последующем не советовал этого делать... Да, но каждый творит по-своему. И мы были счастливы своими достижениями...