Без родины 2 - Глава 30

Виталий Поршнев
               
                ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ.

           Оказывается,  я  уже обошел  в Настино всех, кто бы мог помочь, и кого  я  знаю лично.  Моего визита не удостоились  только те дома,  что  слишком хорошо отгорожены  от внешнего мира, и чьи обитатели   не поддерживают  контактов с местным населением.  Сейчас недалеко один из таких домов, я на него смотрю. У  него  затейливая крыша,  напоминающая крышу  буддийской пагоды.  В селе поговаривают, что владеет им  женщина, которая ведет   на  центральном телевидении передачи о гламурной жизни. О  ней известно, что она  ни в чем не может отказать симпатичным мужчинам. Я решаю проверить, так ли это, тем более, по слухам, она богата, а  идти к ней ничуть не лучше и не хуже, чем к кому-нибудь другому.
           Я думаю, что мне повезло, когда, поискав в высоченном заборе,  нахожу и открываю  глухую  калитку  простым поворотом ручки. Будто специально  устроено  так, чтобы  все желающие могли зайти в гости.  Довольный собой,  я  бодро ступаю по узенькой дорожке,   между деревьями редкой породы.
            Внезапно появляются две собаки, которые  становятся в  угрожающую позу  и тихо рычат. Я  пытаюсь отступить обратно к калитке,  но от этого  их рычание только усиливается. Постояв с минуту неподвижно,  и убедившись, что собаки не особенно злы,  я   делаю маленький шажок  вперед, чтобы показать, что я их не боюсь.  Собаки  смущаются,  отступают, садятся под деревья  и  напряженно смотрят в мою сторону.
             Я  медленно прохожу мимо них  и   выхожу к  большому  бассейну  в тот момент, когда к его краю подплывает  женщина. Она  издает неопределенное восклицание   и   изумленно смотрит на меня. А я, растерявшись, опускаю взгляд  вниз.
 Как только женщина   приходит в себя, она   спрашивает возмущенным голосом:
– Вы кто?
– Да я тут… при местном храме состою… старостой… – мямлю я, переминаясь с ноги на ногу.
– А как вы зашли? – раздраженно спрашивает она.
– Калитка была открыта, вот  и зашел. –  Отвечаю я, продолжая глядеть в землю.
– И зачем? – недовольно спрашивает женщина.
– Представится и  попросить денег на  храм.  – Не считаю нужным скрывать я.
– Маша, это верно я забыл калитку запереть, когда  выходил Рекса ловить. Он опять забор с крыши вольера перепрыгнул, надо что-то делать, а то в следующий раз  убежит!– С веранды дома неподалеку слышится  громкий  мужской голос, – а этот, пока цел, пусть идет туда, откуда пришел! Мы его не звали, кто он, не знаем, и знать не хотим!
 –  Петр Иванович!  Таким нахальством, как у него, в России обладают только  жулики  и церковники. В отличие от тебя, он, похоже, принадлежит к последним.  А в такой день, как сегодня, я  не могу  его  прогнать!  – говорит женщина после некоторого раздумья.
            Она  выходит из бассейна по  ступенькам, берет с лежака полотенце, заворачивается в него, подходит ко мне  и произносит, натянуто улыбаясь:
– Проводите меня до дома?
           С тех пор, как я поступил в семинарию и расстался с Тамарой, у меня не было отношений с противоположным полом. Наверное, поэтому  женщина, на голых плечах которой капельки воды  сверкают, как бриллианты, кажется мне прекрасной нимфой. Глянув на нее украдкой, я краснею,  и с сожалением смотрю  на  свой  рабочий комбинезон, который вдруг  кажется мне очень плохой одеждой.
– А ты ничего! – говорит женщина, и,   засмеявшись от того, что поняла мои мысли,    берет меня под руку. С веранды доносится громкий кашель, сообщающий  о том, что  мужчина поперхнулся. Женщина улыбается  шире,  и  пока мы идем   до  ее дома, кокетничает  глазами.
На веранде я вижу  обеденный стол  и сидящего за ним  крупного  мужчину   с грубым лицом, одетого в  черный костюм. Чтобы   в такую жару не потеть,  он  охлаждает себя   при помощи  напольного кондиционера, придвинув его  вплотную к себе.
– Налей ему, пусть помянет Пелагею Васильевну, будет ей земля пухом! – говорит женщина,  берет от стены раскладную табуретку, ставит  мне, и уходит в боковую дверь.
– Садись, раз хозяйка велела! – неохотно  говорит мужчина, приглашая  за стол  жестом.
