Мой Старик и Море

Виктор Таранов
Старика звали Йонис. Его неторопливая манера общения, походка,уверенность и безаппеляционность - внушала силу, мудрость, ум и прозорливость ,-человека повидавшего многое на своём тернистом жизненном пути.   Острый взгляд, обветренные проплешины на лице, жилистые руки и полусогнутая походка, все это говорило, что перед мною, настоящий помор с историей.  Я волочился за ним пытаясь завязать разговор, но как такового разговора и не получалось. Изредка он отрывисто произносил «Эгей» и это было похоже на звуки существа у которого на груди штанга с огромными блинами. Так медленно мы переместились с ним на пристань, где пришвартован его баркас. Баркас был таким же как и его хозяин, пропитанный морем и ветром с кормы и забыл как называется обратная сторона.... баркаса. Глядя на допотопность этого судна, начинал сомневаться , а плавает ли оно вообще и по каким законам физики...?До этого приходилось выходить в море с друзьями на катерах и даже яхтах, но таких бронтозавров - видел только на картинках из книг Джека Лондона....(охота на китов).перевалив через борт.  Отшвартовавшись и натужно заурчав мотором,медленно вышли в море.  Минуло часа полтора, и баркас, как черепаха  наехал на песок у береговой черты на фоне аккуратных деревянных домиков расположившихся прямо у воды и являющимися как бы продолжением пейзажа с морем.  Прозвучало первое слово за весь переход от старика, но что оно означало, радость , грусть или ещё что то , понять было невозможно. Ага -невпопад  ни с того ни с сего брякнул я, и получилось так громко и не к месту, что Помошник старика рассмеялся, и этим снял веревку напряжения связавшую нас со стариком. Едва заметная улыбка, растянула  сжатые губы старика. Тут не бывает незнакомых и ты первый, кто ступил сюда за целый год не считая полицейского и рыбного инспектора, которые раз в три месяца , высаживаются , чтобы пересчитать имущество и проверить людей находящихся на острове. Всю провизию и нужное в хозяйстве, доставлялось морем, или был один случай на вертолете, когда вывозили больного, был шторм , а катером или баркасом в промежутках между волнами никакой оказии сделать этого не было. Давно находились в ЕС и русскоговорящего на этот песок не ступало со времён возвращения страны в лоно матери Европы. Посему чувствовал Я себя примерно, как в далеком 1939, только за спиной никого не было, а родина мать занималась делами поважнее, моего похода первооткрывателя, так что был сам по себе и без бус с зеркальцами.... изъясняться на русском, можно было, только с теми , кому за 40. Мой старик язык общения понимал, наверное и немецкий знал, в душе думал Я. А как же ещё? Англичане сюда не дошли, а немцы, как и русские, оставили следы пребывания. Уже успел увидеть два серых бетонных капонира расположившихся на песчаной косе, и железные плиты заборов из металической разборной взлетки...Будет время уточню.  Зайдя вслед за стариком в дом, увидел выскобленные полы, чистоту, буфет наверное ещё с какого нибудь списанного сейнера и накрытый скатертью стол. Все было массивно и основательно, незыблемо. Встречала хозяйка в белом платке и фартуке с вышитыми красными крестиками. Взяв в руки фуражку старика,чуть опустила голову как бы приветствуя. Жестом указав мне на стул, хозяин медленно опустился в кресло во главе стола и положив натруженные руки поверх стола произнёс уже мне привычное ...эгей, но в другой интонации, после этого хозяйка начала выкатывать на стол все дары леса и моря, окружавшие их дом. Не буду перечислять все явства, но настойка из корешков желтого мха  ввернула меня в какое то удивительно легкое состояние, которое наступает в момент выигрыша крупной суммы, когда у тебя все здоровы, все на месте у тебя все есть, но фортуна решила показать, что хорошо- это ещё не то,о чем ты думал.....и чем ты обладаешь. Часа через два, старик встав, и показав мне жестом , за мной - вышел на улицу. Пошли вдоль поселения то и дело кивая, и прикладывая два пальца к основанию фуражки , когда встречали кого либо. Поселение как поселение, но отличие от наших было во всем. Начиналось оно с маленьких заборов и цветов возле домов, не было земли с пятнами масла или пролитой соляры... не было обвисших проводов и нигде не бегали стаи бродячих псов. Дальше Я выводов не делал, да и цели не было... Показал старик баркасы, склад под рыбу с ледником. Второй склад  был заполнен рыбой развешанной по всему периметру. Везде были штабеля из ящиков под уловы... И не было суеты.. и было тихо и покойно... обойдя остров, вернулись в дом, молча выпили кефира и легли спать. Мне казалось Я спал часа два, проснувшись увидел в том же кресле старика, стоял чай и пироги с рыбой.... поев и собравшись , пошли к пристани..Старик не доходя до баркаса, остановился, посмотрев на меня, произнёс. Хороший Ты человек, душа у тебя чистая, как море. Я сел на катер, а он ушёл на баркасе за уловом....Эти его слова греют Меня уже не один год, хотя даже сейчас не смог бы объяснить, как Я с Клайпеды на один день попал к нему на баркас. Это бывает, но слова так были своевременны., и нужны....