Св. прав. Иосиф Обручник. Книжки для школ - 1877 г

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
СВ. ПРАВЕДНЫЙ ИОСИФ

(Издание Общества Распространения полезных книг. Москва: Тип. А. Гатцука. 1877. Книжки для школ № 160)


Все, что мы знаем о св. Иосифе, передано нам Святым Евангелием, в котором многократно упоминается имя его. Св. Евангелисты, Матфей и Лука, передавая родословную Господа Нашего Иисуса Христа, знакомят нас и с родословною Иосифа. Таким образом мы знаем, что имя отца его было Иаков; но к сожалению, более подробных сведений об этом святом муже мы не имеем. Хотя св. Иосиф и происходил от царского рода, но он был беден и трудами рук своих приобретал насущный хлеб свой. По примеру большинства своих соотечественников того времени, он сам возделывал свои поля, скромное наследие после отцов, а по уборке полей плотничал. Ремеслу этому, вероятно, он был обучен еще в ранних годах, так как по обычаю еврейскому на обязанности отцов лежало непременно передавать детям какое-либо занятие, могущее доставлять им заработки для жизни. Таким образом мы видим, что впоследствии сам Св. Иосиф счел своим долгом ознакомить с плотничным ремеслом приемного сына своего, Иисуса Христа. В то же время и полевым работам Иосиф, без сомнения, обучал Христа; замечательно, что большинство притчей Господних заимствованы из сельской жизни; так например притчи: Сеятель, Доброе Семя, Плевелы, Виноградник, Хорошее Дерево, Безплодное Дерево, Заблудшая Овца, Добрый пастырь. Вообще жизнь Евреев в тот век, когда жил Иосиф, мало изменилась против той, какая была в древнейшие времена, и самые потомки царей не гнушались никакими трудами. Все сами водили стада свои на пастбища, возделывали землю, засеивали ее и собирали жатву. Улучшать свои виноградники, собирать плоды фиговых деревьев, извлекать масло из оливок было обычным занятием Евреев; самое богатство их зависело исключительно от обширности и плодородия полей, а также от многочисленности всякого рода скота. Что же касается промыслов и торговли, то они были тогда у Евреев не особенно значительны и даже мало уважаемы. Впоследствии только, когда они жили между Вавилонянами и другими народами, Евреи начали принимать участие в торговле, склонность же их к торговым занятиям, которою они теперь отличаются, развилась в них уже по разрушении Иерусалима и рассеянии их по всему пространству земли.
Св. Иосиф, хотя потомок царя Давида, жил, как сказано выше, общею жизнию своих соотечественников. Молодость его протекла, вероятно, в той части Галилеи, которая первоначально была занята коленом Завулона, и откуда во время плена Израильского вышло несколько праведных людей вместе с Товием, происходившим из колена Невфалима. В этой местности находились мирные города Назарет и Кана, и промышленные города Вифсаида, Хоразин и Капернаум, вблизи от плодородных берегов Генисаретского озера. Эта часть Палестины считалась самой лучшей и производительнейшей, и торговля тут была деятельнее, потому что сношения с другими народами были менее затруднительны.
Иосиф, занимаясь плотничным ремеслом, был известен по свой честности и искусству своему. Он отлично знал свое ремесло, а, по свидетельству некоторых древних писателей, он знаком был и с теми работами, которые требуются при постройке домов. Св. Иоанн Златоуст, в первом поучении своем на Евангелие Св. Матфея, особенно указывает на то, что Иисус был сын Девы, обрученной плотнику, потому что Иисус как Спаситель мира должен был совершить спасение наше распятый на древе, орудии всеобщего искупления.
В то время когда родился Спаситель, дома в Галилее, обитаемые народом, были самой простой постройки. Выстроенные из кирпичей, высушенных на солнце, они обкладывались для большей прочности камнями и бревнами. Понятно, что в этих скромных жилищах дерево было в большом употреблении. Самое обыкновенное и самое простое было сикомор, сохраняющийся в продолжение многих веков; из пальмового дерева делали колонны, а в богатых домах употреблялись кедр и другие ценные деревья, привозимые из Аравии и Индии. Обыкновенно дома строились небольших размеров и одноэтажные с плоскими крышами, окруженными перилами и служившими убежищами от жара в вечернее и ночное время. Эти плоские крыши или террасы разделялись, как и в настоящее время, на разные отделения, имевшие каждое свою особенную лестницу и образовывавшие таким образом как бы открытую комнату.
Над главною дверью, служащею входом в дом, почти всегда была надпись, почерпнутая из книги законов. Евреи любили иметь перед глазами и на самых видных местах своих жилищ отрывки из книг Моисея. Дверь была постоянно заперта и в богатых домах охраняема прислугою; эта дверь вела в четырехугольные сени, по стенам которых стояли скамьи для приходящих, коих хозяин не желал вводить в внутреннюю часть дома. Тут же находилась лестница, ведущая на середину террасы, служившей местом, где совершались все семейные обряды, как например - обрезание, свадьба, и т.п. В таких торжественных случаях эта часть террасы покрывалась тканью более или менее разноцветною, чтобы защитить присутствующих от лучей солнца. В некоторых домах устраивались даже фонтаны, дабы освежить воздух.
Комнаты в домах были малы и не высоки, с небольшими окнами, которые выходили большею частию во двор и с трудом проводили в комнаты воздух и свет. Так как в то время стекло не было еще известно, то в окна вставлялись деревянные или железные решетки, и затем самые окна закрывались ставнями. Зимой, для предостережения от холода, натягивалась на окна белая или цветная плотная льняная ткань. Когда семейству приходилось уходить из дома, то наружная дверь перевязывалась веревкою или тесьмою, и к концам прикладывалась печать; это означало, что дом находился под защитою общества.
Сторона дома, противоположная главному входу, предназначалась женщинам и детям; в эту часть жилища один муж имел право входить, и дверь постоянно была заперта. Хотя женщины в Иудее не пользовались полной свободой, но они все-таки не были так стеснены и угнетены, как в других странах Востока. Они имели право выходить из своего дома, однако ж не иначе как под покрывалом.
Когда Пресвятая Mapия заявила первосвященнику Захарии о своем обете посвятить себя Богу, то есть сохранить девство, то Захария советовался с священниками, как поступить в этом случае, потому что такой обет не был в обычаях Иудейских. «Они долго недоумевали, - как говорит св. Григорий Нисский, - и пока Она была еще в юных летах, соблюдали Ее, подобно Самуилу в храме; теперь же при достижении Ею совершенного возраста, не знали как поступить, чтоб не прогневать Бога». Блаженный же Иероним и другие св. Отцы Церкви передают нам по этому поводу следующее: священники перед Кивотом Завета усердно молились Богу, прося Его указать им достойного мужа, которому, под видом супружества, могла быть отдана Дева Мария для сохранения Ее девства. И Господь услышал молитву их и, чрез особое откровение, внушил им избрать из дома и племени Давидова безбрачных мужей, положить жезлы их на алтарь и потом отдать Марию тому из них, чей жезл расцветет. В то время наступил Праздник освящения храма, установленный Маккавеями; его праздновали с 25-го ноября по 3-е декабря. По этому случаю собралось множество народа в храм, а между прочими пришли и мужи из рода и племени Давидова. Тогда Захария собрал из них двенадцать, в числе коих находился и св. Иосиф, муж праведный и уже в преклонных летах. Захария взял жезлы этих мужей и положил на ночь на алтарь, сказав: «Господи Боже! яви мужа достойного обручиться Деве Марии!». На другой день, когда священники вошли в храм, то увидели, что жезл Иосифа расцвел. Таким образом Сам Бог указал, что этот святой и праведный муж предназначен Им соделаться покровителем Пресвятой Девы Марии и воспитателем Господа Нашего Иисуса Христа.
