Сожалею, что не пришел в Храм с юности

Елена Чубенко 2
    

 
(из  цикла  « У всех своя дорога к Богу»)
Познакомилась я со своим собеседником, Борисом Бухнером в процессе работы над статьей о подлинном и фальсифицированном мёде. Разговаривая по его профессиональной теме (он пасечник), касались попутно и многих других — Борис Гериевич очень интересный собеседник. Он – верующий. Причём, верующий крепко, убежденно. Я полагала, что его приход к вере обусловлен трагедией в семье, гибелью сына. Однако всё оказалось немного не так.
С его разрешения я расскажу эту историю. В юности он окончил Кокуйское училище и получил профессию пчеловода, как и его мама, кстати. А позже поехал учиться в Красноярский край (с.Рыбное) в техникум, на зоотехника-пчеловода.
«Вёл себя, как многие молодые студенты, жизнь веселая, разгульная и неизвестно, чем это всё бы закончилось, но я сильно заболел,- говорит Борис Гериевич.- Где только не лечился! Прошел разных врачей, специалистов, а толку ноль. Болезнь продолжала меня изматывать и мне кто-то посоветовал: «Поезди по бабкам».Находил знаменитых целительниц, экстрасенсов и всё равно эффекта не было, выздоровление не приходило. И вот одна из бабок мне говорит, после своих наговоров – «Тебе бы покреститься. А потом сходи в церковь и поставь свечечку Богу».
Я тогда молодой был, ни о Боге, ни о темных силах даже понятия не было. С тем и покрестился».
Недалеко от техникума был город Уяр, в котором имеется церковь. Там вот и покрестился Борис по настоянию знахарки из Читинской области. И буквально на другой день почувствовал себя лучше. Приехав в Читу, пошёл к старушке, сообщил, что всё сделал, как она велела. Она снова давай читать какие-то заговоры, а Борис буквально на глазах стал таять, болезнь снова вернулась. И мама Бориса, верующая, дала ему совет, за который он по сей день ей благодарен: не обращаться к знахаркам, а лучше обратиться к Богу.
С тех пор по ведуньям – колдуньям Борис больше не ходил. Боролся с поднадоевшей болячкой как мог. Обращался периодически к врачам, а о посещении церкви, о Боге и не вспоминал.
Прошло 14 лет. Много воды утекло. Появилась семья, росли два сына. От Черновского овощесовхоза под с. Черемхово была развернута пасека, хозяином которой он являлся долгие годы.
Жилье на пасеке вспоминает до сих пор, как яркий сон: поминутные хлопоты о пчёлах, лес, в котором стояли улья, который дарил и яркие краски, и дурманящие ароматы. Только вот семья не сложилась, супруга ушла, взяв с собой младшего сына, а старшего оставив ему на попечение. А маленько позже вдруг появилась у ворот дома, толкнула к нему малыша и сказала, что ребенок ей не нужен. Так и остался с двумя парнишками. Хорошо, что в Черемхово перевез свою маму. Прикупили ей домик и теперь ещё один небольшой островок спокойствия был недалеко, в селе — у мамы. Да и на пасеке она, профессиональный пчеловод, была подмогой.
Правда, сам Борис был далеко не ангелом, как признаётся он мне сейчас. «Безобразно себя вёл, — склоняет он голову. — И пьянка, и всё, что сопутствует этому. И тогда вот взял да и послушался материнского наказа – просто, чтобы не обижать ее и проявить сыновье почитание — поехал в церковь.
Приехал в Читу в церковь. Это был 2001 год, церковь в городе была одна. И вот стою я 26 января на богослужении. Впечатление было не в пользу храма. Стыдно признаться, но мне всё казалось смешным – и голос священника, и песнопения на клиросе. И даже то, как люди молятся, крестятся. Стою там и думаю «Пофига мне это всё надо?» А когда уходил из храма, свечница, приглядывавшая за его неумелыми попытками молиться, дала несколько экземпляров газет на тему православия. Я ведь даже не знал, как и когда кланяться, как правильно креститься.
Приехал из Читы домой, в Черемхово, пришел на пасеку. А света уже нет, я зажег лампу и стал читать, потому что в принципе очень люблю читать. А тут газеты свежие. И читая их, я вдруг обрел какую-то уверенность, что мне обязательно нужно туда идти. Это был мощный толчок к вере. Читая эти газеты в полной тишине, при свете лампы я понял, что есть какие-то высшие силы, ещё непонятные мне, и появилось знание, что Бог вероятно есть.
