Ты выбираешь сам

Дмитрий Туманный
Ты выбираешь сам

Есть в психологии одно очень интересное утверждение, которое меня всегда почему-то задевало. Не то, чтобы оно было в корне неверно, не то, чтобы мой вечный критик, чертик на левом плече, занудствовал прямо в ухо в стиле: «Да это ерунда, не верь этим психологам!». Просто было какое-то внутреннее несогласие с этим утверждением. Каким? Ах, да! Совсем забыл.

Вот оно – «Ты выбираешь сам»

и его младшие сестрички-братишки в стиле «Ты сам несешь ответственность за свой выбор», «Твоя жизнь только в твоих руках», «Нельзя винить окружающих в собственных неудачах». И не то, чтобы я был таким нытиком или боялся нарваться после обвинения других в собственных неудачах на ответные обвинения, а там и до банальной подворотной поножовщины недалеко. Нет, инстинкт самосохранения у меня есть и даже настолько, что ходить мешает. Буквально выпирает из всех щелей и задевает проходящих мимо) Но вернемся к нашим таки кошерным баранам. Что, собственно, происходит? Почему меня это задевает?

И вот, не так давно я узнал о том, о чем наша с вами биология знает всю эволюционную историю, у кого-то большую от сперматозоида до хомо-почти-сапиенса, а у кого малую, от неразумного планктона в доисторическом бульоне, до… хомо-таки-сапиенса! Узнал я, что есть у человека, у некоторых уж точно, я проверял – мозг! И все в этом мозге фунцклирует очень интересно. Создаются нейронные цепочки, нейромедиаторы, это такие вещества специальные, передают сигналы между синапсами. Синапс это вроде отростка от основного тела нейрона, которое можно назвать показателем либидо нейрона, поскольку через контакт двух синапсов происходит передача и прям размножение информации, от задолженности по кредиту до высшей квантовой физики, которую так никто до конца и не понимает. Ну да ладно. Так вот, передача информации в мозгу происходит как электрическими сигналами, так и посредством химии нейромедиаторов, а это тестостерон, кислоты всякие, серотонин и все такое очень интересное прочее. Короче, в мозге есть биохимия.

И что же выходит, когда человек, только что родившийся, табула раса так сказать, чистый блокнот, еще не замутненный интернетом и прочими радостями мира, познает этот мир? Первейшие сосательные, хватательные, глотательные, какательные, писательные рефлексы заставляют его контактировать с окружающим миром. А этот окружающий мир не остается в долгу и в обратку шлет такой фид бэк (от англ. Feed Back – Обратная Связь – прим. заумного автора), что мама не горюй! Каждый такой контакт в чем-то меняет сочетание нейронов посредством различных связей, электрические сигналы начинают корректироваться, проходить по иному, биохимия подкидывает в топку мозга повышение серотонина, дофамина, эндорфинов и прочей такой приятной для нас гадости. Это когда мы как от первой влюбленности ходим, улыбаемся, словно кирпичом не до конца пришибленные, готовы не спать ночами, рискуя напугать предмет любви видком аля зомби после недельного запоя, писать стихи, совершенно не опасаясь попасть в учебники, из-за чего нас будут посмертно ненавидеть поколения и поколения отпрысков, заставляемых это учить. Так вот. К чему это я…. В результате контакта с миром наш мозг постоянно меняется. Причем практически ежеминутно. Еще мгновение назад мы не видели ворону, укравшую из соседской клетки волнистого попугайчика и терзающая его тельце по всей детской площадке. Это эмоционально нас ранило или обрадовало, если мы не очень любим соседа и хотим ему хоть как-то нагадить. От такие мы несовершенные засранцы! И наш мозг реагирует, а реагируя – меняется.

А теперь от лирики к физике, точнее ее старшей сестре – математике, а точнее к старшей сестре товарища друга, деверя брата, кузине золовки и…. ага – уже запутался в этих родословных дебрях и наступил на те же грабли – дебри/грабли - интересное сочетание. Ну так вот. Алгебра, где есть переменные и константы.

Психология внушает нам, что мы за все в ответе. Мы в ответе за нашу жизнь и только мы можем, и таки прям должны, все исправить. Значит, психология подразумевает, что мы некая константа. Назовем это

Константа – А.

Мы есть А. Я есть А. А есть А и совсем не Б, вот так. А что происходит на самом деле? Первый контакт с мамой меняет мозг, меняет нас, значит мы уже

Не А, а А+1.