Все пророчества, говорящие о пришествии Мессии, свидетельствуют о том, что Христу должно было родиться в колене Иуды и в потомстве Давида, а Иосифу, предназначенному самим Провидением быть главою Святого Семейства, свойственно было принадлежать царскому роду, тем более, что у Иудеев благо-родство крови превышало все другие преимущества, а происходившие от рода Давидова особенно гордились этим, зная, что от племени его родится Спаситель мира. На основании св. пророчеств все потомки Давида, в каком бы положении они ни находились, даже в самом скромном и бедном, свято хранили родословные свои и считали их главным и важнейшим сокровищем для себя.
Хотя у Иудеев не было в обычаях сохранять родословные женщин, но, по особому Промыслу Божию, мы достоверно знаем, что Пресвятая Мария и Иосиф были связаны узами родства и принадлежали к одному и тому же колену и семейству. И так Иисус по Марии, Матери Своей, точно так же как по Иосифу названному отцу Его, был сын Давида, сын Авраама. В Его лице пророчества вполне сбылись. Достойно замечания то обстоятельство, что после рождения Спасителя, родословные у Иудеев перестали сохраняться, потеряв в глазах их прежнюю цену и значение.
Возвестив Деве Марии рождение Иисуса, Архангел Гавриил сказал Ей: «Господь Бог даст Ему престол Давида, отца Его; Он вечно будет царствовать в доме Иакова и царствию Его не будет конца».
Самая возвышенная похвала Иосифу заключается в немногих словах Евангелия: «Иосиф был человек праведный», то есть человек угодный Богу; значит вся жизнь его заключалась в постоянном почитании Бога, в исполнении Его заповедей, в непрерывных добрых поступках, чувствах и мыслях. И вот такой праведный человек был предназначен сделаться мужем и покровителем Святой Девы Марии и названным отцом Господа Иисуса Христа.
В первой главе Евангелия от Иоанна мы читаем, что Слово, обратившееся в плоть, пришло в мир, и что свои не узнали Его. Мы христиане не будем следовать примеру холодного равнодушия жителей Вифлеема. Иосиф и мать Иисуса просили у них приюта, но никто не хотел принять их, под предлогом, что не было места. Сколько раз, может быть, Иисус, Мария и Иосиф, эти божественные посетители чистых душ, стучали у дверей наших сердец, и искали единственное убежище, которое они желают иметь на земле! но им не было места: гордость, тщеславие, честолюбие, грубые удовольствия наполняли эти души совершенно. Последуем лучше примеру пастухов, которые немедленно пришли поклониться Иисусу в яслях. Признательность заставила их объявить по всей стране о чуде, свидетелями которого они были. Они вернулись, восхваляя и славя Бога. Все те, которые слышали об этом, удивлялись.
Мария же сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем (Лука 2 – 19).
Св. Иосиф не сейчас же ушел из Вифлеема. Мог ли он пренебречь возложенной на него обязанностью быть бдительным хранителем Девы Марии, названным отцом Иисуса? Не ему ли следовало в этих обстоятельствах наблюдать за безопасностью младенца и пещись о нуждах Сына и Его Матери? Духовные пи-сатели, самые древние и самые достойные доверия, говорят, что Иосиф позаботился вперед о нуждах св. Семейства. Знамения, которые являлись ему, возвещали, что эти нужды в скором времени придется удовлетворить. Он собрал все, чем мог располагать. Конечно, средства были не велики, но ни один писатель не говорит, чтобы он был принужден просить милостыню. Ежедневный труд достаточен был до сих пор для его семейных потребностей в стране, где климат позволяет всякому с детства довольствоваться малым. Все знают, что одежда в то время была замечательной простоты, жилища были скромны, пища была самая простая; произведения земли при самом легком труде были достаточны, чтобы доставить сравнительно большое благосостояние. Когда пришло время представления младенца Иисуса в храм, Иосиф заплатил 5 сикл., чтобы выкупить его, по закону относительно первенцев. Что касается до очистительных жертв, то Мария довольствовалась приношением бедных людей. Эти последние, если они не были в состоянии принести ягненка, давали священнику только две горлицы или два голубя. Во время рождения Иисуса Христа это было обыкновенное приношение.
Волхвы пришли в Вифлеем, приведенные чудесной звездой, которую они сейчас же признали за возвещение Свыше. Впрочем, было поверие, довольно распространенное между Иудеями, что необыкновенная звезда будет светиться на небе при рождении Мессии. Не были ли волхвы жертвой призрака? Если бы это было так, то Ирод, этот подозрительный и жестокий правитель, не был бы поражен ужасом, и Иерусалим не был бы в волнении. Нет, ошибка бы была вскоре открыта, и когда чужеземцы, которым он не должен был доверять, потому что они ушли поклониться новорожденному царю Иудейскому, признавшись в этом перед незаконным обладателем престола, направились в Вифлеем, тиран не пропустил бы минуту, чтобы послать за ними шпионов, которые донесли бы ему более положительным образом то, что видели. Но дело прошло не так. Ирод хорошо знал предания, которые существовали между Евреями. Он также должен был знать предания, распространенные на Востоке: он знал, что пришло время, когда должен был родиться Восстановитель царства Израильского. Ирод боялся за свой шаткий трон. Он скрывал это сначала и советовался с членами синедриона. Израильские книжники тотчас же припомнили пророчества Михея: «И ты Вифлеем, Евфрафа, ты не последний между городами Иудейскими. Из тебя выйдет Тот, который должен будет управлять моим народом Израильским». Таким образом город Вифлеем был указан волхвам, которые пришли сначала к Елеонской горе, вероятно, в надежде найти колыбель новорожденного царя в столице государства.
Не удивительно, что при таком стечении обстоятельств жители Иерусалима, всегда глубоко заинтересованные во всех вопросах, касающихся религии и народности, встревожились не менее царя. Волнение в народе крайне усилилось, потому что в это время по всему Востоку господствовало, на основании древних пророчеств, напряженное ожидание, что в скором времени восстанет великий царь в Иудее, и будет владычествовать над целым миром; ожидание это сверх того поддерживалось множеством чудных предзнаменований. Невозможно предполагать, чтобы чудеса, предшествовавшие рождению Иоанна Крестителя и распространившиеся в горах Иудейских, не дошли до Иерусалима. Явление Архангела Гавриила во храме первосвященнику Захарии известно стало во всех окрестностях, а также и то, что вследствие разговора с ним он сделался нем. Пророчество Захарии относительно Предтечи и как он снова начал говорить по рождении его не могло также оставаться тайною.
История не сообщает нам ничего достоверного относительно волхвов и их родины. Об их отечестве и месте жительства св. Отцы различествуют в своих мнениях. Св. Златоуст, Кирилл Александрийский, Феофилакт думают, что волхвы пришли из Персии, потому что в то время там особенно была уважаема астрология, и никто не мог быть царем, не зная этой науки. Св. Епифаний и другие полагают, что они были из Аравии и даже что они происходили от Авраама, чрез Хеттуру, на которой он женился по смерти Сарры. Это мнение имеет некоторое основание, потому что древние народы смешивали собственно Аравию с стра-нами, омываемыми Аравийским заливом и Индийским океаном, до устьев Тигра и Евфрата. Иные наконец полагают, что они пришли из Ефиопии, потому что оттуда же приходила царица Савская в Иерусалим послушать мудрости Соломона.
