Варяжский вопрос. Взгляд учителя истории

Юрий Никулин Уральский
Каждый изучаемый в общеобразовательной школе учебный предмет имеет многоступенчатую систему сложности, при которой одни знания и навыки учащийся может получить самостоятельно, для овладения же другими ему необходима помощь учителя. Не является исключением и история: очень часто описания и оценки одного события в разных источниках настолько противоречивы, что авторы школьных учебников лишь приводят основные версии, предлагая учащимся определить свое отношение к рассматриваемому вопросу. В такой ситуации учащиеся, пользующиеся популярными статьями в интернете, могут принять любую точку зрения без критического её осмысления, и задача учителя — дать им направление поиска, учитывающего все социальные и политические аспекты проблемы. Следовательно, учитель истории должен иметь четкое представление о сути проблемного вопроса и собственное суждение о нем.
Длинный шлейф исторических источников, включающий в себя археологиче-ские находки и труды российских и зарубежных ученых, ежегодно пополняется все новыми и новыми данными, загадками, версиями, часть из которых имеет в своей основе рациональное зерно, большинство же — плод бескрайней фантазии авторов, на лету ухватывающей исторический факт и тут же находящей для него свое объяснение. Так, например, из цитаты «Тогда бо Рюрик уби некоего храбра Новгородца именем Вадима и иных многих Новгородец, советников его» делается вывод, что, поскольку храбрами на Руси называли богатырей, то Рюрик убил  русского богатыря по имени Вадим; при этом как-то остаются без внимания слова «...советников его», подтверждающие мысль В.Н.Татищева о том, что Вадим был славянским князем.  А длинный клок волос на бритой голове князя Святослава, указанный византийским историком Львом Диаконом как признак знатного рода, в одной из современных интерпретаций оказывается символом власти Святослава над печенегами, которые не признали бы своим каганом нестриженного мужчину. 
И так — рысью по историческим местам. Только вперед!
А если с рыси перейти на шаг? А то и вообще некоторое время просто постоять на месте, осмысливая накопленную поколениями исследователей информацию?..
Возьмем знаменитый «варяжский вопрос», неразрывно связанный с изучением эпохи образования Древнерусского государства.
В учебниках по истории говорится о скандинавском происхождении княжеской династии Рюриковичей. Вроде бы, учителю не остается ничего иного, как объявлять Рюрика то ли свеем-шведом, то ли даном-датчанином, и «подводить» особо заинтересовавшихся этой темой учащихся к мысли о правильности «норманнской» теории. Но как быть,  если учитель считает, что версия, изложенная в учебнике, требует пересмотра? Тогда он просто обязан не только высказывать на уроках свою точку зрения, но и публиковать результаты своих изысканий для привлечения как можно большего внимания к тем выводам, которые он считает правильными.
Сопоставляя текст не датированной части Повести временных лет (в переводе на современный язык академика Д.С.Лихачева) с записями о 859 и 862 годах и с выдержками из переводов книг польских, немецких и арабских авторов, а также с историческими трудами русских и советских историков начиная с В.Н.Татищева, изучив ряд современных публикаций, в том числе по вопросам, связанным с археологическими данными, я пришел к следующим выводам:
Варяги — это вагры, западнославянский этнос на южном побережье Балтийского моря.
Постоянные войны, которые вагры на протяжении VI-VIII веков вели с северогерманскими племенами саксов и ютов, привели к высокой степени развития ремесел военного назначения, сами же вагры превратились в профессиональных воинов, имевших отличную боевую выучку и первоклассное вооружение.
Но помимо войны вагры занимались и торговлей. Варяжские купцы, сопровождаемые воинскими отрядами, вели торговлю на скандинавском побережье и в северных землях восточных славян. И там, и там они основывали торговые колонии, охраняемые боевыми дружинами вагров. Одна из таких колоний была образована в поселке ильменских словен. С течением времени колония расширялась, в ней селились выходцы из западнославянских и восточнославянских земель, и — в небольшом количестве — скандинавы. Все они приобретали название варягов. Поселок же превратился в центр славянской торговли, получив название Новгород. А Старый город, основанный ваграми в VI веке, находится на принадлежавшем когда-то западным славянам — бодричам полуострове Вагрия на южном побережье Балтийского моря, на территории нынешней федеральной немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн. Сейчас он носит название Ольденбург-ин-Хольштайн, с IX же до XII века, пока эти земли не за-хватили германцы, город назывался Старигардом – Старым городом.
В середине IX века отряды вагров-варягов начали проникать в глубь  восточнославянских земель, обложив данью чудь, словен, кривичей, весь... Через несколько лет те, решив, что содержание варягов обходится слишком дорого, объединились и «прогнали варягов за море». Скорее всего, вагры уплыли в одну из своих колоний на Скандинавском полуострове – она могла находиться как в Швеции, так и в Финляндии (в современном значении).
Сразу после изгнания варягов славянские племена начали между собой борьбу за первенство в северо-восточных землях. И, по моему мнению, борьба эта закончилась не по обоюдному согласию враждующих сторон принять стороннюю власть, а в связи с приглашением ильменскими словенами вооруженной силы – варягов-руси, живших на Скандинавском полуострове, но не в качестве местного этноса, а в качестве колонистов, чья метрополия находилась в славянских землях. И «вся русь», которую привел с собой Рюрик на Ильмень, состояла из нескольких десятков дружинников, превратившихся из охранников торговой колонии в военную знать. А князь Рюрик, утвердив власть Новгорода на северо-востоке славянского мира, стал не только военным, но и политическим вождем зарождающегося древнерусского государства.