Путевые заметки По Сусанинским местам

Матвей Стрелков
Жизнь и судьба каждого человека невероятна и интересна. Как бы ему в глубине не казалось обратное. Особенно если его день наполняется чем то таким особенным и ярким. Да не просто абы каким ,а настоящим и невероятным приключением в поисках чего то нового необъятного . Да в компании друзей и товарищей. Таким днем для меня стало 15 сентября.
Обычный субботний день,вторая суббота осени. Что в ней такого необычного,спросит меня читатель или друг. А необычна она тем,сколько в обычный субботний событий произошло. 15 сентября был на удивление солнечным днем ,словно бы приглашая путника и паломника в новое приключение. Отправлялся я не один. А вместе с верными товарищами и группой.
Утром 15 сентября наш автобус отправлялся из Ярославля и брал курс на Кострому. Город воспетый многими. Город русской старины. Всего нас было 42 человек. Среди них 17 студентов. А остальные паломники или путешествующие. Поездка словно гласила о том,что она запомнится на долго. Набрав скорость,автобус тронулся в путь. Дорога предстояла быть долгой,но не менее интересной.
Пройдет всего несколько часов и перед нами предстанет красавица Кострома. Тихий и уютный город. Но не только его тишина и уют привлекала при первом его рассмотрении. Сразу в глаза бросались его фабрики и заводы. Дым печей,которых поднимался далеко ввысь. Они являлись достояние давно погибшего исполина - Советской державы,что еще недавно строила светлое будущее. Теперь же их судьба несколько иная. Но сам вид вызывает никем не передаваемое восхищение великого прошлого наших отцов и дедов. То,к чему следует стремиться. Далее перед моим взором предстали дома самого города ,его магазины и учреждения. Но чем дальше мы двигались,тем интереснее были дома. Обычного вида здания сменялись более интересными и старинными. Обрамленные резьбой,что мысленно словно подталкивало зайти в эти лавки и посмотреть что там находиться.Но не только заводами ,лавками и невероятным уютом приятна и близка по сердцу Кострома. Ведь Кострома является и родиной снегурочки. Городом с невероятной историей и не менее богатым культурным наследием нашей Родины. Сам город богат церквями,монастырями и храмами. Своей полноводной и прекрасной Волгой.
Именно церкви и храмы были для нас важнее всего,поскольку сама поездка являлась экскурсионно-паломнической и проводилась в рамках целого тематического цикла "Жизнь за царя"( к истокам дома Романовых). Сам же тематический цикл был приурочен к 100 летию мученической гибели семьи Романовых. Первым нашим пунктом в нашей поездке должен Свято- Троицкий Ипатьевский мужской монастырь,где мы должны были посетить непосредственно литургию в Троицком соборе и принять участие в исповеди и причастии. Но по стечению обстоятельств все пошло не по плану и мы не успели ко времени службы. И потому нам всей группой пробыв немного в соборе пришлось грузиться в автобус и сменив курс двигаться в совершенно другом направлении,в надежде исполнить задуманное. Мы направились в сторону Богоявленско - Анастасьино женского монастыря. В великой надежде успеть ко времени службы. И приложиться к Федоровской иконе Божией матери. Являющийся покровителем дома Романовых.
Как судьба самого монастыря,так и судьба самой иконы трудна и трагична по причине тех событий в круговороте которых они оказывались.
Согласно преданию,сам монастырь был основан учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове. Первоначально все постройки являлись деревянными. Но со временем роль монастырских стен стала меняться. Его крепкие деревянные стены уже в XVI становятся надеждой защитой непосредственно над подступах к Костроме. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников).В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря — Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского - Анастасией) и Крестовоздвиженский. Но все изменилось с началом непростого и тяжелого для России времени.