А Давид говорит в 67 псалме: «Ефиопия предварит руку свою к Богу» (т. е, Ефиопия поспешит простереть руку свою к Богу). Все эти страны восточные и смежные, и все они изобилуют золотом, ливаном (ладаном) и смирною. Во всех этих странах ученые занимались изучением волхвования, магии и астрологии, и в них с незапамятных времен переходило изустно пророчество Валаамово: «Возсияет звезда от Иакова».
При изучении различных толкований св. Отцев приходим к заключению, что один из волхвов был из Персии, другой из Аравии, третий из Ефиопии, что подтверждается словами Царя Пророка: «Цари Фарийские и острова дары принесут; цари Аравийские и Сава дары приведут». Толкователи Божественного Писания объясняют, что пророчество Давида относится к волхвам, долженствовавшим прийти к Христу с дарами. Под словами «Цари Фарийские» подразумеваются цари, пришедшие из-за моря (Фореиз значит море), т.е. из Персии, потому что Персия отделяется от Аравии морем, известным под именем Персидского залива; «Сава» пророк означает Азиатскую Ефиопию, смежную с Аравиею, потому что город Сава был столицею Ефиопии.
По свидетельству некоторых ученых под именем волхвов или магов значились священники, служители огня. По мнению их, они происходили из Мидии, жреческой страны (Madai). Здесь, говорит Геродот, они основали касту между победившим народом, существовавшую до того времени, пока не переведены были Персидскими царями в Персию и Вавилон.
О волхвах, пришедших на поклонение младенцу Иисусу, можно сказать, что это были мудрецы, ученые, астрономы, принадлежавшие к жреческой касте Мидян и Персов. Главнейшие представители их жили в Индии. Они были также советниками царей и учителями князей и потому имели большое влияние на дела государства. Царями же называются они не потому, что владели многими странами, но от того, что каждый из них имел свой город и свое определенное княжение. В Священном Писании часто именуются царями обладатели одного города.
Святое Писание не говорит, сколько было волхвов, пришедших поклониться Иисусу, ни откуда они пришли, но из предыдущего видим, что они пришли из стран восточных, и по числу принесенных даров полагают, что их было трое. Вероятно также, что каждый из них, руководимый одною и тою же звездою, предпринял путь свой особо, и потом уже они сошлись все на одном пути; и узнав о цели и намерении путешествия своего, соединились и продолжали путь вместе, путеводимые одною и тою же звездою. Но какая была эта звезда? Свят. Златоуст и Феофилакт говорят, что она не принадлежала к числу видимых звезд небесных. Все звезды имеют свое течение от востока к западу, а эта необыкновенная звезда шла от востока на северо-запад к Иерусалиму. Другие звезды сияют только ночью, а эта видима была и днем; кроме того, она попеременно то шла, то останавливалась, как говорит о ней Феофилакт: «Когда волхвы шли, и звезда шествовала вместе с ними; когда они останавливались, и звезда стояла над ними»!
Что же касается до времени появления этой звезды, то мнения различествуют: некоторые думают, что она появилась в ту самую ночь, когда Спаситель родился, но если б она явилась в минуту рождения Иисуса, то как могли бы волхвы в такое короткое время достигнуть Иерусалима; к тому же они путешествовали как цари на востоке, сопровождаемые свитою, приличною их сану, с прислугою, с дарами и со всем, что необходимо было при переезде не менее 1.500 верст. Никифор, древний Греческий историк, полагает, что эта звезда показывалась на востоке за два года перед Рождеством Христовым, и что волхвы, употребивши два года на путешествие в Иерусалим, пришли туда в самый день рождения Иисуса; но и это мнение не достаточно удовлетворительно, потому что не было ни какой нужды волхвам употребить два года на путешествие из восточных стран до Иерусалима, тогда как для этого достаточно было двух-трех месяцев.
Пришедши в Иерусалим, волхвы спрашивали: «Где родился Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему». И встревожился Ирод и весь народ с ним; и собрал царь первосвященников и всех ученых, чтобы узнать от них, где должно родиться Христу. Они же сказали ему: «В Вифлееме, ибо так написано чрез пророка». Ирод в страхе, что новорожденный царь отнимет у него царство, положил убить его и, пригласив тайно волхвов к себе, сказал им: «Пойдите в Вифлеем и тщательно узнайте о младенце; и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему». Вышедши из Иерусалима, они с великою радостью опять увидели таинственную звезду, указывавшую им постоянно путь днем и ночью. Когда они шли по дороге в Вифлеем, дороге, полной воспоминаний достопамятных происшествий, некогда случившихся здесь, взоры их должны были обращаться к небу с полною верою, что чудное предзнаменование, посланное им свыше, не покинет их до конца путешествия. Подобно как огненный столп вел некогда Израильтян из Египта в Обетованную землю, так и звезда Мессии шла перед ними, озаряя их путь, пока не остановилась над местом, где лежал святой младенец Иисус.
Когда волхвы прибыли в Вифлеем, находился ли Он еще в пещере? Одни утвердительно отвечают на этот вопрос, согласно в этом случае с преданием [1] , другие отвергают это предположение, основываясь на тексте св. Матфея, который говорит, что волхвы вошли в дом. Мнение сие подтверждается тем, что, по окончании переписи, вероятно, народ разошелся, общая гостиница и дома частных людей сделались свободными, и тогда Иосиф поспешил конечно перевезти Св. Младенца и Матерь Его в более приличное и удобное жилище.
Волхвы, нашедши Младенца Иисуса, падши, поклонились Ему. Св. Ириней и Лев объясняют это так: «Цари волхвы, втайне просвещенные благодатию Господа, едва взглянули на Младенца, как познали и уверовали, что Он есть истинный Бог, и потому поклонились Ему не как земному царю, а как Богу, и падши, как написано в Евангелии, «и отверзши сокровища своя, принесли Ему дары: злато, ливан и смирну».
У восточных народов был обычай являться с дарами к тем, которым они желали оказать особую почесть; потому и волхвы принесли Христу мистические дары - ладан, золото и смирну. Это были самые драгоценные произведения их стран. Древние христиане видели в этих дарах символическое значение: смирна или мирра принесена была Ему, как человеку, золото, как царю, а ладан, как Богу. Св. Григорий Богослов кончает рассказ о посещении волхвов поучением, обращенным ко всем христианам: «Спешите за звездой; вместе с волхвами принесите Ему золото, ладан, и смирну, как Царю, Богу и Человеку, умершему ради вашего спасения».
«Золото, которое мы должны приносить Иисусу Христу, ни что иное как любовь к Богу и ближнему; оно названо в Апокалипсисе «золото очищенное огнем»; это любовь, заповеданная нам Самим Спасителем. Но, как можем мы приобресть любовь, этот дар священный? Самой любовью: любя, мы научимся более и более любить; любя ближнего и творя ему добро, мы научимся любить и Бога, а тем самым приобретаем и Его любовь. Совершенная же любовь познается в испытаниях и очищается терпением и смирением, с которыми мы их переносим».
Волхвы первые из числа всех язычников признали Божество Иисуса Христа; им первым из неверующих дано было Провидением узнать в Нем ожидаемого Мессию. «По возвращении своем на родину, - говорит Иоанн Златоуст, - волхвы, просвещенные Свыше, должны считаться самыми ревностными проповедниками радостной вести». Пришедши из дальних стран поклониться Младенцу Иисусу, они несомненно с полною верою возвращались в свои страны и проповедали Христа.
