Августинизм

Сергей Михальчук 1
Августинизм – одно из течений христианского неоплатонизма в христианском богословии. Основатель течения – Блаженный Августин Аврелий. Богословие Августина развивает традиции Александрийской школы, рассматривая текст Писания как совокупность «знаков», имеющих теологическое, историческое и моральное значение.
Августинизм (далее А.) развивал представление о вере, как о познании, в первую очередь Богопознании. Последнее развивается преимущественно иррациональным путём, как внутреннее общение человека с Богом, а первое, преимущественно, путём рациональным. Это объясняется полной противоположностью «небесного» и «земного», которые несовместимы и никак не соприкасаются: ни онтологией, ни этикой, ни гносеологией. Добро противостоит не только злу в человеке, но и человеку, умерщвляемому злом. Церковь и мир несообщаемы друг с другом. Церковь призвана к власти над миром для его спасения.
Влияние Августина было чрезвычайно многосторонне. [1] Для средневековья он был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. После 13-го в. А. уступает своё влияния томизму. В современной католической неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью «томизма». А экзистенциалисты видят в А. одного из своих предшественников.
(См. ст. «Августин»)

[1] Августин создал целостное (хотя и не оформленное систематически) учение, которое на тысячу лет стало образцом для мыслителей Запада и до сих пор конкурирует с «томизмом», находя приверженцев среди католических богословов. Концепция предопределения послужила вдохновляющей основой для протестантизма Лютера и Кальвина, а персоналистские религиозно-психологические мотивы составили другую линию влияния, ведущую через Паскаля к Кьеркегору и экзистенциализму.

Литература: [К24] – с. 3.
Виртуальные источники: [1] – д. I; [2] – д. I.