XVII век,который в будущем будут называть веком бунташным начинался со Смуты,голода и нашествия иноплеменных. Не могли не коснуться эти события и Костромы. А в особенности монастыря. События Смутного времени развивались стремительно. Смерть Ивана Грозного и последних его наследников подталкивало страну к непредвиденным бедствиям. Чехарда и восстания становились каждодневным явлением,от которого нельзя было спастись. Все это усиливалось тяжелым голодом который прошелся по многим волостям и весям. К 1608 году вся страна была охвачена этими событиями бунты,голод ,интервенции Польши и Швеции,действия разбойных казацких и не только банд ,смена одного самозванца другим все это сопровождало Смутное время. К концу 1608 года подобно катку движимая масса войск влеченная грабежом и насилием дошла и до Костромы. На пути захватчиков встали стены монастыря. Отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским начали методично осаждать Богоявленскую обитель. Его монахи и монастырские крестьяне проявляли чудеса храбрости ,защищая свою обитель. Но несмотря на это 30 декабря польские отряд врываются в монастырь и придают пожару его.
Не менее трудной и тяжелой была судьба Федоровской иконы Божией матери. Среди множества известных православных икон ,которые являются чудотворными и которые помогают людям в их молитве. К таким иконам относится и Федоровская икона Божьей Матери. Он имеет давнюю историю не только помощи и чудес тем, кто в этом нуждается. Но и не простую историю своего существования. Поскольку данная икона дважды обреталась ,что говорит о непростом пути который она проходила. Но особое значение это икона сыграла именно в 1613 году. Именно это иконой был благословлён Михаил Романов на царство. С тех пор эта икона почиталась и считалась покровителем царской семьи.
Такова была судьба немногочисленных русских святынь ,храмов и монастырь. Время как их появление,так и пик их развития приходился на непростые исторические вехи русской истории . И именно к ним устремлялся подобно исследователям и открывателям жаждущим приоткрыть и понять что то новое. Но не только оно подобно свету влекло в эти места. Поскольку сама поездка являлась паломнической мы посещали именно эти места чтобы прикоснуться к ним. Прочувствовать и ощутить то неоценимо великое чувство сопричастности и веры. И дело было даже не только лишь в атмосфере. А чувстве особом и не передаваемом. В месте где ты находишься в храме или монастыре. Огромное количество людей ,верующих,паломников и мирян тебя вольно или не вольно настраивают к внимательному вслушиванию молитв певчих и чтецов. К слову стоит сказать,что не успели тогда к началу литургии. Но все мы смогли приложиться к иконе Федоровской иконе Божией матери. Что являлось конечно очень хорошим результатом.
Через некоторое время все направились к автобусу,который брал курс на Ипатьевский монастырь. Подобно другим монастырям он имеет тоже очень древнюю историю и тоже напрямую связан с историей государства Российского с событиями,менявшими сам ход обыденных вещей. Менявших саму российскую историю. Таким переломным моментом являлась Смута. Поскольку в человеческих страданиях,христианских жертвах и подвигах закалялась и прорастали ростки совершенно новой страны и совершенно новой династии,готовой открыть новые страницы жизни. Судьба первого царя из династии Романовых и Ипатьевского монастыря неразрывно связаны. И нельзя ни в коем случае отделять одни события от других. В истории Смуты было несколько городов ,которые внесли свой весомый вклад в народно-освободительной борьбе с иностранной интервенцией. Это были центры Народного ополчения. Это Ярославль и Нижний Новгород ,оттуда шли люди в бой освобождать родные города,уезды и волости . Но при этом не стоит забывать и Кострому ,город тоже внесший свой вклад в общее дело. И это в первую очередь Ипатьевский монастырь. Его по праву можно назвать колыбелью новой царской династии. Ведь именно в его кельях с осени 1612 года скрывался Михаил Романов и его мать монахиня Марфа.
Сам Ипатьевский монастырь представляет целый комплекс и наверняка заинтересовал бы не только паломников ,но и людей различных профессий историков,архитекторов, искусствоведов. Нашей группе начали подробно рассказывать о самом Ипатьевском монастыре , о его судьбе и какую роль он играл. Далее мы вместе с экскурсоводом направились в сторону музея расположенного неподалеку ,где нам начали рассказывать о событиях Смуты и непосредственно Михаиле Романове о предметах и вещах,которые сохранились до наших дней. Особенно интересным являлись вещи и конечно же письменные источники того времени,которые крайне интересны с разных позиций.
