Откровение о невидимом мире

Борис Ейский
Одно из стихотворений С. Я. Надсона начинается с интереснейшего четверостишия:

О, если там, за тайной гроба,
Есть мир прекрасный и святой,
Где спит завистливая злоба,
Где вечно царствует покой...

Что там «за тайной гроба» - вопрос вовсе даже не праздный. Ведь каждый из нас понимает, что когда-то мы узнаем эту тайну. Однако многих волнует вопрос не менее серьёзный: не стоит ли приготовиться к переходу в мир иной? И если это так, кто же даст надёжные сведения, как это сделать? По нашему мнению, никто не справится с этой задачей лучше, чем Тот, о Котором сказано в Священном Писании: «придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё» (Иоанна 4, 25).

Незабываемая история

Сегодня мы предлагаем обратить внимание на одну из незабываемых историй, которую поведал Иисус Своим слушателям. Современный читатель не всегда может представить, насколько слова, сказанные Христом, взволновали, а, быть может, и потрясли тех, кто слышал их своими ушами. Почему же повествование о богаче и Лазаре вызвало такое волнение у религиозных людей того времени? И, что может быть ещё важнее, какое значение эти сведения имеют для нас – современных и просвещённых людей XXI века?

       "Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в
        струпьях  и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы,
        приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно
        Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он
        поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив,
        сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил
        конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени
        сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в
        жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
        и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что
        хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
        Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у
        меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в
        это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть
        слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых
        придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков
        не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят."
                (Евангелие от Луки 16, 20 - 31).

Если вы откроете 16 главу Евангелия от Луки, то обнаружите, что в данном случае Иисус свою речь обращал к фарисеям – религиозным лидерам израильского народа. Стоит отметить, что слово «фарисей» на тот момент не имело такой негативной окраски, какую оно вызывает у нас сейчас. Это были самые ревностные и авторитетные в религиозных вопросах люди. Однако Христос видел не только внешнее проявление религиозности. Он знал мысли людей и видел заблуждения, которые могли стать роковыми, а потому нуждались в обличении и исправлении.

Укоренившееся заблуждение

Из евангельского повествования мы можем заметить, что многие религиозные люди были убеждены, что богатство является явным доказательством Божьего благословения, бедность же и болезни – признаками проклятия и наказания свыше. Стоит сказать, что подобные взгляды являются достаточно распространёнными и в наше время. Итак, фарисеи были убеждены, что если кто и достоин проводить вечность в раю – то явно не язычники, мытари, нищие, грешники... И тут Христос приоткрывает завесу и показывает нам то, что происходит «за тайной гроба». Богач оказался в муках. Лазарь – рядом с благословенным праведником Авраамом, в месте радости и утешения. Такой поворот событий не мог не повергнуть фарисеев в шок. О, как бы хотелось отмести эти слова как глупость и невежество! Но перед ними стоял Тот, Кто исцелял слепых и прокажённых, воскрешал мёртвых и кормил тысячи несколькими хлебами, Тот, о Котором один из самых уважаемых фарисеев сказал: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Иоанна 3, 2).

Учитель, пришедший от Бога, авторитетно заявил: крайне опасно полагаться на свою праведность, на свои заслуги, на богатство. Самооценка может очень сильно отличаться от оценки Божественной. В свете небесного откровения становится ясно, что, проводя жизнь в роскоши, тратя огромные средства на себя любимого, богач совершенно забыл заповеданное Богом: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Луки 10, 27).

Нам необходимо учесть, что в те времена не было социальных служб и благотворительных организаций. Лазарь, который, по всей видимости, был настолько болен и слаб, что вряд ли мог перемещаться самостоятельно, а тем более зарабатывать на пропитание, мог рассчитывать исключительно на сострадание и милость ближних. Но состраданию и милости мешала пелена заблуждения: «этот человек отвергнут и наказан Богом, а значит, не достоин милости от людей». Однако к тому времени Сын Божий уже громогласно возвестил Своё учение: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.  Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Луки 6, 36-38).

Потрясающая правда

Стоит отметить, что на протяжении всей истории не имеющие страха Божьего толкователи пытались преуменьшить или вовсе устранить шокирующую правду этого откровения. Одни склоняли людей к универсализму, пытаясь убедить себя и других, что Бог столь милосерд, что в конце концов спасёт всех, и в аду не будет никого. Другим больше по нраву пришёлся аннигиляционизм. Последователи сего учения верили, что Бог сразу же, или через какое-то время, уничтожит всех грешников. Существует ещё немало заблуждений, претендующих на ясное учение о том, что будет с виновными перед Богом людьми. Однако, разве не безумие спорить с Тем, о Ком сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евреям 1, 1-2)?

Нравится нам это или нет, но Христос ясно учит, что наказание неспасённых будет, и это наказание воистину ужасно. Обратим внимание на несколько особенностей.

Наказание неспасённых вечно

«Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят», – так отвечает Авраам на просьбу богача о помощи (Луки 16, 26). После смерти положение людей в вечности неизменно, или, говоря ещё более конкретно, – наказание неспасённых вечно. Поскольку это чрезвычайно важно, Христос подчёркивал это неоднократно: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25, 46).

Пребывание в вечности осознанно

  «Я мучаюсь в пламени сём» — это вопль богача. Ему кажется большой отрадой хоть кратковременное облегчение. «Но разве это не притча? Разве не стоит это всё понимать иносказательно?» - спросите вы. Вопрос об участи неспасённых настолько важен, что Спаситель мира не раз возвещал эту истину: «и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью» (Откровение 14, 11; 20, 10-15).

Наказание в вечности мучительно

Священное Писание говорит нам, что богач оказался в «аде, будучи в муках».
Исследователь Библии У. Грудем пишет: «Слово, переведённое здесь как “мука”, — по-гречески ;;;;;;;* — обычно обозначает сильное физическое страдание или пытку, которым подвергались христиане» (У. Грудем. “Систематическое богословие”). Едва ли кто не слышал об ужасных гонениях на первых христиан. Страдания их были поистине невыносимыми. К счастью, они были временными, и кончина мучеников открывала им свободный вход в Царство Небесное. Положение же неспасённых людей в вечности ужасно и безнадёжно.

Дорогой друг! Предмет нашего исследования достаточно трагичен. Но стоит вспомнить цель, которую преследовал Иисус Христос. Какова же она? Евангелист Лука напоминает нам слова Спасителя: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Луки 5, 31-32). Мы не станем осуждать врача, который причиняет нам дискомфорт, чтобы избавить от беды. Так пусть же история о богаче и Лазаре послужит нам хоть и горьким, но спасительным лекарством, исцеляющим от самоправедности, и укажет прямой путь к Спасителю мира – Иисусу Христу, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4, 12).

* К сожалению, сайт не поддерживает данный шрифт.