117. Врата Господа

Вячеслав Абрамов
Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

"Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Да скажет ныне дом Израилев: ибо вовек милость Его.
Да скажет ныне дом Ааронов: ибо вовек милость Его.
Да скажут ныне боящиеся Господа: ибо вовек милость Его."

В псалме 113 Давид призывал Израиль, весь дом Аарона и всех боящихся Господа уповать на Бога, то есть, полагаться на Него (Пс 113:17;19).
Здесь он призывает их исповедовать, что милость Его вовек – неизменна, непреложна и преизбыточна.
«Я – Бог, всесильный твой, Бог-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого поколения, тех, кто ненавидит Меня, и творящий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор 5:9).

Мы видим милость (свойство отдачи) и против неё – свои неисправленные пока свойства. И мы должны разглядеть каждое своё свойство в таком состоянии. Невозможно прийти к исправлению, прежде не ощутив каждое неисправленное свойство, противоположное Творцу, не ощутив ошеломляющий нас ответ на это – милость Господа! А когда мы распознаем все это, то приходим уже к исправлению, и дороги обращаются в «дороги милости».

Если человек чувствует своё приближение к Творцу и ощущает радость от того, что нашел милость в глазах Творца – это в духовной практике расценивается как благоволение. Лучшее пожелание молитвы – «Да будет с нами благоволение Творца нашего» (Книга Зоар).

«Дом Израилев» – это «собрание душ Израиля», «общая душа», – тот «орган» ощущений, в котором мы раскрываем духовное. И требуется выстроить этот дом так, чтобы в нём не было изъяна. А если внутри этого дома есть изъян, то есть намерение желаний не ради отдачи, а ради получения, то из дома тотчас же исчезает свет и тепло.
«Дом Ааронов» добавляет к значению дома служение, то есть церковь, как сказано: «…тот, кто строит дом, когда начинает строить его, должен сказать, что строит его для служения Творцу».
«Боящиеся Господа» – сознательно поклоняющиеся живому единому Богу. Давид испытал на собственном опыте, что страх перед Богом вскоре обернётся радостной верой в Него, и что почитающий Его слово, может положиться на него.

ОБЩАЯ радость всех «участников духовного процесса» – дома Израилева, дома Ааронова и боящихся Господа, – это наивысшая милость.

"Из тесноты воззвал я к Господу, — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.
Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек?
Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих.
Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.
Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей."

Для полноты раскрытия смысла посмотрим прямой перевод Теилим: «Из тесноты воззвал я к Господу – простором ответил мне Господь. Господь со мной, не устрашусь. Что сделает мне человек? Господь мне в помощь, и увижу я (гибель) ненавидящих меня…».

Врагом может явиться человек, который есть зависимая, подчинённая кому-то тварь, так и собственное эгоистическое свойство, запирающее человека в тесноте самолюбия, злой воли, жадности. 

Достигающий состояния праведности увидит, что милостью Творца все вражеские замыслы разрушатся. Достигающий благоволения Господа получает Его благословение, а это – ощущаемое состояние, наполняющее радостным упованием.
И так же, основываясь на собственном опыте, Давид провозглашает: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». Такие его выводы не настолько иррациональны, как кажется вовсе неверующему человеку. В нынешней жизни даже более чем рациональны!

Тот, кто полностью подчиняется Божьему водительству, полагаясь на Его мудрость и милость, имеет больше оснований быть спокойным и чувствовать безопасность, нежели обратится к какому авторитету. Даже если земные владыки подпишут обязательство защищать его – их владычество есть иллюзия и прах.

Ты в этом ещё не убедился? Тогда у тебя всё ещё впереди.

"Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их;
обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их;
окружили меня, как пчёлы, и угасли, как огонь в тёрне: именем Господним я низложил их.
Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня."

Давид прошёл через многие трудности, что позволило ему убедиться в милости Бога и Его благословении.

«Все народы окружили меня» – так псалмопевец как будто говорит о врагах Израиля, которые объединились против него. Окружили как пчёлы – так были многочисленны, шумны, назойливы и озлоблены. Но одним только именем Господним угасли, «как огонь в тёрне», – этот огонь ярко и шумно пылает какое-то время, а потом моментально угасает.

Наши духовные враги под предводительством эгоизма погубили бы нас намного раньше земных, если бы Бог не был нашим помощником.

То, что «все народы» Давида «сильно толкнули … чтобы упал» так же указывает на самых опасных врагов, ввергающих человека в грех и погибель.
«Все народы» – это «коллективный сатана», неисправленные свойства, лишающие «идущих прямо к Творцу» превосходства прямого пути, пытающиеся свалить, чтобы люди отступили от Бога и потеряли утешение в Нём.

"Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.
Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!
Десница Господня высока, десница Господня творит силу!
Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни."

«Сила моя и ликование – Господь, и стал Он спасением мне».

Десница Господня высока – значит, она вознесена. 

Если Бог совершает в нас всю работу, то от нас должен получать всю хвалу и славу. Это не Богу нужно, а нам, чтобы почувствовать радость отдачи вместо комплекса вины и неоплаченного долга.
Давид ободряет себя и других уповать на Бога, исходя из познания о силе Бога и Его сострадании, проявившемся в Его великих милостях.

В доме, где уповают на Бога и милость Его, присутствует спасение, безопасность от зла, залог вечного спасения, которое придет в дом сей «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:9).
Там, где присутствует спасение, живёт радость в Господе, святая радость, которая названа радостью спасения.
Там, где присутствует радость, просится звучать глас радости, то есть хвала и благодарение.

