Стоит ли верить своим чувствам?

Гульмира Жамантикова
Представьте себе такую ситуацию: Вы сидите в комнате, где помимо Вас еще 20 человек, допустим. Перед Вами стоит стол, Вы его видите, можете потрогать, постучать по нему, попробовать на вкус, если хотите. А Вам говорят, что Ваше восприятие субъективно, что стол может быть совсем не такой, каким он Вам кажется, что другие видят его совсем иначе, или даже вовсе не видят никакого стола, а значит, это просто Ваша иллюзия, сон. Скажете, абсурд? Но есть люди, которые пытаются нас в этом убедить.

С их точки зрения не существует никакой объективной реальности, а каждый видит мир по-своему, живя в своей «виртуальной реальности», в «своей вселенной». Что все мы субъективны и не имеем права претендовать на объективность. Что мир на самом деле совсем не таков, каким он вам кажется, и нельзя верить своим чувствам, так как они нас всё время обманывают. Так ли это?

Давайте рассуждать.

В данном примере стол – это часть объективной реальности. Он существует независимо от того, что о нем думают окружающие люди, как они к нему относятся, как его называют. И мы способны воспринимать этот предмет непосредственно, с помощью своих органов чувств: видеть его, осязать, обонять, пробовать на вкус.

Да, разумеется, восприятие у людей может немного различаться: кто-то видит хуже, кто-то лучше, у кого-то острее слух или обоняние, но в целом мы воспринимаем мир одинаково. Если и есть какие-то отклонения или индивидуальные особенности, то они непринципиальны. По крайней мере, не настолько, чтобы не понимать, что мы ведем речь об одном и том же объекте.

Другое дело, что одному может нравиться эта форма, этот цвет, вкус и запах, а другому – нет. Но это говорит не о разности восприятия, а о различии ОТНОШЕНИЙ к одному и тому же объекту восприятия.

То есть стол – это объективная реальность, а нравится он Вам или нет – это Ваше субъективное мнение.

Наука должна изучать объективную реальность – такую, какая она есть. Но значит ли это, что наше субъективное мнение вообще ничего не значит, ни на что не влияет, а значит не интересно для науки? Нет.

Наше субъективное мнение, наше отношение к чему-либо, влияет на наши действия, на наше поведение, а значит, в конечном итоге, на то будущее, которое в результате этих действий получится.

Допустим, три человека смотрят на дерево. Все они видят его одинаково, дерево – это объективная реальность. Но один человек, глядя на него, думает о том, сколько дров он сможет заготовить из него на зиму, другой – о том, какой красивый шкаф он сможет из него смастерить, а третий – о том, какие прекрасные плоды оно сможет дать, и какой чудесный лес может получиться из множества таких деревьев.

Именно от нашего, субъективного мнения, точнее из множества наших субъективных решений складывается наша объективная реальность, которую мы совместными усилиями меняем.

Правы ли те, кто утверждают, что все мнения равны, нет лучших и худших? И тот, кто хочет сжечь дерево, и тот, кто хочет посадить из его семян сад – одинаково правы? Или всё же чьё-то субъективное мнение лучше для нашего общего будущего?

Понимаете, разногласия между людьми возникают не из-за того, что люди по-разному воспринимают мир, что они сделаны из разного теста, что они субъективны, а из-за того, что некоторые не желают признавать, что мир ЕДИН, и что мысли и действия каждого из нас влияют на то, каким он будет через миг, через день, через год или век. Из-за того что они не желают прийти к согласию в приоритетах, найти наиболее разумное, справедливое и эффективное решение, не желают вести диалог и искать компромиссы.

Они считают, что имеют право придумывать любые правила, законы и жить по ним. Что можно поделить Землю на государства, участки, продавать её в частную собственность, и каждый волен делать всё что хочет на своем участке, ведь частная собственность неприкосновенна. Что каждый может говорить любой вздор, лицемерить, клеветать, извращать истину, выдавая это за своё «субъективное мнение», за «творческое самовыражение».

Безусловно, есть люди, которые более объективны, чем другие. И самый главный признак, который отличает объективного человека – это его отношение к САМОМУ СЕБЕ.

В примерах, которые мы приводили выше, мы рассматривали, как человек воспринимает стол, дерево, окружающих… И мы понимаем, что его мнение может быть субъективным, неполным, предвзятым. А что если объектом Вашего внимания являетесь Вы сами?

Кто Вы есть? Кем Вы себя считаете? Как Вы к себе относитесь? Объект Вы или субъект? Способны ли Вы объективно знать себя – тем, кем Вы являетесь на самом деле, а не каким кажетесь окружающим?

Ответы на эти вопросы и определяют границы Вашего сознания.

«Я есмь путь, истина и жизнь», - так ответил на эти вопросы тот, кто впервые понял, что Человек – это не объект с неизменными свойствами, как стол, а некто живой, меняющийся и меняющий мир вокруг, способный к саморазвитию, сотворчеству, преображению мира. И именно Он соединил объективное с субъективным, показал как одно с другим связано, образуя единое целое – реальность, как она есть; жизнь, которую мы ощущаем, осознаем, созидаем, получаем в награду и продолжаем. И это самый объективный взгляд на жизнь – не со стороны, а изнутри; не поверхностный, не ограниченный, а целостный и всеобъемлющий.

Можно ли Человека с таким сознанием считать субъективным, живущим в своём «виртуальном мире»? Или все же наше сознание является ограниченным по сравнению с Его?

Если мы не должны верить самим себе, то кому мы вообще можем верить?