В то время, когда Бог человек явился на земле, ангелы небесные воспели хором: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение!». И в самом деле пришествие Иисуса воздвигло на земле мир; не тот мир, который истекает от людей, но вышний мир, достойный Царя Мира. Исаия, величайший из пророков, и прозванный первым евангелистом, предрек пришествие Мессии и чудеса, долженствовавшие ознаменовать Его присутствие на земле: «И пойдут многие народы и скажут: прийдите и взойдите на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слава Господня из Иерусалима. И будет он судить народы, и обличит многие племена, и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы, не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать (Исаии 2 - 3, 4)». А Давид царь пророк, сказал: «Во дни Его процветет праведник, будет обилие мира (Псалом LXX. 7)». Святые отцы вполне применили эти слова ко времени пришествия Мессии. Все последующие века христианства сохранили предание о всеобщем мире между народами в то время, когда родился Спаситель.
По прошествии сорока дней и когда наступило время очищения, предписанного законом Иудейским, Мария, сопровождаемая Иосифом, отправилась в Иерусалим, несмотря на угрожавшую им опасность. Дорогой Мария несла младенца на руках. По дороге, пустынной в это время года, редкий проходящий по ней вероятно не обратил внимания на набожных путешественников, скромно направлявшихся к Святому городу. Они шли в храм, чтобы исполнить в точности закон Господень: во-первых, очиститься принесением жертвы Богу и молитвою священника, во-вторых, представить Господу Первенца Своего и искупить Его установленною ценою, как повелено Моисею в Ветхом Завете. Приносить в жертву предписано было однолетнего непорочного агнца, на всесожжение, и птенца голубина, или горлицу за грехи. А кто не в состоянии был принести агнца, тот должен был принести двух горлиц, или двух птенцов голубиных, одного на всесожжение, другого за грехи, и молитвою, произнесенною священником, обряд очищения был совершен.
О посвящении Богу первородного младенца сказано в законе: «Освяти Мне всякого первенца (мужского пола) и первенцев сынов твоих отдай Мне». Этот закон установлен был в воспоминание великого благодеяния, оказанного Богом в Египте, когда, поражая первенцев Египетских, Он пощадил Израильских. Принесенных выкупали потом определенною ценою, и это называлось выкупным серебром, которое раздавалось служителям церкви, левитам. Цена установленная состояла из пяти священных сиклей [2] , а каждый сикль содержал двадцать пенязей.
Григорий Нисский, Кирилл Александрийский и Андрей Критский пишут, что первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя, поставил Пречистую Деву Марию с Святым Младенцем, не там, где стояли жены, приходящие в храм для очищения, но на месте, назначенном девицам, и где не дозволялось стоять замужним.
В то время, когда Иисус принесен был во храм, пришел старец Симеон, муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, т.е. пришествия Мессии; ему было предсказано Духом Святым, что не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Он знал, что приближается уже время ожидаемого Мессии, потому что скипетр от Иуды перешел уже к Ироду, по пророчеству патриарха Иакова, предсказавшего, что не оскудеет князь от Иуды, пока не придет надежда народов Христос; также и семьдесят седмин, при окончании которых Даниил предсказал пришествие Мессии, уже приходили к концу.
Симеон узнал, по вдохновению Святого Духа, что принесенный во храм Младенец есть ожидаемый Мессия. Исполненный полной веры, он с благоговейным трепетом и неизреченною радостию взял Св. Младенца в объятия свои, благословил Бога и сказал: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля». Первая почесть, отданная божеству Иисуса  Христа, была в то же время первым предзнаменованием ужасных страданий материнского сердца Св. Марии: Симеон, предсказывая Ей, что Ее сердце пронзится мечем страданий, очевидно намекал на страдание Спасителя и на Его смерть на кресте.
В то время пришла в храм и Анна пророчица, дочь Фануила, от колена Ассирова, престарелая вдовица лет осмидесяти четырех. Она прожила с мужем только семь лет, и потом посвятила себя служению Богу, не отходя из храма, по свидетельству Св. Еван. Луки, служа Богу день и ночь постом и молитвою. По откровению Свыше, присоединилась и она к Симеону и пророчествовала о принесенном в храм Св. Младенце всем чаявшим избавления в Иерусалиме.
Когда Иосиф и Мария совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
После того, как волхвы оставили Вифлеем, Ангел Господень, как уже сказано было выше, явился Иосифу во сне и повелел ему бежать в Египет с новорожденным Младенцем и Его Пречистою Матерью, и оставаться там до нового повеления, потому что Ирод решился отыскать Младенца, чтобы убить Его. Иосиф, восстав, взял Новорожденного с Матерью Его, по исполнении предписанного законом, то есть уже по очищении Святой Девы и после Сретения Господа нашего Симеоном во храме. По исполнении всего предписанного законом, Иосиф и Мария возвратились в Назарет, как повествует Свят. Лука. Из этого мы видим, что они не прямо из Вифлеема отправились в Египет, но прежде в храм Господень, потом в Назарет и уже после в Египет. Вот как соглашает Св. Феофилакт повествования Евангелистов: «Как это разуметь, - говорит он, - что по свидетельству Евангелиста Луки, Господь Наш, уже будучи сретен Симеоном по прошествии сорока дней после своего рождения, пошел в Назарет; и по сказанию Евангелиста Матфея, Он поселился в Назарете после возвращения из Египта? Этот вопрос можно разрешить так: Матфей умалчивает о том, что было вскоре после рождения Господа, т.е. о Его первом прибытии в Назарет, а повествует о том, что сделалось после, т.е. о Его бегстве в Египет и уже о вторичном возвращении в На-зарет. А Св. Лука рассказывает о Его пути из Вифлеема в Назарет. Следственно оба Евангелиста друг другу не противоречат. И так надобно предполагать, что Иосиф и Мария, возвратясь из храма в Назарет и распорядившись касательно дома своего, взяли нужное для пути, и немедленно, ночью, чтобы никто о том не узнал, отправились в Египет. Между тем Ирод далеко был не покоен, рассерженный на волхвов, что они возвратились в страны свои, не заходя в Иерусалим, как условлено было между ними; будущее представлялось ему в мрачных красках: его престол, худо упроченный, несмотря на довольно продолжительное царствование, казался ему все еще шатким. Властолюбивый в высшей степени, Ирод решился не останавливаться ни пред какой мерой и упрочить за собой престол свой. В первую половину своего царствования он необыкновенно был счастлив во всех предпринимаемых им войнах; строил великолепные города, перестроил храм, вырыл гавани, расширил и оживил торговлю; осыпал щедротами окружавших его, а роскошью своею поражал даже Кесаря Августа. Вот каким образом досталось ему царствование в Иудее: После покорения Палестины, в 64 году до Рождества Христова, Римляне только для вида предоставили народ Иудейский существовавшей в нем до того времени власти, т.е. управлению первосвященников из владетельного рода Макавеев, а на самом деле искали случая, чтобы лишить эту власть всякой силы. Это обнаружилось, когда Юлий Цезарь, в 48 до Рождества Христова, возвел в достоинство прокуратора Палестины богатого Идумеянина Антипатра [3]  . До этого времени Антипатр был только областеначальником в Идумее: сделавшись же прокуратором Палестины и пользуясь покровительством Римлян за оказанные им услуги, он сделался более нежели только соучастником власти управлявшего Иудеями первосвященника.
