Близняшки 3

Иван Думанов
3

    Нянек для близняшек хватало, поэтому Саня в будние дни утром рано уходил на работу, а вечером, вернувшись домой, находил все дела улаженными без его помощи. Приветствуя жену, спрашивал:
     — Как мои голубушки провели день?
     — Хорошо провели, теперь птенчики отыхают, а я жду тебя. Садись к столу, будем ужинать. — Отвечала Тамара.
     Во время ужина она подробно рассказывала, какие события заполнили уходящий день, кто приходил с помощью, что вытворяли "птенчики".
     В выходные дни Саня брал на себя три дела.
     Первое. Поход за покупками. Втечение недели Тома писала ему "накладную" — листочек, в котором перечислялось, что нужно для дома.
     Второе дело. Прогулки с дочками. В коляске ли они, ножками  ли топали, держась за его руки, или как-то иначе, но в дневные часы Саня был с дочками. Они радовались взаимному общению.   
     Третье дело. Саня сам кормил детей обедом и ужином. Это было весёлое зрелище, особенно, когда девочки ещё не умели уверенно держать ложки, а Саня, понятно, не имел навыков, чтобы правильно им помогать. Тома в таких случаях старалась не быть на глазах у детей, а украдкой наблюдала "за процессом".
     Саня был блестящим мастером по электронным устройствам. Телевизоры, системы охранной сигнализации, системы видеонаблюдения – во всех подобных штуках он разбирался превосходно, быстро находил неисправности и устранял их. Его приглашали и организации и частные лица. И те и другие не скупились на гонорары. Саня в таких случаях не шёл прямо домой, а заходил в магазин или на рынок и покупал гостинцы для своих любимых. Поэтому почти всегда для тех, кто заходил к ним в дом, находилось интересное угощение. Всё зависело от сезона и от близости выходных. Это могли быть огромный арбуз или дыня, необычные фрукты или овощи, которые в каждодневном рационе не водились. К тому ж, в их доме был культ простой еды: каши, борщи, картошка предпочтительнее в тушёном виде, салаты из овощей и фруктов обычно без тепловой обработки. Отсюда и настроение в семье, когда Саня приносил что-нибудь необычное. Обычно Тамара у него спрашивала перед его уходом с детьми на прогулку:
    — Что приготовить на обед?
    — Что-нибудь из книги о здоровой пище.
    — Но у меня есть только книга о вкусной и здоровой пище.
    — А ты заклей слово  "вкусной". Здоровая пища не может быть невкусной.
     — Хорошо, я постараюсь, чтобы здоровая пища не была невкусной.
     И во время обеда Саня нахваливал блюда обеда, привлекая к этому и девочек. Вот обед и получался весёлым и полезным. А Тамаре не приходилось выкладывать все силы на приготовление обеда. 
     Вот и сегодня выходной. Накануне Саню пригласили в одну организацию наладить систему видеонаблюдения. Он успешно справился с работой и получил щедрое вознаграждение. Сразу же пошёл и купил для дома огромную жёлтую дыню со врезом – очень вкусная, большую рыбу кету,  крупных спелых помидоров,  огурцов. Дома решили в выходной устроить  обед для всей родни. Тамара обзвонила всех. Отклонили приглашение её родители — дедушка почувствовал себя неважно. Сестра и мама Сани пришли пораньше, чтобы помочь Тамаре, пока Саня ходил с девочками в парк на аттаркционы.
    К назначенному часу обед был готов. Девочки активно участвовали в сервировке стола. Когда уже все сидели за столом, ели и обсуждали новости, раздался телефонный звонок от Галины Николаевны: дедушке стало совсем плохо. Трубку взяла Наташа, выслушала симптомы. Лицо её стало серьёзным, и она распорядилась:
    — Немедленно вызывайте скорую!
    Галина Николаевна начала было:
    — Да он не любит общаться с врачами.
    — Любит, не любит. Сейчас это крайне необходимо! Я выезжаю.
    Здесь надо заметить, что Наташа была уже замужем и находилась в интересном положении, и Саня со словами "я тебя провожу" быстро оделся и они на такси помчались к больному. "Скорая" уже приехала. Больного осмотрели и готовили к перевозке в больницу. Наташа сразу поняла — инфаркт и напросилась сопровождать больного до больницы. Саня и его тёща на такси поехали следом за "скорой". Больного сразу поместили в реанимацию. Диагноз Наташи подтвердился — инфаркт миокарды. Наташа предложила свою помощь в уходе за больным, но её помощь вежливо отклонили. Галина Николаевна осталась в больнице "на всякий случай", а Саня с сестрой вернулись домой. Новость согнала со всех весёлое настроение. Дообедали, кто не успел, молча, изредка перебрасываясь несколькими словами. Все ждали из больницы новостей, конечно, хороших.
