Бег в небо или Skyrunning для новичка

Алексей Мирный
Предисловие.
Всегда есть кто-то сильнее, опытнее или более готовый в комплексе, если говорить о всякого рода спортивных мероприятиях. Это нужно принять, смириться и жить дальше. Твой результат — он лишь твой. Ты не соревнуешься с кем-либо, ты просто проходишь свою дистанцию, свой путь, коли угодно. Если в рамках конкретного соревнования ты показал объективно превосходящий другие результат, то тебя награждают. Однако это вовсе не означает, что ты прошел свой путь лучше других, ведь он свой у каждого, а не только у тебя. Это такая простая истина, что понять её может любой. Отчего же тогда её столь сложно принять?

Вечер. Предвкушение. Страх.
Ещё вечером в канун старта стало понятно, что приятной прогулки к горному озеру не будет. Стартовый подъём повергал в шок своей крутизной. И дело тут не только в том, что с самого начала предстояло бежать в крутую гору, но в психологическом моменте, обусловленном просматриваемостью маршрута. Часто бывает, что сложности дистанции скрыты элементами природного ландшафта. Здесь же, в долине реки Аксаут, в рамках одноименного фестиваля по скайраннингу, первый вертикальный километр дистанции лежал как на ладони и вселял неподдельный страх в будущих участников забега, тем из них, вернее, кто к такому не был готов. Но добрые люди из числа организаторов и спасателей, которые видели дистанцию, подбадривали, что там, за перегибом, легче не будет.

Утро. Мандраж.
Волнение перед стартом усугубляется его затягиванием из-за организационных моментов. Перенесён на 10. Солнце уже успело вытеснить из ущелья ночной заморозок, растопить иней на траве и наполнило долину тёплым летним воздухом. Будет жарко. Участников около 20—30. Мы готовы к началу и ждём отсчёт.
Старт. С места срываются все, кто-то очень даже быстро, но пологий участок становится подъёмом, а трава под ногами сменяется камнями, заставляя резвых спортсменов пойти пешком. 20 градусов, 30 градусов, а угол всё растёт, снова трава и земля под ногами, и участники монотонно шагают вверх. Склон градусов 45, моё тело категорически протестует. Пульс где-то в заоблачных далях, но впереди не видно выполаживания.
Постепенно вокруг появляются скальные выступы, маршрут начинает вилять меж ними, а угол подъёма доходит до рекордных величин. Прихожу к мысли, что для таких случаев трекинговые палки и придуманы, жаль, что мои лежат дома. Тропа, проложенная организаторами по дикому склону, помечена воздушными шариками, на опасных участках дежурят спасатели и волонтёры, а я постепенно подхожу к финишу первого вертикального километра, поднимаясь над ущельем. Позволяю себе короткие взгляды в долину, чтобы оценить красоты здешних гор, но из-за нагрузки восприятие притуплено. Выхожу на гряду.

День. Безысходность.
На хребте становится понятно, что действительно проще не будет. Оценка окружения приводит к выводу, что спуски также не позволят разогнаться из-за неблагоприятных условий. Тропы нет, высокая трава среди камней, достаточно крутой рельеф, припекающее солнце — все эти факторы не способствуют бегу в удовольствие. Это работа. Работа тяжёлая и кропотливая. Иду, всматриваясь в траву и камни в поисках шариков и стрелок краской, в промежутках поглядывая на местную округу — ущелья Аксаута и Марухи. Взбираюсь на очередной пик и от человека на нём слышу приятную новость. Вершина на горизонте — это финальный этап подъёма, после которого маршрут направляется вниз к озеру. Но это лишь полуправда. А другая её половина в том, что обратно нужно пройти тем же путём. Такова жизнь. Продолжаю движение. Вниз лёгким бегом, вверх только пешком. Местами гребень истончается, и двигаться приходится по узкой скальной гряде. Вспоминаются ролики крутых горных бегунов с их гребневыми забегами. Да, в этих видео всё выглядит гораздо более позитивно, чем наяву.
Постепенно финальный пик первой половины дистанции остаётся за спиной, а дальше долгий отрезок спуска, где от перевала начинается ещё и тропа в сторону озера. Наконец можно спокойно бежать. Бежать можно, но не выходит. Голеностопы болят, сил нет, а пульс никак не успокаивается.
На пути к озеру встречаю всех тех, кто от меня убежал со старта. Их много, а отрыв приличный, шансов не остаётся.
«Делай лучшим образом, и будь, что будет».
Озеро круглой формы, рядом водопад, вода прозрачная, так и манит искупаться, но нужно бежать, и я бегу. И теперь всё то же, но в обратном направлении. Теперь я встречаю тех, кто следом, кого-то подбадриваю и желаю удачи, это происходит почти автоматически. Погода постепенно портится, становится прохладнее, и это хорошо. Хотя появляются опасения за отстающих, ведь у них есть риск попасть в непогоду. Неспешно двигаюсь в сторону финиша, ведомый лишь желанием скорейшего завершения этого мучения. На спуске часто падаю и скольжу по траве, прихожу к очередному выводу, что всё-таки маршрут достаточно опасный. Многократно травмированные в прошлом голеностопы очень тяжело переживают неровности поверхности. Взгляд больше под ноги, по сторонам изредка. Видимо, нужно быть очень сильным спортсменом, чтобы любоваться видами в процессе. С переменным успехом добираюсь до стартового вертикального километра, который теперь будет спуском. Переступаю грань, разделяющую два участка, и на смену горной прохладе снова приходит жар разогретого солнцем травяного склона с характерным запахом сена. Финиш уже видно, но он ещё так далёк….
Когда я передвигаюсь по тропам и склонам в горах, всегда оцениваю их с точки зрения катания на велосипеде и сноуборде. Часто эта оценка оказывается неверной, ведь бег вниз многократно более универсален, чем спуск на чём-либо. Но в случае со склоном, на котором я нахожусь сейчас, иллюзий на счёт возможности спуска на велосипеде или доске не возникает, ведь при таком угле наклона и стоять-то некомфортно. Стараюсь бежать вниз равномерно, меняя техники постановки ног, каждый шаг приносит боль в пальцы, в голеностопы, в колени, в спину, но финиш всё ближе, поэтому нужно терпеть. Кажется, вот-вот станет легче, но даже с уменьшением угла состояние не меняется, ноги не слушаются и не чувствуют поверхность, ведь концентрация усилий на километр пути в этой гонке была максимальна из всех пережитых моими ногами. Последние сто плоских метров удаётся ускориться, с финиша слышны подбадривания и поздравления неравнодушных людей.
«Не важно, как ты бежал, важно как финишируешь».
Останавливаюсь, мой результат фиксируют, жмут руку, снова поздравляют, и я успокаиваюсь и расслабляюсь. И уже не чувствуется, что за спиной около 2,5 км набора и сброса высоты, 16 км дистанции и 4 часа 46 минут страдания и борьбы с самим собой. Хотя борьбы как таковой и не было, ведь организм работал почти на пределе, а перегружать его больше не имело смысла.

Вечер. Умиротворение.
В любом случае теперь я отдыхаю, а единственная моя награда — купание в горной реке, которая смыла жар, пыль и пот, унесла усталость и боль, оставив лишь приятные воспоминания о незабываемом приключении.
Это было 22.09.2018.

Тренируйтесь, дамы и господа, тогда любое испытание будет в удовольствие.
26.09.2018.