Причем за единицу мы берем те самые пресловутые 100 процентов, которым нас как раз учили в школе. То есть. Первое впечатление обычно самое сильное, особенно на свежий табула расированный мозг. Со временем это сглаживается и остается совсем немного, допустим это впечатление становится воспоминанием, эмоционально отзывающимся в нас приятственными ощущениями, а численно вот что

А+0,1

Далее. Мы идем в школу. Это новые друзья, отношения, учителя, первые попытки быть ответственным, первые слезы и сопли в ответ на полученную двойку, первая дернутая косичка, разбитое стекло, брошенный чужой пенал, попавший почему-то в учительницу. Все это меняет нас, а так же карму нашего дневника, который будет гореть в аду красными чернилами надписи «Завтра в школу с родителями!», но назовем это очень обобщенно

А + 0,1 + 1

Снова единица плюс тот опыт, что был раньше, он ведь никуда не делся. Со временем это будет

А+ 0,1 + 0,3

А дальше что? И я беру только крупные события. Допустим, влюбленность. Особенно первая. Взрыв в мозге, наркоманский прилив эндорфинов, ураган дофамина, землетрясение других приятных веществ. А что бывает с первой любовью? Она частенько неудачная. А тут еще кортизол, гормоны стресса, горе, печаль-беда и полный дизлайк по жизни. В итоге, что мы имеем от нашей формулы?

А + 0,1 + 0,3 + 1+ 1+ 1+ +1….. – а первая любовь навсегда оставляет свой след. Значит, что? Меняет нас.

К какой величине этих циферных наростов мы приходим к середине жизни? Допустим, это 30 лет. Формулу можно представить уже со степенями, стандартными числами, интегралами и прочей школьной скукотенью. Это не важно. Важно то, что мы другие. И мы другие не после 30 лет жизни, а другие в каждый момент нашей жизни. Другие на БИОХИМИЧЕСКОМ, на БИОЛОГИЧЕСКОМ, на НЕЙРОННОМ уровнях. Мы просто другие люди. Люди, которых меняет окружающий мир и только один он в ответе за нас. Ведь вся жизнь без внешнего мира не была бы проекцией на мир внутренний. Мозг, есть ненасытная губка, он не умеет придумывать человека из ничего. Он не создаст личность без поглощения извне, а это поглощение не просто складируется в мозге, как на винчестере, а меняет всю операционную систему. И о чем тогда говорят психологи, когда пытаются убедить нас в том, что

«Жизнь – это наш выбор», «Все это выбрал ты сам», «Только ты сам за все в ответе».

Ведь того ТЫ, которого изменила жизнь, на которого повлияла любовь, смерть близкого, пережитый природный катаклизм, того ТЫ уже нет, сейчас есть тот, кто живет с последствиями этих изменений, наделав старые выборы и делая новые, все время меняясь. Это уже другая величина, которая не может нести ответственность за то, что старую константу, а на деле переменную, А – изменили, превратив практически в Б. Если проще. То, что оказывает на нас влияние понемногу, не меняет нас сразу, оно только добавляет черт нашей личности, которая пока еще в самой сути, А. Но когда этих изменений слишком много, от А остается лишь обезображенное Б. Или же, подобно влюбленности, когда биология вызвала в нас резкое повышение гормонального уровня, мы наделали по этим делом глупостей, а когда волна схлынула - живем с последствиями. Кто сделал все эти выборы? Человек, который был под веществами, то есть человек с измененной биохимией мозга, другой человек. И, если вам после этого даже удалось вернуться более или менее к состоянию А, такие вполне эмоциональные вещи, а эмоции привязывают нас сильнее любого чисто эмпирического знания, как совесть, ответственность, надежда, заставляют жить с этим выбором уже более-менее трезвую букву А. В итоге, те выборы делал другой, БИОХИМИЧЕСКИ другой человек и это не его выбор сейчас жить с последствиями того, что сделал другой человек.

А с другой стороны…. Может это такой трюк? Такой хитрый психологический прием для хомо-почти-сапиенсов, готовых принять на веру все от постулата сотворения мира за семь дней до аксиомы собственного бессмертия, иначе, зачем мы так оптимистично живем, горбатясь на работе, рожая детей, веря в то, что все смертны, а вот для нас изобретут пилюлю вечности. В противном случае мы бы уже коллективно выпали, ну не в окно, но как минимум в осадок от мысли, что наши трепыхания бесполезны – ибо песец совсем не животное и оно таки иногда заходит в гости в балахоне и с косой. Хотя да, опять увлекся мыслями по дебрям/граблям. Так может это психологический прием такой, чтобы мы поверили, что надежда есть? Мы сами ответственны за свою жизнь. Значит мы сами посадили семена того, что проросло в могучее древо отчаянья, от одного вида которого нас так и потащило в кабинет психолога? То есть, может быть, благодаря такому приему, мы можем надеяться на надежду, которая для нас таки есть и из нас сделают пусть не прежнее А, поскольку очистить наносы и наросты сродни форматированию жесткого диска, что от нас тогда останется? Но может из нас сделают нечто иное? Не то Б (может болото?) в которое мы сами себя целенаправленно загнали, но некое В, которое еще будет жизнеспособно и в чем-то даже радостно? В? Может быть, от слова «Вера»? Иногда только она спасает, а никакая не алгебра с физикой…