Английская драматургия 18 в. Д. Лилло, Д. Гей, Р

Валерий Орлов-Корф
В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Просвещения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Лилло

Джордж Лилло (1694-1739) – английский драматург, основоположник «мещанской» драмы, которая была распространена во Франции (Дидро) и в Германии (Лессинг).
Лилло был лондонским ювелиром. Занятия драматургией он совмещал с коммерческой деятельностью. Известны восемь его произведений, но особый успех у публики имели две пьесы – «Лондонский купец, или история Джорджа Барнвела» и «Роковое любопытство».
В «Лондонском купце» рассказывается в драматической форме история  молодого человека Джорджа  Барнвела – приказчика в торговой конторе купца Торогуда. Дочь куца Мария, любит Барнвела, но он предпочитает любить куртизанку Милвуд. Ради этой куртизанки Барнвел совершает преступление – убивает своего родственника из-за денег. Конец трагедии ясен – куртизанка и ее любовник приговариваются к казни.
Свои представления о положительных героях Лилло воплощает в образах Торогуда и его второго приказчика Трумена. Даже их фамилии подчеркивают свойственную им добропорядочность: Торогуд – «Хороший во всех отношениях», Трумен – «Истинный человек». Добродетельный Трумен получает в жены Марию и становится компаньоном Торогуда.

Гей
Джон Гей (1685-1732) - английский драматург, мастер «балладных опер». В Англии появление этой оперы обязано большому распространению итальянской оперы. Пьесы «балладной оперы» были написаны прозой, но включали в себя песни, дуэты и арии, исполнявшиеся на мотивы популярных баллад. Чаще всего эти оперы являлись пародиями, но некоторые из них являлись откликом  на злободневные события.
Лучшая «балладная опера» - «Опера нищих», которую создал Джон Гей в 1728 году. Эта опера изображает уголовный мир. Гей создает сатиру на представителей закона и правящую верхушку Англии. Идею оперы  подсказал Гею Свифт, замысел которого  писатель развернул в остроумное и яркое драматическое представление, насыщенное музыкальными номерами и пародиями. Герои пьесы – воры, уголовники, дамы легкого поведения, скупщики краденного. Сюжет оперы раскрывает историю любви Полли, дочери скупщика краденых вещей Пичума, к бандиту Макхиту. Тайно от отца Полли выходит замуж за Макхита. Питчум, узнав об этом, решил избавиться от нежелательного зятя. Он доносит на него властям и Макхит попадает в тюрьму Ньюгет, где он подвергается любовным домогательствам со стороны дочери шерифа Люси. Полли устраивает сцену Макхиту, узнав о его отношениях с Люси. Ситуация осложняется появлением еще четырех жен Макхита с младенцами на руках. Попав в такую историю, Макхит заявляет всем, что он предпочитает смерть на виселице, чем мученическую жизнь  со всеми женами. Но опера имеет счастливый конец для Макхита – он остается живым.
Сатирический замысел Гея в 20 веке был использован немецким драматургом Бертольдом  Брехтом в его «Трехгрошовой опере».

Шеридан

Ричард Бринсли Шеридан (1751-1816) – английский драматург, автор «веселых» комедий. Родился в столице Ирландии Дублине. Его отец был актером, мать – писательницей. Шеридан получил юридическое образование. В юности писал, стихи и увлекался театром.
Шеридан поставил свою первую комедию в 1775 году в театре Ковент-Гарден – «Соперники». Вскоре им были поставлены комедии – «Дуэнья», «День святого Патрика», «Поездка в Скарборо», «Школа злословия» и «критик».
С 1780 года Шеридан стал заниматься политической деятельностью – был избран в парламент. Как отмечают историки, Шеридан был выдающимся оратором своего времени.
Расцвет писательского творчества Шеридана приходится на вторую половину семидесятых годов. Особенность Шеридана, как писателя эпохи Просвещения заключается в том, что, создавая великолепные образцы своего литературного жанра, он разрабатывал и вопросы теории комедийного жанра. В прологе к «Соперникам» как необходимые условия истинной комедии отмечены – «смех, скрывающий сатиру», «лукавая и вольная фантазия» и «острота слова». Большое значение писатель придает мастерству построения интриги и созданию характеров.
Лучшее произведение Шеридана – комедия «Школа злословия», которая являлась сатирой на нравы светского общества. Сюжет комедии несложный – молодая жена старого сэра Питера Тизла леди Тизл, попав после замужества из глухого местечка в Лондон, ведет пустую и расточительную жизнь. Общаясь с великосветскими сплетниками – леди Снируэл, миссис Кэндор, мистером Снейком, леди Тизл оказывается втянутой в круговорот интриг. Влияние этого круга сплетников на миссис Тизл приводят к большим неприятностям с сэром Тизлом – уроки, преподанные в «школе злословия», не прошли бесследно!
Важную часть пьесы составляет история братьев Джозефа и Чарлза Сэрфес. Легкомысленный повеса Чарльз вызывает осуждение завсегдатаев салона леди Снируэл. Он проматывает свое состояние и делает большие долги.  Джозеф бережлив и добродетелен, скромен и рассудителен. Однако подлинный характер братьев раскрывается в их отношении к старому сэру Оливеру – их дядюшке. Братья многим обязаны своему родственнику. Но если Чарлз искренне привязан к старику, то второй проявляет неблагодарность. Дядюшка наследником своего состояния делает Чарлза, а Джозеф посрамлен. Шеридан в этой истории про двух братьев говорит зрителю об опасности поверхностных суждений о человеке.
 
«Школа злословия» Лист 1
 
«Школа злословия» Лист 2
 
«Школа злословия» Лист 3
 
«Школа злословия» Лист  4