  Я сажусь на табуретку и терпеливо жду, пока он изучит меня  колючим взглядом. Придя к мнению, что я не представляю  опасность, мужчина,  хотя перед ним стоят красивые рюмки, ищет взглядом, во что  налить мне  водки.  Недовольно поведя кустистой бровью в сторону моих мозолистых рук с въевшейся грязью,  мужчина берет с подоконника  граненый стакан с завядшей  розочкой, и, отправив цветок  широким движением руки за окно, наливает  в опустевшую емкость.
 – Вот, пей! – говорит он, с  брезгливой  миной  ставя  стакан на  стол так, чтобы  до него я мог дотянуться, а вот до  тарелки с закуской – уже нет.
– Спасибо, но  один не пью! –  я отказываюсь по первой причине, что пришла в голову, глубоко в душе чувствуя желание плеснуть  водку  мужику в лицо.
– Да, я тоже не могу! – соглашается мужик, наполняет свою  рюмку, пьет залпом, и, закусывая  тарталетками с черной икрой, говорит. – Люблю  икру, так бы и ел каждый день. Но  аллергия, приходится себя ограничивать…
Он определенно издевается надо мной, и получает  удовольствие от  своего поведения. Я начинаю думать, что мне  следует уйти, но тут дверь на веранду распахивается  и появляется женщина в   ярко – красном, полупрозрачном  платье.
– Как вы думаете, молодой человек, – обращаясь ко  мне, говорит она, – в таком виде можно явиться на похороны?
– Да… как-то…, – мямлю я, не решаясь сказать, что выглядит она вызывающе.
– А что не так? Подол  до  колена, – она выставляет ногу вперед таким образом, чтобы мы обратили внимание, и, убедившись, что мы это сделали, говорит, –  и на груди  вырез в меру!
  Смотреть, что у нее  с декольте,  нет сил, и я отворачиваюсь. Мужчина  укоризненно качает женщине головой,  показывая на меня глазами. Она произносит:
– Можно подумать! – затем говорит, – ну, хорошо! – и уходит, хлопнув дверью.
 После неловкой паузы  Петр Иванович спрашивает у меня:
– А чего ты пришел?  Мы же о. Лаврентию сполна заплатили за отпевание, или у вас «на дурачка» принято двойную плату просить, авось дадут?
– Так вы не на гражданскую церемонию  собираетесь? – удивляюсь я, и, не отвечая на его вопрос,  говорю,  – учтите,  в церкви женщина  должна быть с покрытой головой.
– Ты слышала, Маша? – громко спрашивает мужчина через стену.
– Слышала! – доносится в ответ  недовольный голос женщины.
Мужчина прочищает горло легким покашливанием, и возвращается к  волнующей его теме:
– Я  с вашим митрополитом хорошо знаком. Он  любит  так говорить: ты деньги мне  давай, а кто будет  молиться, я  тебе найду. Вот  я и  хочу  спросить, митрополит  знает, как вы тут  промышляете?
– Не знаю, я с митрополитом не имел чести  общаться лично. Однако русская церковь устроена таким образом, что каждый  приход  сам по себе. Вы о. Лаврентию заплатили за требу,  а я собираю пожертвования на местный храм. Не думаю, что мне для этого нужно отдельное разрешение от митрополита…   впрочем,  пустой разговор. Я сейчас уйду, но напоследок   хочу  сказать:  вы заблуждаетесь, утверждая,  что  заплатили за молитву. При всем желании, ее нельзя купить. Молитва – это общение с Богом. И хотя мы являемся инициаторами, только  Бог это общение начинает и прекращает. А разве что-нибудь можно  купить у Бога за деньги?
– Молитву, наверное, нельзя, а вот человека, который будет молиться  вместо меня,   можно. – Цинично хохотнув и довольно  покачав головой, говорит мужчина.
        Мне становится обидно за всех молитвенников. Несмотря на то, что  с мужчиной говорить тяжело, я считаю необходимым сказать:
– Вы не понимаете.  Находясь в молитве,  перестаешь ощущать собственное тело,  чувствуешь только  счастье от  созерцания Христа.   В молитве  душа возносится  в горний Иерусалим,  где  восторгается  от того, что наследует жизнь вечную.  Другими словами, молитва – это высшее вдохновение, доступное мыслящей твари. Поэтому вы должны понять, что можно и нужно молиться за  человека,  но молится  вместо него … это  абсурд, ерунда какая–то!
– Ерунда – это  ваши проповеди, обычные сказки. – Произносит Петр Иванович, широко зевая, –  сами  ничего вы не знаете, только людям мозги  пудрите…
  Я собираюсь возразить ему цитатой из  св. отцов, уместной для такого случая, но тут   дверь распахивается, и к нам  вновь выходит женщина. Я вижу, что  одежда на ней не  изменилась, лишь   на голове появилась  небольшая черная шляпка с сеткой–вуалью.
