Настройщик капитализма в России

Георгий Елин
10 декабря 1991 г.
Утром Чернов привёз из Питера  «спонсора» Горячева. Наш благодетель неделю назад вернулся из Рима,  где ему устроили аудиенцию с папой, что Марк считает очень важным знаком.  После разговоров на явочной квартире,  все поехали в «Московские новости» – там у Марка есть собственные интересы,  и там нас ждал человек по имени Женя,  которому Горячев поручил опекать журналистов на месте.
Женя сразу саморазоблачился:  когда я рассказывал анекдот, где фигурировал  КГБ  и его сотрудники в серых костюмах при коричневых ботинках,  наш опекун    вдруг возопил:  «Ребята,  я там на самой безобидной работе,  в общем  отделе состоял!..».  Мы сначала ничего не поняли, а пригляделись – у Жени из-под серых брючин коричневые туфли выглядывают.

7 февраля 1992 г.
Одновременно тронулись первые номера NYT и «Русской визы». Как всегда: тянется, тянется, а потом сразу обрушивается на голову всё разом..

15 февраля  1992 г.
Всё-таки вчерашний снег не даёт нам покоя:  второй день в углу моей квартиры «Пятое колесо»  (по просьбе Марка, естественно) снимает нашу братию под столетний вопрос: «Почему же мы ушли из «Огонька»?»  Так и хочется сказать в камеру: да по топчану! – кто как, а я за компанию. Я есть что-то невероятно смешное в том, что все мы поместились и гуртом расселись на одной тахте.

18 февраля 1992 г.
Второй раз с Черновым и Горячевым торчим на Старой площади – у тов. Усикова,  в архиве ЦК КПСС. Тихий ужас: тухлый чванливый партократ, он прежде был горд, охраняя партийные тайны, а теперь с лёгкостью готов продать всё, но как можно дороже. На торги уже и папочки подготовлены:  скандальное <предсмертное> письмо Фадеева, письма Высоцкого с просьбой выпустить его за рубеж...  Марк говорит, что готов заплатить, но за то, что нам нужно, например, за протокол заседания Политбюро,  на котором было принято решение ввести советские войска в Афганистан. Тут на тов. Усикова нападает необоримый кашель, переходящий в непробойную глухоту... Когда уходили,  столкнулись с ребятами из «ЛГ»  –  вот благодарные покупатели, эти всё заберут.

28 апреля 1992 г.
Поскольку в своей «Русской визе» все мы выполняем любую работу,  доверили  мне привезти из типографии «Воениздата» бумагу для журнала.  Женя-куратор  раздобыл огромный грузовик, дал какие-то накладные. Короче, поехал. Чего-чего, а распоряжаться я умею – по приезде мобилизовал грузчиков (всем обещал по бутылке), они радостно нагрузили полный кузов, и к полудню я гордо вернулся  в редакцию. Где все уже лежали в обмороке:  в типографии хватились, что мне должны были дать пять рулонов, а я увёз... 13 – все, что были во дворе (не гонять же грузовик порожним).

10 мая 1992 г.
Горячев вторично посетил в Ватикане римского папу, и он якобы благословил  нашу «Русскую визу».  Что удостоверено фотографией, которую «МН» ставят  в свой ближайший номер. (Ну, кто ещё не снимался с римским папой?)

27 мая 1992 г.
Привезли в «МН» тираж «Русской визы» (загрузили в подвал – 1 500 пачек по 20 штук). Которая далась нам такой ценой, что и радости при виде долгожданного детища никакой. Жаль – упустили мы время.

