О доброте

Рита Аксельруд
                "Как праздник, как счастье, как чудо,
                Идёт Доброта по земле,
                И я про неё не забуду,
                Хотя забываю о зле"
                (Юлия Друнина. Доброта)

 Весной 1983 года в нашей школе-интернате с лёгкой, а скорее, тяжёлой руки тогдашнего нового директора появилась врач по фамилии Петрова. Она была невысокого роста, черноволосая, полноватая и злая. Мне кажется, она не любила даже собственных детей, не говоря уже о воспитанниках школы-интерната.  Мне она была настолько неприятна, что я даже не запомнила, как её звали. Зато осталась на сердце нанесённая ею обида. Однажды она сказала мне, переиначив известную пословицу:
- Доброта хуже воровства.
 
   Я так растерялась, что даже не сразу вспомнила, что по пословице «Простота хуже воровства». Не знаю, почему простота хуже воровства, что за глупое сравнение. Но без доброты не прожить детям-сиротам. Я  много лет работала в школе-интернате и знаю, как дети тянутся к тем, кто их любит, относится к ним с добротой.

 Эта врач Петрова распоряжалась судьбами детей, как пешками на шахматной доске. В результате она выписала из нашей санаторной школы-интерната  и перевела в массовый интернат нескольких ребят, написав, что они оздоровлены. Олю Козловскую и её младшего брата Колю – за то, что Коля вел себя плохо. Васю Ибрияна – за то, что у него была какая-то степень олигофрении, Алёнушку Добровольскую – без причины. Это были дети из моего класса. Они перешли в седьмой. Я очень расстроилась, узнав, что их выписывают, и пошла к директору выяснить причину. Вот тогда я и услышала от Петровой, что я слишком добрая, что нечего их жалеть, что и без меня они не пропадут.

   Да, они не пропали. Всё же в нашем интернате они получили какую-то закалку и сумели преодолеть трудности, которые встретились на пути. Вася после окончания
8-го класса был отправлен в Донецк, в училище, готовившее шахтёров. Никто не посчитался с тем, что у него слабые лёгкие, что ему нельзя дышать шахтной пылью. Но он сам всё это понял и после окончания училища уехал в Одессу, скитался по подвалам, брался за любую работу. Всё же он выстоял, не спился, не стал наркоманом . Он приезжал к нам в интернат с женой и со слезами на глазах говорил слова благодарности учителям и воспитателям, сделавшим его человеком.  Я уверена, что именно доброта и участие дали этому мальчику-сироте возможность выстоять, не ожесточиться на весь мир в трудные девяностые годы.

 Оля – наша отличница – после школы поступила в медицинское училище. Ей пришлось нелегко – на её руках умерла от рака её мама. Вместе с братом они жили в ужасных условиях в крошечной, сырой комнате  коммунальной квартиры, бедствовали, часто  голодали, но учились, получали профессию, состоялись как личности. Алёнушку после школы забрала в деревню старшая сестра. С ней тоже всё хорошо.

  Мой любимый актёр Евгений Леонов в письмах к сыну писал: «Больше всего в людях я ценю доброту, душевность. Доброта, по-моему, начало всех начал, отличительный признак человека…без света доброты – человек – пустой сосуд».
 Задача актёра, по словам Леонова, состоит в том, чтобы силой искусства пробудить в душе зрителя лучшие человеческие качества, наполнить его душу светом доброты.

    Думаю, что такая же сложная и важная жизненная задача стоит перед учителем, воспитателем. Только настоящий учитель, любящий детей, может раскрыть их таланты, научить не только своему предмету, но сформировать  личность. И в этом трудном деле учителю нужна доброта.   
  Недавно нашла замечательные слова французского философа и писателя Монтеня: "Тому, кто не постиг науку добра, всякая другая наука вредна".
Послесловие:
Недавно узнала продолжение пословицы:"Простота хуже воровства, если она идет не от ума, а от безумия".