Потом нам предложили уже в самостоятельном порядке посетить музеи,которые имелись на территории данного комплекса. Которые так же представляли интерес. Это и одежда и вещи священничества и конечно же произведения иконописи.
После посещения Ипатьевского монастыря и знакомства с его богатыми и интересными музеями путь наш лежал в село Сусанино и посещению Воскресенской церкви XVII века,превращенной в музей. Наверняка любой другой обыватель видел это церковь. Но не в живую. А на страницах старых школьников по литературе или же по истории,где непременно можно было найти знаменитую русского известного художника А.К. Саврасова "Грачи прилетели ". Именно эта старинная и внушающая восхищение церковь являлась изобразительным прообразом той знаменитой картины. Но не только своей архитектурной,культурной,религиозной значимостью важна церковь. Но и тем что в недавно прошлом церковь представлена как музей.В котором было представлено огромное количество разнообразных экспонатов. Эти экспонаты были связаны друг с другом -одной мыслью и одной идеей Сусанинским подвигом. Подвигом самопожертвования за дуги своя. Всего музей включает несколько залов разделенных на несколько периодов -период начала XVII века -или период Смутного времени,XIX-начало XX век касался исключительно Романовых,где представлено большое количество фотографий и снимков той поры. Третий зал можно отнести исключительно к XX веку-это революционные события и Великая Отечественная война. Показывающая людей того времени кто повторил подвиг Ивана Сусанина.Но для меня как студента исторического факультета конечно же привлекал зал,где было посвящено событиям XVII Великой Русской Смуте. Именно в этом зале представлено большое количество оружия и военного снаряжения той поры. Передо мной стали рисоваться образы того времени и той поры. Металлические кирасы польских крылатых гусар и кольчуга русских воинов народного ополчения не казалось уже отдаленным. Вот они рядом и совсем близко. История,которая передо мной. События и люди тогда сильно пересекались и эти вещи той поры громогласно и отчетливо точно говорили о том,что тогда происходило. Русская православная хоругва или знамя говорило о том,с какими мыслями и надеждами ярославцы,жители Костромы и Нижнего Новгорода уходили в бой. А их оружие о том с что им приходилось держать защищая свои родные края и землю что им дорога. Доспехи и кираса польского всадника рисовал неимоверно тяжелый образ то не передаваемой поры. Всадники в тяжелых латах и прикрепленных крыльях устремлялись в бой,чтобы своими копьями и клинками насадить польскую власть на русской земле. Подобно шторму и урагану они являлись самым запоминающимся символов того времени не только в глазах своих соотечественников,но и среди русских людей.
При этом не стоит забывать и о залах где показаны подвиги подобно Ивану Сусанину,которые так же повторялись. И в годы Северной войны и в годы Великой Отечественной. Сам же подвиг Ивана Сусанина прославил великий русский композитор Михаил Иванович Глинка в своем произведении "Жизнь за Царя".И этому тоже было уделено особое место среди музейных экспонатов.
После посещения Сусанинского музея мы направились в сторону часовни ,расположенной в деревне Деревеньки. Которая сохранилась до наших дней и была построена на средства местных жителей в память о подвиге земляка в далеком 1913 году. Но говоря о Сусанине и его подвиге не стоит забывать и о болоте,в которое он повел интервентов на их верную гибель.После посещения часовни и памятных фотографий. Мы направились в сторону холма н над Чистым болотом. На бывшем месте деревни Анфёрово в конце 80-х здесь был установлен памятный знак — огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613». Местность с этого холма была просто невероятной. Перед взором открывались большие невероятные просторы леса, и лишь вдали виднелись болота. После того как большая часть нашей обширной и долгой программы была завершена мы направились к своему последнему пункту нашей поездки-к Успенской церкви. Где отстояв службу. Мы уже погрузились в автобус и он направился в сторону Ярославля. В сторону дома.
Это поездка многое что принесла,и это конечно же эмоции и то многое что мы узнали. Новые впечатления,новые друзья и товарищи. Открытие чего то нового и неизведанного прежде. Это поездка мне запомнится. И наверняка станет хорошим и ярким воспоминанием моей жизни. Ее яркими страницами...