- В 2002 году произошло событие, коренным образом изменившее меня на всю оставшуюся жизнь. Разговаривая с сыновьями, посетовал, что нужно почистить подгнивший сруб в колодце, а времени нет. И уехал. А мои пацаны решили помочь мне в моё отсутствие. Залез в колодец старший, Витя. Когда он перестал оттуда общаться с младшим, тот побежал за бабушкой. Почуявшая беду бабушка хватилась, но поздно. Бросилась спасать старшенького, скользнув в колодец. И сама замолчала. Хорошо, младшенький сбегал за помощью. Потом спасали уже двоих. Старшенького не вернули к жизни. В глубоком колодце практически не было кислорода»….
Страшные, черные дни. Как казнил себя отец за этот разговор о ремонте колодца при ребятишках, как боялся даже глядеть в его сторону, как боялся потом даже дышать в сторону выживших сына и матери, опасаясь за их здоровье после того черного дня. Когда было 9 дней со дня смерти старшего парнишки младший утром, в канун 9 дня вдруг сказал ему: «А я сегодня Витьку видел, вот тут, в дверях. Будто бы летит над полом и говорит мне: «А Бог-то оказывается есть», и перекрестился.
Если бы это сказал кто-то после разговоров на эту тему или просмотра каких-то фильмов, было бы понятно. А тут парнишка-несмышлёныш, который и телевизор-то практически не смотрел, не слыл набожным – не до этого было на пасеке. Эта история потрясла Бориса.
К тому времени застарелая болячка у Бориса никак не отступала. И он стал ездить в Читу, в Свято-Воскресенский Храм, где молился, просил у Бога помощи. В 2003 году узнал, что в Улётах есть домовая церковь, и есть священник, отец Андрей. Потом в Улёты приехал иеромонах Варлаам.
«Благодаря его духовному окормлению, наставлениям мы становимся другими. Через год человек, посещающий церковь, изменяется внутренне, и даже внешне, потому что помощь сверху, благодать Божья переделывает его, снимает всё ненужное. Становится не важно, есть ли у тебя те блага, которыми мы привыкли измерять свою жизнь: машина, украшения, дорогие одежды, важнее всего этого то, что у тебя внутри. Болезнь от меня ушла. Но есть одно сожаление,- вздохнул Борис.
- Если бы раньше, в молодости я знал, что Бог есть, моя судьба была совсем бы другой. Многих бед и неприятностей просто не было бы. Бог-то нас зовёт, а мы упираемся. Я вообще был агрессивен к разговорам о Боге. Такое говорил, что страшно сейчас даже вспомнить. Я жалею, что с юности не пошел в церковь. Внука моего батюшка окрестил, когда ему было 40 дней. И когда он был, позже уже на причастии, посмотрел на бабушку, спрашивает «Баб, а кто с тобой рядом стоит?» А они одни стоят, никого рядом нет. Я думаю, видел он своего Ангела-Хранителя. То, что он у него есть, уже точно знаю.
В ответ на мой неверящий взгляд Борис начинает рассказывать: «Внук гостил у меня, занимаемся вместе в огороде с поливкой. Бегает, веселится как все дети. Мама его поехала домой, в соседнее село. И вдруг парнишка заметался: «Мама, мама!» Испугался я, спрашиваю, что случилось? Он просто бьётся, зовёт маму. И тут минуты через 4-5 звонок от невестки, а голос испуганный, до жути: «Мы только что чудом избежали аварии. Я даже говорить толком не могу».
И я убежден, что Ангел –Хранитель внуку подсказал про это, а, вероятнее всего, и отвел беду от мамы. Второй случай: снова гостил он у меня дома — родители-то работают оба, и внучата часто у меня и у мамы моей. Собираю его домой везти, вместе с невесткой. Он ни в какую: «Не хочу, деда! Давай я тут останусь». Уж как упрашивал, а невестка настояла, мол, поедем вместе. Повёз я их домой. Привёз, а он из машины не хочет выходить. Заупрямился и всё тут. Хоть и послушный мальчишка. Невестка рукой махнула: «Ладно, езжайте к вам». Приехали домой и почти сразу звонок: «Беда у нас! Заберите меня». Там, в городке в этот день и впрямь случилась беда, и я просто счастлив, что внучок этого не видел. Оградили его Ангелы-Хранители.
Вот почему я всем, у кого детишки есть, рекомендую — окрестите своих малышей, чтобы их защищали и небесные силы. Да и сами не забывайте дороги в Храм. Нет ничего крепче материнской молитвы.