– И почему вы до сих пор не помянули Пелагию Васильевну? – строго  спрашивает она, глядя на мой стакан.
– А кем вам приходится усопшая? –  интересуюсь я, трогая  стакан пальцами, но,   не беря его в руки. Обычай пить за усопшего человека меня всегда коробил, в нем нет никакого смысла.
– Родительницей, –  отвечает женщина, едва заметно  вздрогнув по неизвестной мне причине.
– Вы собираетесь просить Бога об упокоении души  собственной матери, придя  на службу  в таком виде? –  не сдержавшись, удивленно спрашиваю я.
– А что не так? – нервно говорит  хозяйка, – я  женщина, и должна привлекать внимание.
–  Женщина живет, чтобы  дарить жизнь от биения своего сердца,  быть пламенем любви в семейном  очаге, прощать тогда, когда, кажется, никто  уже не простит. Что же касается женской красоты, то она у нее  не сама по себе. Ее дает Бог, и только от Него зависит, будет ли  женщина приятна  мужскому взгляду. И никакие косметические ухищрения ей  в этом  не помогут!
  Хозяйка сильно обижается: мои последние слова она понимает, как намек на ее попытку скрыть возраст. Я сразу жалею, что у меня сорвалось с языка,  но теперь  ничего не поделаешь. Я встаю с мыслью о том, что меня сейчас погонят, и погонят сильно. Однако я ошибаюсь. Женщина сдерживает свои эмоции и  сухо говорит:
– Петр Иванович, дай денег этому юродивому.  Он хоть и дурак, но человек искренний.  Пусть поминает  нас в своем храме и молится об упокоении души Пелагеи Васильевны.  Если уж  знает, как это делать!
Мужчина достает из кармана приличную пачку денег и вопросительно смотрит на хозяйку. Она утвердительно кивает, и, сказав, чтобы Петр Иванович  поспешил за ней  в гараж, уходит, громко стуча высокими каблуками.
        Петр Иванович, дождавшись, когда  ее шаги затихнут в глубине дома, отделяет от пачки две купюры  и протягивает мне. Я с изумлением смотрю на то, как он кладет остальные деньги обратно в карман.
– Ступай, ступай, нечего  здесь! –  пряча взгляд, произносит он, поднимаясь из-за стола, – не хочешь денег, так не бери, но   от своего присутствия нас освободи, и как можно быстрее!
  Я спускаюсь с крыльца веранды, чтобы уйти тем же путем, что и пришел, но дорогу мне опять преграждают собаки. Теперь они во главе с Рексом, матерым самцом с жутко агрессивными глазами.  Я слышу, как за моей спиной мужчина запирает веранду, чтобы уйти вслед за женщиной. Я  поворачиваюсь и тихонько, боясь  раздразнить животных, стучу по стеклу двери:
– Петр Иванович, подождите закрывать, проводите меня,  пожалуйста, я опасаюсь ваших собак!
– Ты же  почти  святой! – отвечает мужчина, – Вот и обратись  к  Богу, пусть Он тебя проведет! Попрактикуйся в молитве, когда еще, если не сейчас?  Только  к нашему возвращению исчезни, а то  я полицию вызову! –  он намеренно  громче, чем нужно,  щёлкает замком в последнем обороте,  и в доме   все стихает.
            Я медленно сажусь на приступок и смотрю,  как собаки  бегают  у  бассейна. Видимо, хозяйка запрещает им подходить к дому, и поэтому они  не решаются пойти  в атаку. Лишь угрожающе рычат  и щелкают пастью.  Я осторожно достаю  телефон, чтобы   позвонить  в  деревенское МЧС – домой  к  Пряникову.  Как только дядя Саша  с Игорьком   подъедут, собаки сразу станут ласковыми. Нет такой живности, к которой эти потомственные крестьяне подхода не знают!
  Внезапно я замечаю, что из моего  кармана торчат  купюры, те,  что Петр Иванович отделил  от  пачки. Он всунул их мне, когда подталкивал  к выходу. Но зачем? Я все равно не сказал бы хозяйке о его манипуляциях,  даже если и встретил случайно. Однако  это похоже  на  некую попытку успокоить  совесть. А  интересный он человек, этот Петр Иванович!
    Я  собираюсь  оставить деньги под дверью, но  неожиданно  думаю, что тогда  Бог не сможет засчитать хозяйке и ее сожителю благое дело. Не поставит  ли  Он  мне в укор, что я самовольничаю, и лишаю их  возможности иметь оправдание  на страшном суде?
    После мучительных колебаний я кладу купюры обратно в карман. Сумма небольшая, но ее хватит, чтобы  выкупить у самогонщиков  обстановку комнаты. Рабочие скоро закончат копать яму, и мне  нужно  определяться, как  я буду размещать их  на ночь..