Ирод был младший из двух сынов Антипатра, который, разделяя принятую от Римлян власть с своими сыновьями, поставил Ирода, еще юношу, начальником Галилеи. По смерти отца, Ирод старался выказать свои способности пред Римлянами, и в то же время унизить в их глазах первосвященника Гиркана II, у которого при том был еще соперник, Антигон, отыскивавший свои права на место, занимаемое Гирканом. Пользуясь обстоятельствами, Ирод задумал устранить от всякой власти и Гиркана и Антигона, самому сделаться полным властителем над Иудеями, для чего решился вступить чрез брак в родственную связь с прежним царско-первосвященническим домом. Между тем Римляне усилили еще власть Ирода, назначив его, вместе с его братом, четверовластником в Иудее. Когда же Антигону удалось, при содействии Парфян, взойти в Иерусалим, овладеть городом и храмом, а вместе и престолом Иерусалимским, то Ирод бежал в Рим, где успел возбудить общее к себе участие, и добился того, что Римским сенатом в 40 год. до Р.X. был провозглашен царем Иудеи, а чрез три года вступил в управление предоставленным ему царством и поселился в Иерусалиме.
По мере возвышения своего Ирод более и более становился жестоким язычником в душе и по жизни своей, он постоянно оскорблял закон Иудейский, которого по внешности только держался; он учредил тайную полицию и покровительствовал шпионам. Господствующими страстями его были безграничная гордость и мучительная зависть. Вся жизнь его была облита кровью жертв его злобы. Он казнил князей и знать и умертвил десятки членов Синедриона; вследствие чрезвычайной подозрительности дед его жены, Гиркан, был по повелению его убит; жена его, Мариамна, к которой он, казалось, особенно был сердечно привязан, пала жертвою его мщения. Одна казнь сменялась другой. Сыновья его Александр, Аристовул и Антипатр, дядя и отец его жены, теща его осуждены были им также на смерть. Ничего нет удивительного после выше сказанного, что Ирод, узнав о возвращении волхвов в свои страны, и видя в родившемся Младенце будущего соперника, решился издать варварское повеление ибзить в Вифлееме и его окрестностях младенцев от двух лет и ниже. Церковь чтит этих младенцев как мучеников, потому что им принадлежит слава смерти за Иисуса Христа.
Преступление Ирода тяжело отозвалось по всей земле Израильской, но Святое Семейство было в безопасности. Мы знаем, что по отшествии волхвов ангел явился во сне Иосифу и повелел ему взять Младенца и Матерь Его и бежать в Египет, и оставаться там до тех пор, пока он не велит ему вернуться; и Иосиф, ни мало не колеблясь, исполняет приказание, посланное ему Свыше. Не удивительно ли послушание Иосифа? Он с верою принимает посланный ему сон, не задумывается о времени возвращения, о трудности дальнего пути, и пускается в дорогу без смущения, единственно занятый мыслию о Иисусе и Матери Его.
В те времена, когда жители Палестины подвергались каким-либо бедствиям или опасностям, они тотчас обращали свои взоры к Египту. Уже много раз Евреи находили безопасное жилище на берегах Нила. Целые толпы народа, вынужденные удалиться из своей родины, основывали там колонии. Вследствие бедствий, причиненных беспощадной войной Навуходоносора и переселением Израильтян в Вавилон, множество семейств бежали в Египет, а когда нечестивый Антиох подверг правоверных Евреев жестокому преследованию, вновь множество семейств, предпочитая изгнание вероотступничеству, не поколебалось подвергнуться лишениям и всем трудностям далекого путешествия. В главном центре Еврейской эмиграции, Ониас, сын первосвященника этого имени, с дозволения Птоломея Филопатора предпринял построение храма. Тогда в Леонтиполисе возникло великолепное здание, не уступавшее в блеске Иерусалимскому храму. Во время войн между Гирканом и Аристовуном, множество Евреев ушло к своим соплеменникам. В Гелиополисе Еврейская колония устроилась очень рано. Благодаря изобретательности и терпению, которые были всегда отличительной чертой Евреев, рассеянных посреди иноземных народов, она сделалась цветущей. В ней образовались различные группы людей, распределенных по занятиям наподобие средневековых корпораций.
Ни Евангелие, ни предание ничего не сообщают нам относительно путешествия Святого семейства в Египет. Но можно понять тяжелое чувство, овладевшее Марией при прощании с своим жилищем в Назарете, когда они уносили своего новорожденного Сына в неведомый Ему край. Она ехала на осле, держа в руках Младенца Иисуса, Свят. Иосиф сопровождал Ее пешком с палкой в руке. С осторожностью, внушаемой ему заботой о драгоценном залоге, врученном ему, он выбирал вероятно самые пустынные дороги, и избегал близости городов. Без сомнения, он выбирал также самый короткий путь. На склонах Синайской горы показывают на значительной высоте пещеру, где, как полагают, отдыхало Св. семейство во время своего путешествия. Предполагают также, что в местности, соседней с Хевроном, Св. путешественники останавливались на несколько вре-мени, и это тем более вероятно, что большинство караванов, идущих в Египет, останавливается в этой местности.
Прибыв в Египет, Св. Иосиф, как говорит достоверное предание, поселился в Матареи, небольшом городке, называемом еще теперь Матарем, находящемся в окрестностях Каира, и около Гелиополиса, которого он составлял как бы предместие. Некоторые писатели утверждают, что он удалился в верхний Египет, другие, что он предпочел Александрию, цветущий город, где очень много было Евреев, и где они имели Синагогу, славившуюся долгое время. Некоторые еще говорили, что он не останавливался ни в каком городе и вел кочевую жизнь, представлявшую более безопасности. Но надобно сознаться, что история не сообщает нам ничего достоверного на счет этого, и мы принимаем первое предположение, как более достоверное.
В то время мы знаем, не только по свидетельству писателей, но по археологическим памятникам, дошедшим до нас, что работа деревянных вещей была очень развита. Более простые вещи служили украшением бедных домов; затейливые вещи с костяными и металлическими инкрустациями украшали дворцы. Часть мебели отделывалась кедровым деревом, и другим ценным и редким деревом, привозимым из оазисов пустыни. Во времена Моисея, когда Израильтяне, вышедшие из Египта, проходили по полуострову Синайскому, они ознакомились с этими деревьями и пользою, которую могли они извлекать из них. Св. Иосиф, без сомнения, легко нашел средство употребить в дело свои познания в плотничной работе, и тем самым имел возможность прокормить Пречистую Марию и младенца Иисуса.
Мы особенно настаиваем на этом факте, потому что Отцы Церкви при всяком случае упоминают о трудах Иосифа и его прилежании к работе. По словам их, он никогда не унывал духом, никогда не забывал о святой обязанности, возложенной на него, быть покровителем и кормильцем Св. семейства.
Иосиф и Мария покорились божественной воле удалиться из своей родины, но они не могли ее забыть. Их бедное жилище в Назарете имело для них более цены, чем великолепные пирамиды и богатые портики Египта. Едва минуло два года, по прибытии их на берега Нила, как Ангел является вновь Иосифу во сне и велит ему возвратиться в землю Израильскую. «Те, которые искали убить Младенца, умерли». – «Бегите в Египет», - так говорил прежде Ангел Иосифу. Теперь, замечает Иоанн Златоуст, он говорит ему: «Иди в землю Израильскую». Возвращение не представляло более опасности, не было более необходимости торопиться.


ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЕГИПТА

По назначению Провидения Египтяне довольно долгое время были свидетелями добродетелей Св. Семейства. Некоторые духовные писатели полагают, что Иисус Своим присутствием освятил эту землю, которая позднее должна была произвести столько сподвижников христианской веры, переносивших жестокие оскорбления и послуживших примером христианской добродетели. Св. Семейство глубоко должно было быть опечалено при виде привычек народа, самого суеверного в мире. У него все было Богом, исключая Самого Бога. Этот народ, замечательно одаренный умственными способностями, боготворил животных, растения своего сада и даже чудовищ, наводящих ужас на берегах Нила. Бесчисленные стада, иногда самые смешные и странные, наполняли храмы, дворцы, площади и частные дома. При таком отвратительном и унизительном зрелище, правоверные Израильтяне невольно направляли взоры и желания к Иерусалимскому храму, истинному дому Господню.
Возвращаясь на родину, Св. Иосиф думал направиться в Иудею и поселиться там. Эта местность казалась ему более другой соответствующей достоинству Мессии: храм находился недалеко, и несколько раз в году Евреи собирались в Иерусалим на главные торжества, а религиозное чувство привлекало постоянно туда ревностных Израильтян. Нужно еще прибавить, что святость Захарии, Елисаветы и Иоанна естественно влекли Иосифа к предпочтению этой гористой местности Иудеи перед другими. Но когда он узнал, что престол Ирода занят сыном его Архелаем, он нашел более осторожным удалиться от этой местности. Иудеи не имели доверия к князю, известному по своей жестокости. Между прочими злодеяниями его, история передает нам, что он велел убить 3000 человек, протестовавших против избиения тех, которые сорвали золотого орла, поставленного на главном входе храма - орла царей. Желая угодить Августу, Ирод не побоялся, вопреки закону Моисееву, поставить этот символ императорской власти, связанный с языческими предрассудками, над главным входом храма.
Как только Ирод испустил последний вздох, между членами его семейства возникли раздоры. Кесарь Август своим строгим вмешательством вскоре примирил их; Архелай получил Иудею, с званием тетрарха; Ироду Антипу, князю кроткому, досталась Галилея, также с званием тетрарха; Филипп назван был четвертовластником, получил в управление Штирию и Траханитскую страну, с которыми соединены были и соседние местности: Ватанея, Гавманитида, Панеада и Авранитида. Он дал имя свое городу, им перестроенному и украшенному, и этот город стал известен под именем Кесарии Филипповой.
Св. Иосиф недолго колебался и решился вернуться в Галилею. Вот главные города, находившиеся на его дороге: Иада, славившаяся морской торговлей во времена Филистимлян, когда он был их метрополией; Асколж, в котором родился Ирод; Иоппия (Яффа), один из древнейших городов мира, здесь пророк Иона сел на корабль, отъезжавший в Фарисс; Цезария Палестинская, которую позднее римское правительство сделало своею столицею; наконец, Дор, приморская гавань, очень древний город, находившийся около древней страны Филистимской по границе древней Финикии. Видел под конец своего пути Иосиф и горы Кармил и Фавор, и пришел в свое прежнее жилище, в Назарет, которое он так поспешно покинул около двух лет тому назад. После нескольких дней, посвященных друзьям и отдыху, Св. Иосиф вернулся к своим скромным занятиям.
Предание говорит, что Св. Семейство, возвратясь в Галилею, продолжало жить в Назарете, в доме Св. Девы Марии, где совершилось воплощение Сына Божия. Недалеко отсюда находилась мастерская Иосифа, где под руководством своего названного отца Иисус занимался много лет ремеслом плотника. В древних пророчествах было сказано, что Он назовется Назареем, и теперь эти пророчества исполнились. Слово Назареянин не означает только жителя Назарета, но оно свидетельствует также об униженном состоянии Иисуса Христа, в котором он находился до самой крестной смерти, потому что жители Назарета не пользовались уважением Иудеев и находились у них в презрении.
Мы сказали выше, что Иосиф, прибыв в Назарет, посвятил несколько дней на посещение друзей и родственников.
Св. Патриарх действительно имел в этом маленьком городке довольно многочисленную родню, о которой мы не имели случая говорить. Теперь мы скажем о ней несколько слов, потому что эти подробности могут служить пояснением многих мест Евангелия.
Из родословной, сообщаемой Св. Матфеем, мы узнаем, что у Иосифа был дед Матфан, из колена Иуды, который имел от жены своей Марии четырех детей - одного сына Иакова и трех дочерей Марию, Совию и Анну. У Иакова было только двое детей - Иосиф, муж Св. Девы, и Мария, которая, как полагают некоторые писатели, была два раза замужем. От первого брака с Алфеем у ней родился Иаков младший и Иосиф; от второго с Клеофасом - Иуда, Симеон, Мария, Саломония, жена Заведея и Мария, называемая в Евангелии другая Мария  (Св. Матфея, 28 – 1). Мы знаем, что Заведей имел Соломию, Св. Иакова старшего и Св. Иоанна еван-гелиста. Прибавим, что по другим преданиям, более вероятным, Мария Соломия, сестра Иосифа, была только один раз замужем. Ее муж имел два имени, так как в то время у Иудеев было обыкновение иметь несколько имен: он назывался Алфеем и Клеопа или Клеофас.
При помощи этой родословной нам не трудно понять степень родства между Иосифом и различными лицами, поименованными в Евангелии. Итак четыре сына Марии, матери Иакова младшего брата Господня, так называют его Евангелисты, были племянниками Иосифа и двоюродными братьями Иисуса. Кроме четырех сыновей от этого брака родились две дочери Мария Соломия и другая Мария, о которой мы говорили, называемые сестрами Спасителя. Совия, дочь Матфана, тетка Иосифа, имела дочь Елизавету, которая вышла замуж за священника Захарию и родила Иоанна Крестителя. Наконец у Матфана была дочь Анна, вышедшая замуж за Иоакима, и родившая уже в преклонных летах Марию. Из этого мы видим, что Елизавета, племянница Анны, была двоюродной сестрой Девы Марии, и что Иосиф, женившись на Марии, последовал закону Моисея. Он обручился с двоюродной сестрой, родители которой не имели других прямых наследников.
Св. Иосиф, водворившись в своем доме, не замедлил, конечно, приняться за свои обычные работы; Мария, по-прежнему, стала заниматься своим скромным хозяйством. В продолжение многих лет Иисус жил с ним в Назарете. Евангелие ни-чего не передает нам о Нем до тех пор, когда ему исполнилось 12 лет. Не прибегая к апокрифическим книгам, изобилующим подробностями, большею частью невероятными, на счет детства Иисуса, мы лучше будем придерживаться простых повествований Евангелия, убежденные, что благочестие будет более удовлетворено, останавливаясь на верных и кратких повествованиях, нежели питаясь подробностями, выдуманными и прикрашенными воображением. Перенесемся же теперь к обычаям того времени.
Ребенком Иисус выучился читать в родительском доме. У Евреев не было публичных школ. Отец передавал детям первые начала науки; прежде всего он учил их закону и передавал главные исторические происшествия, связанные с религией Израильтян. Потом он заставлял их читать главнейшие книги Библии, псалмы Давида и самые известные пророчества. Молодые люди, достигнув известного возраста, ходили от времени до времени в школу синагоги, где их обучали ученые. Школа Иерусалимского храма была очень известна. Раввины объясняли там самые трудные тексты и в особенности старались передавать предания. Ученые синагоги, надо признаться, были далеко не согласны насчет смысла и важности еврейских преданий; их преподавание часто обращалось в пустые прения. Иногда они пренебрегали важными вопросами и привязывались к самым мелочным. Позднее Господь наш Иисус Христос нападал на это пустое учение и старался водворить настоящее. В особенности фарисеи любили заниматься мелочами и гордились своей предполагаемой ученостью. Иисус преследовал их беспощадно, потому что, говорил Он, возлагая на других подавляющую ношу, они сами не дотрогивались до нее ни одним пальцем. В этой-то школе Иерусалима двенадцатилетний Иисус удивлял ученых глубиною своих вопросов и мудростью ответов, когда Он был найден в храме Иосифом и Матерью Своею.