Первая исповедь меня не страшила. Иду и думаю: на фига мне это надо? Чувствовал ненужность этого дела. Пришёл и не знаю, о чём говорить. А батюшка спрашивает меня: «В карты играл? Выпивал?» И так меня выпотрошил, что стало мне потом легко. Память чистая, светлая. Таинство исповеди завершается тем, что батюшка возлагает на голову кающегося епитрахиль и произносит разрешительную молитву. После этого исповедовавшийся целует лежащие на аналое Евангелие и Крест. И на душе появляется то, что я теперь называю Благодать Божия.
Одна моя знакомая прихожанка говорила, что когда рассказала батюшке всё на исповеди , и он укрыл ее в конце епитрахилью, ей показалось, что перед глазами возник взрыв огромного шара грязи. То есть Господь очищает нас от грязи, которую мы копили годами в своём сердце. Лукавый именно этим и пользуется: мы прячемся за свой стыд, боимся идти к батюшке, исповедоваться в своих грехах, а это и на руку лукавому. Вот и зарастаем грязью, как в болоте затягивает.
И, поверьте мне, это излечивает от многих недугов. К слову сказать, бабки-знахарки, (ходить к которым по церковным правилам большой грех, поскольку в этот момент ты отворачиваешься от Бога), понимая свою невозможность исцелить недуг, отправляют страждущих в церковь — покрестись, поставь свечку, выдавая потом победу над нездоровьем за свою. Хотя, вообще-то, это благодать Божья сходила, исцеляя. И вот сейчас я уж понимаю, что если мне неуютно, бесприютно – это значит, что мне нужно на исповедь. После этого совершенно по-другому смотришь на мир. Ясными чистыми глазами видишь решения каких-то проблем. И жизнь уже не кажется страшной и беспросветной.
Не скажу, что лично мне были видения, подтверждающие наличие божественного, но одно знаю точно. Я верую и в вере у меня теперь потребность. Я прислуживаю батюшке по время богослужения в алтаре, помогаю. И есть вещи необъяснимые. Хотя, быть может, именно и объяснимые — Его присутствием. И именно он помог мне справиться со многими пороками, которым я был подвержен.
Так вот, в алтаре нет времени, там есть только бытие. Простите уж за высокий слог. Там присутствует Господь. О чём я только его не просил! И он помогал мне. Приведу пример. Сын одного из моих друзей из Читы, сотрудник полиции, служил в «горячих точках». И меня попросили молиться за него. Я молился, вставая на колени за него. Вернувшись домой, он рассказал родным о некоторых странных для него моментах, и сказал, что чувствовал помощь свыше. И ничем иным, кроме как молитвой, Божьей помощью я этот парадокс объяснить не могу»
Что еще можно сказать о Борисе. В 2003 году во время лесного пожара сгорела пасека под Черемхово. Хорошо, что у матери был домик в селе. И Борис перебрался с сыном туда. Вера, обретенная им в те тягостные годы, спасает. С 2000 года семья распалась, жил с матерью и сыном, 15 лет был один.
- И вдруг, — улыбается он, — я понял, что хочу быть женатым. Хочу, чтоб у меня была семья, всё то время, которое будет еще мне отпущено. Рассказал о своей мечте сыну. Тот понял, сказал, что не хочет мешать моему желанию обрести семью. А кандидатки на жену ещё и в помине не было. Думаю, может в Чите встречу или в Улётах. И молился: помоги мне её увидеть, укажи, подай мне какой-то знак. И вот однажды в Танге одна прихожанка попросила у меня подмор пчелиный. Я его собрал, а его или заморозить, или сразу в настойку. Звоню ей, спрашиваю, как лучше. Она говорит, что вообще-то срочно нужно, и я повёз. В доме она меня покормила, напоила чаем. Мне так понравился уют, и её угощение. Смотрю, два мужчины в доме, больные. Оказалось, её братья, нуждаются в уходе. А мужа нет. Поехал я домой, и не успел добраться, звонок от неё: как я доехал? И так стало тепло на душе от мысли, что обо мне вдруг позаботился незнакомый мне человек, да еще и женского роду. Так вот Господь на неё и указал. 11 февраля 2015 года батюшка нас обвенчал". 
 И такая у него на лице улыбка светлая при воспоминании о своей указанной сверху попутчице, что мне остаётся только пожелать им подольше быть рядом.
Благодарна Борису Гериевичу за встречу. Не каждый решится на разговор о сокровенном, но вдруг это кому-то поможет сделать важный шаг в жизни.
Елена Чубенко.