Леонардо да Винчи Портрет музыканта

Алина Алексеева-Маркезин
         Леонардо да Винчи .Портрет музыканта. 1490—1492.Дерево, масло. 43 ; 31см
Пинакотека Амброзиана, Милан

              Единственным мужским портретом да Винчи является «Портрет му­зыканта». Однако существует предположение, что автором портрета яв­ляется не Леонардо, а Антонелло да Мессина.Картина  сильно переписанная в позднейшее время и неоконченная  . Эти сомнения возникли, по всей видимости, из-за использования при написании портрета эле­ментов, напоминающих школу ломбардских портретистов.

         
   Леонардо да Винчи тоже был талантливым музыкантом,отметил  знаменитый итальянский живописец Джорджо Вазари. Уже современники восхищались его музыкальным даром. От них известно, что Леонардо предпочитал лиру, виртуозно музицировал на ней и находил в её звуках нечто божественное. Этот инструмент пришёл из античности, в которой черпали вдохновение многие выдающиеся деятели европейского Возрождения. И Леонардо здесь не был исключением.

     Однажды он сам изготовил серебряную лиру и преподнёс её в подарок миланскому герцогу. Зачастую к Леонарду и относились, как к музыканту. По крайней мере, именно такая профессия была указана в некоторых юридических документах, касавшихся личности этого изобретателя и художника.

       В XIX веке считалось, что портрет изображает миланского герцога Лодовико Моро. Его считали парным с портретом его невесты Беатриче д’Эсте и выставляли их друг напротив друга. Затем в начале XX века при расчистке красочного слоя удалось разобрать слова на бумаге, которую молодой человек держит в руке. Это начальные буквы слов Cantum Angelicum («ангельская песнь»). Рядом можно разобрать ноты,
но пока не удалось прочесть мелодию.Это открытие позволило сделать вывод, что на портрете изображён музыкант.

         Долгое время бытовало мнение, что это не кто иной, как Франкино Гафури, капельмейстер Миланского собора в конце 1480-х гг. В последнее время высказано немало других гипотез относительно личности изображённого на портрете музыканта. Ни одну из них нельзя признать бесспорно верной.

        Образ реалистичен и в то же время одухотворен. Мы видим целе­устремлённого, умного человека. Строгие черты лица четко выделяются на фоне пышных волос. Глаза выражают одновременно твердость и одухотворенность. Что-то неуловимое чувствуется в его взгляде. Как знать, быть может, новая прекрасная мелодия рождается в это мгновение в его душе...