«Десница Господня творит силу! Десница Господня высока, ибо (читаем в некоторых переводах) она превознесла меня».
Мы слабы и поступаем малодушно, вступаясь за себя, а Бог могуществен и действует храбро, защищая нас, — с ревностью и решительностью (Ис 63:5,6). Во всех действиях Бога в защиту Своего народа присутствует сила и Дух. И когда десница Божья храбро действует ради нашего спасения, тогда мы должны превозносить ее в своей хвале.

В-третьих, его жизнь: «Не умру от рук врагов, которые ищут моей жизни, но буду жить и возвещать дела Господни
Такими же были основания для упования сына Давидова — уверенность в успешном завершении своей задачи и в том, что воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

"Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.
Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа.
Вот врата Господа; праведные войдут в них."

Бог наказывает, но милует. О подобной ситуации позже скажет апостол Павел: «…нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем» (2 Кор 6:9).
И Давид жаждет войти во врата, чтобы прославить Господа. Но это не ворота храма, как говорят многие толкователи.

В переводе еврейского теста прочитаем: «врата справедливости», а не «врата правды», как в переводе Септуагинты.
Правда – очень высокая категория, на иврите – слово «эмет», состоящее из трёх букв, по гематрии которых в значение слова входят «ответственность», «сущность» и «предназначение». Чтобы «войти в правду» нужно выполнить своё предназначение (по воле Творца) с полной ответственностью. С категорией правды невозможно работать в этом мире, можно только с другими категориями: мир, благодеяние, милосердие. Только там, где Давид использует слово «Сэла!», он прикасается к категории правды.

Справедливость – это «уровень пониже», это «внутренняя часть» Ветхого Завета – Торы, в которой общее имя Творца – Творящий Добро и Справедливо Карающий. Другими словами «врата справедливости» – это суть Завета, действие Моисеева Закона.
Основное дело вошедшего в эти врата – прославить Господа. Только страстное желание прославить Бога открывает «врата Господа», в которые войдут праведные, – это доступ во святилище.

Входят – значит уже оказываются в определённом состоянии. Врата и предназначены для того, чтобы подняться на новую ступень, без них у нас не было бы изменений состояний.
Нет распахивающихся ворот, за которыми иди куда хочешь. Внутри врат уже есть новые ощущения и постижения. Когда достигают врат, перед ними ощущают наглухо закрытый путь. Врата открывают с помощью того, что прежде всего соглашаются с этим заграждением, с тем, что путь перекрыт, принимают на себя это согласие, самоотмену, страх Творца и далее – все последующие ступени, пока не превращают эти врата во вход, ведь иначе они не станут входом.
Что значит согласиться с тем, что путь перекрыт? Принять, что всё – нам во благо. Это как первый шаг – согласиться и благодарить за это.

По сути, псалмопевец говорит о пришествии Мессии, Того, кто придёт во имя Господне и принесёт спасение.
Ранее, в псалме 23 Давид уже был восхищён до пророчества: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани ... Господь сил, Он – царь славы. Сэла!» (Пс 23:7-10). Был восхищён до уровня святости, и всё это благодаря силе, полученной сверху, «получив благословение от Творца и правду от Всесильного». Только Господь «поднимает врата» – врата сердца, и даёт прикоснуться к категории правды.

И это свершилось во Христе, через Которого мы ныне имеем общение с Богом и благодаря которому принимается наша хвала. Он – врата и путь, только через Него можно прийти к Отцу (Ин 14:6).

"Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением.
Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:
это — от Господа, и есть дивно в очах наших."

Строки пророчествуют. Как будто Сам Христос говорит о Себе, и это потом засвидетельствует Евангелие: «…неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»? (Мф 21:42).
«Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:11-12).

Это от Господа и это уже совершил Господь. Совершённое искупление является самым поразительным из всех Божьих дел:

"Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!
О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!
Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.
Бог — Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника.
Ты — Бог мой: буду славить Тебя; Ты — Бог мой: буду превозносить Тебя.
Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его."

В день Господень, когда веселимся и радуемся, приближается Его Царство. Многие пророки уже видели этот день: «Вот приходит день Господа … выйдет Господь сразиться с народами, и будет властвовать на всей земле. В день тот будет Господь един и имя Его едино для всех народов» (Зах 14:2-3). «В то время даже на конских уборах будет начертано: «Святыня Господу», и котлы в доме Господнем будут как жертвенные чаши перед алтарем» (Зах 14:20).

«О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!», а по-еврейски «спаси же» звучит «осанна», – эту строку скандировали жители Иерусалима в момент триумфального въезда Христа в город (Мф 21:9).

Давид с пророческой высоты, предвидя радость искупления, передаёт великое ликование. Это день спасения, который сотворил Господь, особо выдающийся, святой, и одно упоминание о нём наполно Духом, готовым излиться на тех, кто будет искуплен Грядущим во имя Господне.
Здесь используется образ высшего света – «Господь всесильный, Он дал нам свет» (по прямому переводу) или «и осиял нас» (по синодальному). Господь даёт свет, истинный свет!
   
Жертвы благодарения приносятся в честь Того, кто принёс ради нас великую искупительную жертву. Во Христе, с Христом всё связано и предназначено к спасению, к посвящению в Царство, к утолению жажды водою живою. Мы освящаемся благодаря Иисусу Христу. Именно в Нём Бог близок и благ к человеку, в Нём заключен завет благодати – «вовеки милость Его». Он краеугольный камень Нового Завета, завета искупления и спасения, и Он уже заложен: «…слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк 2:14), «благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк 19:38).