Авраам

Сергей Михальчук 1
Авраам – библ. патриарх, [1] чтимый в христианстве и ещё в двух религиях монотеизма: иудаизме и исламе. В последнем под именем Ибрахим. В библейской истории считается родоначальником евреев (через сына Исаака) и арабов (через Исмаила). Библ. традиция связывает с Авраамом (далее А.) Возрождение веры в Единого Бога, утраченной потомками прародителей (Адама и Евы), вследствие совершённого ими первородного греха, и их изгнания из рая. Главным и существенным содержанием этого «Возрождения веры» является возвращение к пониманию Веры как общения и дружбы человека с Богом, которое выражается не просто в заключение Завета (договора с взаимными обязательствами друг перед другом) между ними. Во-первых, это не просто заключение нового договора, а возобновление того Завета, который был заключён ранее, с Адамом и Евой, ещё до их грехопадения. Поэтому всё библейское повествование, от Адама до Авраама и Израиля, объединяется в единый сборник – Ветхий Завет. Ибо это одна история, - история общения человеков с Богом. Во-вторых, это не какой-либо юридический документ, где расписаны права и обязанности договаривающихся сторон. Это именно договор о дружбе, взаимопомощи и верности друг другу, жертвенности и самопожертвованию друг за друга, даже до смерти. Об этом свидетельствует хотя бы библ. рассказ о Жертвоприношении Исаака.

[1] Аврам, с евр. отец высокий, сын Фарры, родился в Халдейском городе Ур. Здесь, в доме отца, он был призван Богом, как повествует библ., идти в страну, которую Господь покажет ему. Бог обещал, что, если он покинет сообщество людей грешных, язычников, поклоняющихся идолам, а не Единому Богу, Он сделает Аврама отцом великого и многочисленного народа. И что в этом «народе» благословятся все племена земные, потому что народ Аврама вернёт всем земным народам веру в Единого Истинного Бога, и научит их как, правильно поклонятся Ему, т. е. Общаться с Ним. Бог, вскоре, даже дал ему новое имя, сказав ему: «Отныне ты будешь зваться Авраамом», что означает по евр. отец множества.

Литература: [А92] – 6; [Б90] – с. 18-20.