    Наташа осталась у Сани, так как её муж был на дежурстве, а одной находиться в пустом доме для неё тягостно. Да и Тамару надо было отпустить в больницу к отцу.  Он любил свою дочку, и её присутствие рядом могло положительно повлиять на его состояние. Тамара осталась в больнице на ночь, а тёщу Саня отвёз к себе домой — всё среди людей.
    Дома все разговаривали вполголоса. Девочки, обычно щебетуньи и хохотушки, прониклись общим настроением и чем-то тихо занимались в своей комнате. Наташа была неразговорчива и на вопросы о состоянии больного отвечала неконкретно, дескать состояние тяжёлое, но будем надеяться на лучшее. Только Саше она сказала, что на благополучный исход мало шансов. Поужинали почти молча и разошлись к своим постелям. Кто знает, каким будет завтрашний день. 
    Шесть дней продолжалась неопределённость, а на седьмой день единственного дедушки близняшек не стало. Свалившееся горе обе семьи одело в траур. Все разговоры — вполголоса. Обеды, обычно собиравшие всех за столом, теперь стали разорванными по времени. Каждый ел, когда свободен и когда был способен хоть что-нибудь проглотить для поддержания сил. Ничего не понимающие дети почувствовали обстановку и стали расспрашивать свою маму Тому.  Та оказалась не готовой к объяснениям, пообещала рассказать всё позже и потихоньку начала со взрослыми обсуждать своё предложение: ничего пока не говорить детям, чтобы не травмировать их души, а потом сказать, что дедушка уехал далеко и надолго. Активно воспротивились этому Саня и Галина Николаевна. Пусть дети видят и знают всё, пусть плачут, пусть попрощаютмя с дедом и проводят его в последний путь. Всё равно им придётся хоронить почти каждого из обеих семей. Нужно всё им правдиво рассказать и не прятать от них подготовку к похоронам. Все согласились с этим, и Тамара возражать не стала, хотя беспокойство за девочек не исчезло. Но теперь не нужно было обсуждать текущие события тайком.
    Было видно, что смерть дедушки очень опечалила девочек. Они не хотели верить, надеялись, что вот-вот взрослые скажут им, что пошутили. Но когда тело умершего привезли домой, то обе горько плакали и порывались потормошить покойника. Никто в эти дни и подумать не мог, что довольно скоро этот горький урок детям придётся повторить ещё раз.
   Обе семьи тяжело переживали утрату. Но, как говорят, живым жить, и Саня и Тамара забрали овдовевшую Галину Николаевну в свой дом. Всё-таки дом обитаемый: дочка, две внучки да и зять — дай Бог каждому такого. К тому ж, у Наташи скоро должен родиться ребёнок, и помощь ей со стороны родной мамы будет очень кстати.
    После похорон дедушки бабушка Галя вплотную занялась близняшками. Она имела расписание их занятий в школе и к нужному часу приходила встречать их и сопровождать до дома. Там, дома, обсуждая прошедший учебный день, она наблюдала, чтобы девочки переоделись, вымыли руки и шли к столу, на котором уже стоял обед. Когда девочки вкушали обед, говорила бабушка, при этом говорила так, что внучкам отвечать не требовалось, поэтому для сестрёнок обед проходил в молчании.  После обеда девочки мыли посуду и свою и ту, которая к этому вреемени оказалась не помытой. Они знали, что бабушка обязательно приготовила для них что-нибудь интересное послушать.
    Бабушка садилась за стол, а девочки располагались в креслах. Бабушка вела свои рассказы или читала что-нибудь интересное. Отметим, что рассказывать и читать она была мастерица, и девочки с большим вниманием слушали её. Затем она советовала детям "просто полежать" на диване, чтобы отдохнуть. Обычно они охотно соглашались, и не проходило и пяти минут, как обе засыпали. Бабушка замолкала, оставляя их в покое на часок. Затем, давая девочкам взбодриться, она кратко излагала события текущего дня в её, бабушкиной, жизни, жизни семьи, города и страны вцелом. Свои оценки детям не навязывала, но на их вопросы старалась ответить.
    После чая с самодельными сладостями садились за уроки. Над уроками девочки трудились самостоятельно. Когда они зканчивали, своими вопросами проверяла, достаточно ли усвоена та или иная тема. И если нет, то всегда находила, чем расширить и дополнить знания учениц.
    Так Галина Николаевна незаметно для себя во внучках  обрела содержание и интерес в своей вдовьей жизни,  а для внучек она стала близким другом и мудрым наставником.
    Тамара в эти часы выполняла обязанности хозяйки дома либо в квартире либо вне её. А если требовалось, то уединялась на кухне со своими программами. Работа над ними, как известно, требует тишины и сосредоточенности.
    По выходным бабушка обычно уходила домой, в свою квартиру. Там она предавалась делам и заботам, относящимся к жизни её лично. Оттуда она иногда подолгу разговаривала по телефону со своими бывшими коллегами или с бывшими учениками. Предавалась воспоминаниям о семейной жизни с незабвенным Пашей, иногда посещала церковные службы.