Св. Иосиф, без сомнения, верно выполнил свои отеческие обязанности. Когда пришло время, то, по обычаю Евреев, Спаситель не отказался приняться за тяжелую работу своего названного отца.
Итак воплотившийся Сын Божий жил уединенно в мастерской ремесленника.
Скромная часовня возвышается теперь на месте мастерской, где трудились Св. Иосиф и Богочеловек. Некогда здесь была выстроена прекрасная церковь, от которой теперь осталась одна развалившаяся стена. Это место освящено трудом: здесь Господь облагородил труд ремесленника; здесь Он дал нам через свое смирение, самоотвержение, любовь к уединению, поучительные уроки.
У Евреев родители были обязаны приучать своих сыновей к труду и учить их какому-либо ремеслу, даже если они позднее должны были занимать высокое положение. Св. Павел с детства учился делать шатры, раввин Иохан сын Закхея и позднее начальник синедриона занимался до сорокалетнего возраста торговлей. Раввин Симеон, современник Гамахиела, тот, который привел в порядок 18 благословений, которые Евреи должны прочитывать каждый день, был торговцем шерсти. Раввин Иуда и Меногим были булочниками. Другой Иохин был сапожником, третий того же имени был кожевник. Раввин Авраам-бен-Хаим был красильщиком. Многие другие известные раввины были портными. Елеазар, главный начальник школы раввинов в Александрии, был кузнецом. Встречается много мудрецов между Евреями, которые занимались плотничеством. Это перечисление ведет только к тому, чтобы показать нам множество личностей, имена которых сохранились в истории, занятых ремеслами. Эти личности ни в чем, конечно, не могут сравниваться с Спасителем; но впрочем, они могут служить нам примером, который объясняет положение Св. Иосифа между его соотечественниками.
Иосиф был награжден всеми божественными дарами, которыми не может быть награжден смертный. Кроме того Иосиф имел много природных качеств: высокий ум и большую сметливость. Между своими соотечественниками он отличался необыкновенным умом.
Самая прекрасная часть жизни Св. Иосифа, после его геройских добродетелей, это его любовь к уединению и тишине, его скромная жизнь в Назарете, текущая мирно и тихо посреди Иисуса и Марии. Какая домашняя жизнь была более достойна удивления? Какой дом на земле имел более порядка, чем дом Марии, обитаемый воплотившимся Словом? Св. Иосиф, избегавший городской жизни, уединяясь на столько, на сколько позволяли требования его ремесла, служит примером христианского ремесленника.
Закон Моисея поставлял Израильтянам в обязанность представляться три раза перед Кивотом Завета, который находился сначала в Силоме, а потом в храме Иерусалимском, для того, чтобы исполнять религиозные обязанности. Тогда Израильтяне приносили дары и закалывали жертвы, согласно с законом, предписанным Самим Богом. Долгое время местом сборища был Силом - до построения храма Соломоном. В известное время весь народ поднимался как один человек и направлялся со всех концов обетованной земли на место общего сборища; святая радость воодушевляла эти толпы, шествие которых покрывало все дороги и склоны гор при пении духовных песен. Ни один человек, кроме исключительных случаев, не мог уклониться от исполнения этого закона; женщины не были принуждаемы, но набожность заставляла многих из них сопровождать своих мужей. Закон этот относился к детям, достигшим 12-ти летнего возраста, когда они переходили от детства к отрочеству.
Каждый глава семейства покидал свой дом вместе с детьми, слугами и людьми, подвластными ему. По первобытным обычаям народа, сохранившимся и до сих пор на востоке, они путешествовали очень тихо, обремененные необходимыми запасами, дарами, предназначенными в храм, и сопровождаемые животными для жертвоприношений. Когда солнце садилось на горизонте, то раскидывали шатры, провести ночь под защитой от переменчивости погоды. По восточному обычаю несколько самых сильных мужчин, по очереди, наблюдали за общественной безопасностью и были всегда готовы бороться против нападения злых людей и диких зверей. Эти большие сборища были предписаны книгой Второзакония в следующие праздники: в праздник опресноков, или Пасхи, в праздник Пятидесятницы и в праздник Скинопигии, в сентябре месяце по окончании жатвы.
Самое большое празднество происходило в праздник Пасхи, и расстояние не служило достаточным извинением, чтобы на нем не присутствовать. Священные книги дают нам об этом много подробностей, приводить которые здесь мы считаем излишним. Все эти праздники посвящались памяти важнейших событий еврейской истории. Каждый год, говорит Евангелист, Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Иисус, достигнув 12-ти летнего возраста, стал также сопровождать их. Первое время они должны были опасаться ненависти Архелая, но, по замечанию Блаженного Августина, они были защищены великим стечением Израильтян, приходивших из всех провинций. Но их опасения вскоре окончились. Когда Иисусу исполнилось 12 лет, и Он появился в Иерусалиме, Архелай уже умер. Сверженный с престола и изгнанный в Галилею, этот тиран умер в 6-й год нашей эры. Опасное время миновало; Спасителю нечего было бояться своих врагов, и Он свободно появился посреди ученых, собравшихся в храме. Эти ученые были по большей части те самые, которые объяснили Ироду текст пророчества Михея, возвещавший о рождении Мессии в Вифлееме.
Праздник Пасхи окончился, каждый думал о возвращении. Из самых отдаленных мест Палестины можно было достичь Иерусалима в три дня; из Назарета через Самарию в 2 ; дня. Этой дорогой следовали обыкновенно Галилеяне, некоторые же, когда не было разливов, предпочитали следовать по долине Иордана и переходили равнину Иерихона. По прошествии 7 дней Пасхи Иосиф и Мария вышли из святого города и направились в Галилею.
При возвращении Израильтяне любили собираться в многочисленные общества, и особенно Галилеяне, по случаю беспорядков, господствовавших в их стране после окончательного водворения представителей римской власти. Караван, состоявший из 300 человек, считался малочисленным.
Историк Иосиф говорит, что в это время в Галилее насчитывали более миллиона жителей. Можно легко представить себе толпы народа, спускавшегося из Иерусалима и покрывавшего все склоны гор Иудеи. В то время когда, при выходе из Иерусалима, столько народа расходилось в разные стороны, понятно было смятение. Тогда Иисус отделился от своих родителей и вместо того, чтобы присоединиться к группе своих соотечественников, остался в городе. Св. Иосиф и Мария сначала не беспокоились о Нем, тем более, что дети, едва достигшие отрочества, не были еще обязаны находиться в обществе мужчин, а могли присоединиться к женщинам. Таким образом Мария могла подумать, что Иисус находился с Иосифом, а Иосиф, с своей стороны, мог подумать, что Он был с Матерью. Оба ошибались, но вскоре Их ошибка разъяснилась. После четырех-часового пути, при первом отдыхе они увидали, что Иисуса не было с ними. Они тотчас же стали спрашивать о Нем у родственников и знакомых, но, к великому их горю, они вскоре убедились, что Иисуса не было между жителями Назарета; никто не видал Его, никто не мог ничего сообщить о Нем. Невозможно описать страх Иосифа и Марии. Недолго думая, они тотчас же вернулись в Иерусалим, спрашивая об Иисусе у всех, кого встречали на дороге: их опасения все более увеличивались. На третий день они пошли в храм. Каково было их удивление и волнение при виде Иисуса, сидящего посреди ученых, задающего им вопросы и отвечающего им. Все были в восхищении от мудрости Его ответов. После страшного беспокойства, которое только что перечувствовала Мария, она сказала Иисусу с нежным упреком: «Сын мой, зачем Ты поступил с нами таким образом? Отец твой и я, мы искали Тебя и были глубоко огорчены». – «Зачем вы искали Меня, - отвечал Иисус, - разве вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». И Он пошел с ними, и был в повиновении у них.
