Ш И П Г Е Р П Ё Т Р.
Вот уже второй раз совершает Пётр I поездку к Белому морю, торопится к торжественному спуску своего корабля – 24 – х пушечного фрегата «Апостол Павел», не забывая про пиры и увеселения. Сподвижник царя – Франц Лефорт не зря отмечает, что новое путешествие на север предпринимается также и «ради удовольствия». Пиры следуют один за другим: Пётр гостит на борту английского «купца», где хозяева не жалеют «ни пороха, ни ликёров», гуляет на именинах Стрешнёва и на празднике у воеводы Апраксина, Голицына, Гордона, увлекается игрой в кегли. Даже краткость своих посланий в Москву Пётр витиевато оправдывает якобы тем, что бог вина Бахус «своими листьями заслоняет очи хотящим пространно писати.»
Но вот наступает долгожданный день – 20 мая 1694 года, медленно соскользнув с полозьев верфи «Апостол Павел» качается на воде в испытательной канавке, напротив – Моисеева острова, где в государевой светлице гостит царь. Радостные возгласы раздаются на берегу. «Виват новому кораблю!» - кричат в свите Петра. Из 24 – х пушек, что привезли из Москвы, гремит праздничный салют.
«Что, други мои, - обращается царь одновременно к П. Гордону, Ф. Лефорту и Б. Голицыну, - сиё событие долженствует отмеченным быти!» Тут же вспоминает о ещё одном корабле, заказанном в Голландии, и, повернувшись к шаутбенахту П. Гордону, с улыбкой наставляет: «Надобно поторопить голанца Николааса Витсена с отправкой заказанного судна, да и пусть выберет для него капитана повеселее, понимающего толк в выпивке и доброй шутке!»
Был в эти минуты Пётр весел и радостен, ведь скоро в его флотилии окажется три корабля: яхта и два фрегата.
Вот «Апостол Павел» на рейде, и Пётр старается не пропустить ни дня, ни ночи пребывания там. Он знакомится с корабельной службой, проводит артиллерийские стрельбы, делая почти по сто выстрелов регулярно.
Летом 1694 года в Архангельск нагрянуло сорок купеческих кораблей из Голландии и Англии. В эти оживлённые торговые дни царь переодевается в одежду голландского матроса, смешивается с толпой, стремится побывать везде: и на рынке, и на бирже, и на верфи. Ему очень хочется познать ещё больше: и особенностей кораблестроения, и тонкостей мореходства.
Однажды, голландский капитан Н. Вильемсон Мут не мог скрыть своего удивления, когда Пётр напросился к нему пройти на практике корабельную службу, начиная от юнги до простого матроса. Сначала шутки ради он подавал капитану спички и вино, а затем уже всерьёз выполнял самую тяжёлую судовую работу: натягивал паруса, взбирался на снасти, тянул канаты.
Здесь, на севере, строил Пётр новые планы, задумывал посылку нескольких кораблей в Балтийское море для торговли, поездки в Казань и Астрахань, открытие торга с Персией, поход по Волге на новых судах.
Построенный в Голландии корабль пришёл 21 июля. Это был прекрасный 44 – х пушечный фрегат, носивший название «Santa Profeetie» («Святое пророчество»). Специально отобранный экипаж, для которого не жалели жалования, вызвал истинный восторг у Петра, но ещё больше поразили его внутренние помещения судна – удобные спальные каюты, украшенные коврами и шёлком, с подволоками, разрисованными птицами и цветами, стенами, обшитыми дорогой кожей, живописно расписанные корма и носовая часть, кают – компания, уставленная лучшим сервизом, с добрым запасом рейнвейна и французского вина. Витсен прислал даже обезьян и болонок, явно переусердствовал.
Пётр уговорил опытного моряка Я. Флама (Фламинга), привёдшего корабль, остаться на нём в качестве штурмана и управлять им, капитаном назначил Лефорта, а лейтенантом Голицына. Сам себя провозгласил шкипером – шипгером.
Купеческие корабли возвращались на родину, и Пётр решил проводить их до океана. 10 августа во главе своей небольшой флотилии царь вышел в море, конвоируя гостей, сопроводил их до Св. Носа, крайней точки на Белом море и повернул назад. На мачте петровского флагмана – «Святого пророчества» впервые гордо реял русский трёхцветный флаг, похожий на голландский в другом сочетании, а шипгер Пётр стоял на палубе, вглядываясь вдаль, представляя уже свои корабли на Балтике, направлявшиеся торговать со всей Европой.
Примечания: Шипгер - шкипер;
Николаас Витсен - голландский предприниматель, друг Петра I;
Т. Стрешнёв - воспитатель царя, его доверенное лицо;
Шаутбенахт - контр –адмирал.
27 сентября 2018 г. Вячеслав Прытков.