15 июня 1992 г.
Презентация «Русской визы» в Доме кино на Васильевской. С приятной толчеёй в дверях, которая всегда означает, что  зал пустым не будет. Пришли Левитанский, Аронов, Есин, Арк.Вайнер, Чупринин, Рейн, Иртеньев, Остёр и Петрушевская. Не пришёл Коротич (Вигилянский ему звонил – Виталий Алексеевич плачется, что его  все забыли, но увидеть нас не захотел). Из «Огонька» были только Саша Минкин  и Настя Ниточкина – с новым мужем, который оказался нашим старым приятелем Максимом Ненарокомовым.
Разговор с Гердтом и Вероникой Долиной.
Марк Горячев, как всегда, красовался в белом,  с удовольствием принимал поздравления и снисходительно обосновывал свои щедрые траты на заведомо неприбыльный журнал: «Люблю поддерживать интеллигентных людей!»

1 – 10 декабря 1992 г.
Снимаем с Валерой Смирновым  сюжет про Володина для нашего ТВ-дайджеста «Русская виза»  – у меня дома, на фоне моих книжных полок, в моём безразмерном свитере. Жаль, что очень холодно – съёмки в городе получились поспешными (Александра Моисеевича согревали традиционным способом – боялись, что будет очень заметно), но мой любимый двор на Суворовском бульваре сняли отлично.

18 декабря 1992 г.
Неделю с Валерой Смирновым снимали в экс-цековском подмосковном санатории кино  «Пловец». Про Петра Егоровича Патрушева, уроженца сибирского городка Калпашева, который летом 62-го эмигрировал из хрущевского СССР весьма рискованным образом – вошёл в море на грузинском пляже и через день вплавь добрался до турецкого берега. <...>

25 января 1994 г.
Американцы уведомили нас, что с 15-го февраля сворачивают русский проект  «Нью-Йорк таймс» как нерентабельный (мода на Россию прошла, у Сульцбергера-младшего новое увлечение – интернет, и 30 тысяч русских подписчиков не в счёт). Значит, под угрозой и наши собственные журналы – «Русская виза», «Книжный magazin», «Мир Божий». И опять нужно крутиться – ещё и потому, что за несколько   лет, прошедших после нашего ухода  из  «Огонька», у нас сложился автономный трудовой коллектив, терять который  попросту глупо.

20 июня 1994 г.
У нас состоялся «цивилизованный развод» – оставили Олегу <Хлебникову> «Русскую визу» и вышли  из одноимённого ТОО.
Ещё одна страница моей жизни – с эпиграфом «Мы ушли из «Огонька»!» – закрылась.

18 ноября 1994 г.
Разговор с Горячевым, который не ожидал, что я и Вигилянский соскочим с «Русской визы»  и хотел бы, чтобы мы не сжигали корабли – остались в журнале хотя бы своими текстами.  Врать не хотелось, так что обещал Мареку подумать.

29 января 1995 г.
В конце года Хлебников с Черновым выпустили номер «Русской визы» – вполне хороший, если бы его не портили портрет Марка (естественно, весь в белом) на первой странице и реклама их с Андреем мертворождённой партии ДНК (Движение народной консолидации). Горячев позвонил сам: сказал, что  очень жалеет о нашем с Вигилянским отступничестве, потому что журнал выходит  на новый виток («теперь его даже в Думе не зазорно показать»), и спросил, как  оцениваю номер. Честно ответил, что для меня «Русская виза» – не карманный  журнал Горячева, и на этом мы попрощались (думаю, навсегда).

23 февраля 1995 г.
Чернов с сыном. Про «Русскую визу» и Марка молчит, как и про их дурацкую партию ДНК (не иначе, окончательно накрылась медным тазом). Зато опять одержим новыми гениальными идеями – теперь он открыл СЕРЕБРЯНОЕ СЕЧЕНИЕ (хорошее название для книжки стихов, пусть будет, хоть что-то похожее уже было у Саши Щуплова. <...>

