Юбилей писателя

Аркадий Тищенко
               
    Отложив в сторону карандаш, жена взяла исписанный лист и протянула
его мне.
    - Взгляни, - сказала она. – Никого не забыла?
    Я взял лист, на котором столбиком были написаны фамилии гостей,
приглашенных на мой юбилей.
    - Вроде бы все - сказал я, взглянув на список и возвращая его жене.
    Она положила лист на стол и придвинула к себе другой, чистый,
лежавший рядом.
    - А теперь давай решим: чем будем угощать гостей, - сказала жена,
беря в руку карандаш. – Диктуй!
    Я удивился. Такого раньше никогда не было. Спрашивать у меня, что
ставить на стол гостям!?  На праздничных столах у нас всегда стояло то,
что умела готовить жена. Менялись поводы для торжеств, но не угощение.
Могло показаться, что  гости садятся к столу с закуской, оставшейся от
их предыдущего застолья. Согласовывать со мной это однообразие не было
смысла.
    - С каких это пор ты согласовываешь со мной меню? – осторожно спросил я.
    - Во-первых, это твой юбилей, - сказала жена, сделав ударение на
слове «твой». – А во-вторых, надоело твое вечное недовольство тем, чем
я угощаю гостей…
    - Какое недовольство? – опешил я. - Я уже давно смирился с твоими
макаронами, овощными котлетам и оливье…
    - А хочешь, я приготовлю тебе отбивные? – с вызовом перебила меня
жена. – Ты же когда-то таскал их прямо со сковородки?..
    С трудом вспомнил, как моя мама готовила огромные, с ладонь, отбивные.
Румяные, хорошо отбитые, с зажаренными, ломающимися краями куски мяса,
заполняли ароматом всю квартиру. Я шел на кухню и выхватывал вилкой
со сковородки  брызжущую маслом  отбивную.
    На кухню заглядывала еще молодая и стройная жена.
    - Почему ешь без макарон? – спрашивала она, доставая из холодильника
большую кастрюлю со сваренными ею на неделю макаронами.
    - Кроме макарон ты можешь еще что-нибудь готовить? - спрашивала
мама невестку, переворачивая на сковородке шипящую отбивную. – Мужику
мясо нужно, а не тесто…
    Воспоминание прервала жена.
    - Ты не против отбивной? – спросила она, пытаясь запахнуть полы  халата.         
    - Конечно, - поспешно ответил я. – Для меня такой день рождения стал
бы настоящим праздником…
    - Будет тебе праздник, - пообещала жена, склоняясь над листом.
    Но писать  почему-то  ничего не стала. В недобром предчувствии,
судорожно сглотнул слюну, оставшуюся от воспоминаний.
    - С отбивной я, пожалуй, поторопилась, - подняла голову жена.
– С ней у нас ничего не выйдет…
    Жена взяла  лежавший сбоку лист с фамилиями и против некоторых
из них поставила крестики.
    - Вот эти есть отбивные не будут…- жена посмотрела на отмеченные
фамилии. - У всех этих господ язвы желудка. Для них жареные отбивные
все равно, что для тебя толченое стекло…   
    Без обещанной отбивной юбилей превращался в обычное застолье.
А хотелось праздника!
    Подошел к телефону. Снял трубку.
    - Кому звонишь? – быстро спросила жена, подходя ко мне.
    - Семеновым…
    - Зачем?
    - Спрошу, почему ему нельзя есть отбивную? Он же никогда не говорил,
что у него язва…
    Жена забрала у меня телефонную трубку.
    - Ты же считаешь себя писателем, – напомнила супруга. –
Разве интеллигент станет задавать такие вопросы, если больной молчит
о своей болезни? Может,  он скрывает ее, чтобы не волновать жену.
    - Если он скрывает, откуда ты знаешь о его язве? – спросил я.
    - А ты глянь, как он хлещет водку, - сказала жена. – Ты же
утверждаешь, что он не алкоголик. Значит, заливает водкой язву,
чтобы быстрее зарубцевалась…
    - Тогда позвоню Петрову, - сказал я. – Ему жалеть некого, он
недавно развелся…
    - У человека горе, а ты будешь напоминать ему о язве, - осуждающе
сказала жена.
    - Какое горе? - удивился я. – Праздник у него! До развода было
две язвы, а теперь одна…
    - Тогда тем более не стоит портить ему праздник...
    - Хорошо, - согласился я. – Не буду напоминать ему о язве,
а спрошу, можно ли язвенникам есть, например, пельмени?..
    - Я и без Петрова тебе отвечу, что пельмени им можно,
- сказала жена. – Только с этим блюдом у нас тоже ничего не получится…
    Она взяла лист с фамилиями и поставила крест еще перед одной
семейной парой.
    - Из-за их аллергии…- пояснила жена.
    - Разве бывает аллергия на пельмени?
    - Не на пельмени, а на горчицу и уксус…У неё на горчицу, у него
на уксус. А ты представляешь пельмени без горчицы или уксуса?
    - Но можно же и с перцем, – пытался спасти я пельмени взамен
утраченной отбивной.
    - Ты что! – замахала жена руками. – При одном  виде перечницы,
чета Семеновых так начнет чихать, что сметут не только все со стола,
но и гостей с их болячками…
    - Я бы, например, с удовольствием съел пельмени со сметаной,
- после паузы, признался я.
    - У тебя точно уже склероз, - заметила жена. – Ты забыл, какой
приступ астмы у Дарьи Петровны вызвал блинчик со сметаной, который
она съела в гостях у Клюевых?..
    Я рассеянно глянул на аквариум.
    - Может, что-нибудь из рыбы…
    - За что ты так ненавидишь мою маму? – сдерживаясь, спросила жена.
    Она вытерла еще не появившиеся слезы.
    – Ты же знаешь, что после того, как она попала в больницу с рыбной
косточкой в горле, даже запах рыбы, вызывает у нее истерику и тахикардию.
Или ты хочешь, чтобы она умерла на твоем юбилее?
    Такой подарок от тещи я принять не мог. Может поэтому жена начала
плакать.
    - Хорошо, - примирительно сказал я. – Давай пойдем в ресторан.
Там гости выберут  еду каждый для своей болезни…
    - Как тебе не стыдно? - всхлипнула жена. – Я уже больше месяца
готовлюсь к твоему юбилею… Забила продуктами холодильник…Купила
книгу по кулинарии… Постирала гардины… Все делаю лишь бы тебе было
хорошо…А ты, как всегда, плюешь на все это...
    Жена горько расплакалась. Почувствовал себя виноватым. Зачем
обидел жену? Ведь мы никогда не ходили в ресторан. Можем спокойно
и на юбилей посидеть дома... Тем более, если гардины постираны…
    - Прости, дорогая, - виновато сказал я и поцеловал мокрую щеку жены.   
    …Через неделю, увидев празднично накрытый стол, я забыл о своих
юбилейных годах и почувствовал себя помолодевшим на двадцать лет. На нем,
как и на моем первом дне рождения  после свадьбы, стояли все те же
макароны, морковные котлеты и салат оливье.
    Правда, котлеты оказались вкуснее, чем обычно.
    Их  по просьбе жены, приготовила моя мама.