Самое очевидное доказательство расположения Иисуса к Иосифу выражается во всей Его жизни, потому что Он соблаговолил в продолжение 30 лет разделять его труды и бедность.
Подумайте, говорил один из святых Отцов церкви, какое уважение, какая чистота ума, сердца и плоти были необходимы Иосифу, чтобы находиться в таких коротких и постоянных отношениях с воплотившимся Словом; он жил с Ним под одной кровлей, разговаривал с Ним, помогал Ему, сидел рядом с Ним, заботился о Нем и о Пресвятой Деве, никогда не разлучался с Ними, ни в Назарете, ни в Египте, ни в путешествиях. Нужно заметить, что при всех заботах о божественном Младенце, который принял несовершенства природы, Св. Иосиф созерцал и чувствовал величие Божества, которое из любви к нам нисходило до наших бедствий для того, чтобы послужить нам примером, воодушевить любовью и научить смирению. Какою крепостью, какою благодатью была наполнена душа святого старца при таком зрелище, при котором даже наши сердца, твердые как камень, смягчаются. Высокая любовь, через которую Бог унизился до нашего ничтожества, лежал в яслях для того, чтобы показать нашу беспомощность, плакал о наших бедствиях; гораздо более смягчают душу, созерцающую ее, чем могущество того же Бога, воскрешающего людей и создающего ангелов. Чудеса Его любви скорее достигают нашего сердца и трогают его гораздо более.
Сколько еще качеств достойных удивления в Иосифе! Он был мужествен, храбр, постоянен и тверд. Есть много разницы между постоянством и твердостью, мужеством и храбростью. Мы называем того человека постоянным, который готов переносить нападки своих врагов и не теряет твердости в продолжение борьбы. Но твердость касается главным образом внутреннего врага, который и есть именно продолжительность наших несчастий. Этот-то враг и есть самый сильный из всех врагов. Твердость заставляет человека презирать его и побеждать, подчиняясь воле Божьей. Мужество делает человека стойким против нападений врагов, но храбрость не есть только готовность к борьбе и отражению нападений, но она заставляет человека самого нападать на врага, когда он его не трогает. И так св. Иосиф имел все эти качества и применял их, когда было нужно. Что касается твердости этого святого человека, противной внутреннему врагу, т.е. невольной тоски, происходящей от продолжительности унизительных и тяжелых несчастий, то она была испытуема Богом и людьми много раз во время его путешествия. Ангел велел ему немедленно удалиться и увести Божию Матерь и Сына в Египет; и вот он тотчас же отправляется, ни слова не говоря. Он не спрашивает: куда идти? Чем мы будем питаться? Кто нас примет? Он отправляется, захватив с собой свои инструменты для того, чтобы поддерживать свою жизнь и жизнь своего семейства работой в поте лица. О как должно было быть тяжело ему, потому что Ангел не сказал ему даже, сколько времени он должен будет пробыть там, и он не мог нигде основаться, не зная, когда Ангел велит ему возвратиться!
Когда именно последовала смерть Иосифа? В каком именно месте он отдал душу Богу? Св. Писание не говорит об этом ничего положительного.
Обратимся к преданно. Св. Иероним сообщает нам, что Иосиф, выполнивши возложенную на него обязанность, умер незадолго до крещения Иисуса, чрез которое Спаситель начал свою общественную жизнь. И в самом деле, с этого времени об Иосифе более не упоминается. Нельзя ли из этого заключить, что названный отец Спасителя уже покинул землю во время крещения Господня.
Впрочем, смерть должна была постигнуть его немного времени перед тем, потому что когда Иисус пришел в Назарет вскоре после крещения, и когда уже его первые чудеса привлекали всеобщее внимание, имя Иосифа не было еще позабыто. Очень жаль, что мы не имеем подробностей о последних минутах жизни Св. Иосифа; это, вероятно, было самое трогательное зрелище. Умиравший Святый старец без сомнения лежал окруженный Иисусом и Мариею. Сердце его не только было полно надеждой: оно заранее было переполнено покойною и чистою радостью в ожидании вечного блаженства. Смерть не могла наводить на него ужаса в присутствии Иисуса, Который любил его сыновнею любовью, и при добрых речах Марии, звучавших в его ушах. И так его последний час должен быть смягчен невыразимыми утешениями. Думают, что Иосиф задолго до смерти знал главные обстоятельства великого и горестного чуда искупления, и что он узнал из уст Сына Божия чудеса, которые должны были последовать за унижением на Голгофе. И действительно очень вероятно, что Иисус разговаривал иногда с Своей Матерью и названным отцом о цели, которую Он имел, сошедши на землю и принявши вид человека.
Существует еще предание, обыкновенно принимаемое духовными писателями, по которому достигши старости безо всяких болезней, которые обыкновенно постигают людей, Иосиф кончил жизнь покойно. Достигши этой великой минуты, он не почувствовал признаков грустных последствий первобытного проклятия, которому подвержены все люди, по божественному повелению, не чувствовал задолго предвестников смерти, которые часто бывают тяжелее самой смерти. Он покойно заснул как человек уставший, которому нужен отдых, тихо закрыв глаза. Душа его была принята в лоно Авраама, куда она принесла радостную весть скорого освобождения.
По преданию, принятому церковью, Иосиф умер 26 декабря. Неизвестно, умер ли он в Иерусалиме, или же тело его по смерти было перенесено в долину Иосафата. Очень древнее предание, сохранившееся до нашего времени, говорит, что тело его покоится в гробнице около пещеры Гефсиманской. В наше время христианские путешественники, приходящие в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам, спускаются в гробницу св. Девы и в другую гробницу, которую им показывают и говорят, что она была занята телом св. Иосифа. Это указание, надо заметить, очень правдоподобно. Если Иосиф не умер в Иерусалиме, куда его привела ревность в исполнении закона в праздник Пасхи, около половины марта месяца, то тело его вероятно было перенесено туда, как это случалось со многими Израильтянами, которые всегда желали, чтобы их смертные останки покоились в этой печальной долине, находившейся у стен Иерусалима и усеянной памятниками.


ПРИМЕЧАНИЯ:
  1. Св. мученик Иустин, св. Златоуст, Григорий Великий и Иероним говорят, что Пресвятая Дева Мария оставалась в пещере до 40 дней.
  2. Священный сикль Еврейский содержал в себе три золотника серебра.
  3. Фамилия Иродов хотя Идумейского происхождения, но исповедовала Иудейство. Еще в 130 г. до Р. Хр. Идумеи, покоренные Иоанном Гирканом, были обращены в Иудейство, и со времени своего обращения оставались верными новой религии, считая Иерусалим матерью своих городов и требуя себе имя Иудеев.