5 марта 1997 г.
Случилось то, к чему всё и шло – вчера в центре Питера похитили Марка Горячева: посреди Лиговки осталась его машина с распахнутыми дверцами, рядом валялись разбитые очки...
Конечно, Марк – авантюрист высшей пробы... <...>  В шоу Марка  задействовалось всё: народные умельцы, ушедшие из  редакции «Огонька» журналисты,  Государственная Дума, в которую он прошёл под лозунгом борьбыс красными директорами, римский папа, редакция «МН», Вольский  и Черномырдин...  В конце концов, втянутая им в оборот денежная масса достигла критической точки, а буквально на днях он получил очередной гигантский кредит... <...>

4 марта 2012 г.
<...>  Среди моих знакомых он был первый капиталист.  Первый гангстер, меценат, плейбой.  Зимой 1991-го  его привёз из Питера пиит Чернов, который писал за Собчака книжку «Хождение во власть»: через него Марик выходил на питерского мэра, и в качестве мзды Андрей сосватал ему наш журнал «Русская виза», нуждавшийся в спонсоре. Мы ударили по рукам, и  наша «RV»  влилась в концерн «Горячев», имевший слоган «Настройщик капитализма в России» на фоне белоснежного рояля.
Марк – учительский сын, росший музыкантом, был авантюрист высшей пробы, и хватка у него была железная. Бизнес начал с того, что скупал в комиссионках старые рояли, кое-как обновлял внешний вид (на ремонт нутра не тратился), покрывал белым лаком и втюхивал обитателям солнечной Грузии. Белое на белом – его фирменный стиль: глянцем по бархату на визитках, смокинги, любимый «Порш» и любимый анекдот «Все в говне, а я в белом!»  Сколотив первоначальный капитал, сразу принялся строить финансовую пирамиду, причём лохов выбирал среди элиты. Как он вёл дела, я несколько раз видел:  сразу очаровывал потенциального партнёра громадьём планов и, как только наживка была проглочена, исчезал: «Моё купеческое слово сказано, всё о'кей, – готовьте бумаги на подпись моему коммерческому директору!»  Потом оказалось – ни на одном контракте Горячева его автографа нет. А то, что два его директора – крепкие сорокалетние мужики – внезапно умерли от инфаркта один за другим, Марика ничуть не смущало: бывает. Нравы в его окружении действительно царили гангстерские: когда подельник Горячева попробовал его кинуть, Марк собственноручно сломал ему стулом обе ноги. В его красочном шоу задействовались все: народные умельцы – производители коллекционного хрусталя; ушедшие из «Огонька» журналисты;  Госдума, куда Горячев прошёл под лозунгом борьбы с «красными директорами»  и где прославился лишь тем, что прилюдно замахнулся на Жириновского бутылкой;  редакция «МН»;  музыкант Макаревич, коего Марик возил в Англии по местам боевой славы «Битлз»; Вольский и Черномырдин, даже римский папа и г-жа Тэтчер, фотографии с которыми украшали офис Горячева на Невском проспекте. Понимая, что этот цирк долго продолжаться не может, мы, с ощущением рыльцев в пушку, тихо делали своё дело: выпускали наш неприбыльный журнал, при «5-м колесе»  с покойным режиссёром Валерой Смирновым снимали фильмы:  Вигилянский – «Карл, Элендея и Ардис», я – «Так неспокойно на душе...»  про драматурга Александра Володина.  Вестимо, под копирайтом Марикова концерна.
Всё кончилось, как и ожидалось:  когда втянутая Горячевым в оборот денежная масса достигла критической точки, сразу после получения в марте 97-го очередного гигантского транша, наш герой бесследно исчез:  днём на Лиговке остались лишь его машина с распахнутыми дверцами и разбитые очки.  Велика вероятность, что он покоится в омуте с гирей на шее, но есть шанс – с другим лицом живёт-поживает в какой-нибудь тёплой небедной стране. 
Я никогда не брошу в Марка камень, благодарный за то, что он для нас сделал, и Господь ему судия.
     март 1997 г. /  март 2012 г.


ФОТО:  Марк Горячев  / Портрет для журнала  «Русская виза» , 1996 г.
© Архив Georgi Yelin  / Съёмка Валерия Плотникова
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/

_____