Английские поэты-сентименталисты 18 в. Д. Томсон,

Валерий Орлов-Корф
В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Просвещения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

В становлении сентиментализма как литературного направления важная роль принадлежит поэзии. Основные темы сентиментальной поэзии – тема природы и тема смерти. Лирический герой их произведений – ушедший в свои думы отшельник, предпочитающий одиночество и меланхолические размышления о бренности бытия. Настойчивое обращение к теме смерти, представления о потустороннем мире как единственной реальности породили большое количество произведений, объединенных понятием «кладбищенская поэзия». Ее создателями в Англии выступали Юнг и Грей. Одним из наиболее ранних образцов сентиментальной поэзии явились произведения Джеймса Томсона («Времена года»).

Томсон

Джеймс Томсон (1700-1748).  Его поэма  «Времена года» (1730)  - это описательно-дидактическое произведение, состоящее из четырех частей. Томсон идет по пути описаний картин природы, не создавая лирически окрашенного пейзажа и не передавая сложной гаммы чувств лирического героя. Он рисует обобщенные картины лета, осени, зимы и весны, фиксируя наиболее характерные приметы этих времен года. На фоне природы поэт изображает жизнь человека в идиллически-приукрашенном виде. Картины природы чередуются с сентиментально-слащавыми описаниями сельских работ и веселых празднеств. Поэма завершается гимном творцу, создавшему гармонию вселенной.
Из поэмы Томсона «Времена года»:
Зима
«…Уж в воздухе пушистый снег порхает,
  Как будто медля, но еще немного –
  И хлопья, отуманив день, ложатся
  На землю густо. Пажити родные
  Сияют девственною белизною:
  Все блещет, кроме темного потока,
  В чьих струях таит снег. Унылый лес
  Поник седой главою; вот уж солнце
  Шлет с запада вечерний, долгий луч,
  И грудь земли – пустыня ледяная,
  Под снегом схоронившая глубоко
  Труд человека…»

Юнг

Эдуард Юнг (1683-1765). В его творчестве преобладают пессимистические настроения и религиозно-мистические мотивы. Ранняя поэзия Юнга связана с искусством классицизма. Современники его творчество стали ценить с выходом в свет поэмы «Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии» (1745). Поэма состоит из десяти песен, которые рассказывают о недолговечности и бренности человеческой жизни и защиты идеи бессмертия души. Для Юнга мысль о бессмертии – единственное утешение для человека, удел которого на земле – страдания.
Юнг выступил и как теоретик сентиментализма («Предположения об оригинальных сочинениях»). В своем трактате он развивает мысль о несовершенстве разума и, обращаясь к вопросам поэтического искусства, выдвигает следующие требования: оригинальность – подражание природе, гармоничность и нравственность.
Из поэмы «Ночные думы»:
«…Сон сладкий – сил утраченных бальзам!
  Как мимолетный дух, покой даришь ты
  Счастливцам, но минуешь ты скорбящих:
  Бежишь ты горя, легкокрылый гость,
  Смежая вежды тем, кто слез не ведал.
  От сна я вновь тревожно пробуждаюсь;
  Вы, вечным сном почившие, блаженны!
  В могилках ваших грезы не роятся!
  Я ж пробуждаюсь, встав из моря грез…»

Грей

Томас Грей (1716-1771) – значительная фигура раннего сентиментализма. Он получил классическое образование в Итоне и Кембридже. Грей много переводил античных поэтов. Поэт много путешествовал – побывал во Франции, Италии, Швейцарии. Основную часть своей жизни Грей провел в Кембридже, где много занимался литературной деятельностью. Большое влияние на него оказало творчество Мильтона.
Грей писал оды и лирические стихотворения, воспевающие красоту английской природы; его интересовали и философские вопросы – ода «О шествии поэзии».
Широкую известность Грею принесло произведение, написанное в 1751году – «Элегия, написанная на сельском кладбище». Рассуждения о бренности жизни сочетаются у него с прославлением красоты трудовой жизни крестьян. Произведение начинается описанием спускающегося на землю сумрака. Поэт бродит по сельскому кладбищу, всматриваясь в надписи на могильных плитах. Основную часть «Элегии» составляют размышления поэта о судьбе усопших.
  В произведении создан лирический образ поэта. Грей показал в нем свойственные сентименталистам представление о поэтической натуре. Поэт изображен как чувствительный человек с кротким сердцем, погруженный в меланхолическую задумчивость.
Из произведений Грея:
«…Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной
Он часто уходил в дубраву слезы лить,
  Как странник, родины, друзей, всего лишенный,
  Которому ничем души не усладить…»

Голдсмит

Оливер Голдсмит (1728-1774) – поэт сентиментальной поэзии. Родился в Ирландии в семье священника. Учился в колледже в Дублине, посещал лекции в университетах Эдинбурга и Лондона. Много путешествовал – посетил Францию, Германию и Италию. Его литературная деятельность началась в пятидесятых годах, когда он работал в типографии.
Как писатель Голдсмит проявил себя в разных жанрах. Он начал с издания сатирического еженедельника «Пчела» (1758), писал стихи, статьи, комедии. Его две комедии – «Добродушный» и «Она унижается, чтобы победить, или Ночь ошибок» имели успех. Его перу принадлежит ряд биографических статей и «Исследование о состоянии словесных наук в Европе».
В историю английской литературы Голдсмит вошел как автор поэм «Путешественник» (1764), «Покинутая деревня» (1770) и романа «Вексфильдский священник» (1766).

Из поэмы «Покинутая деревня»:
Поэт показывает, характерный для сентиментальной поэзии пейзаж: тенистые дубравы, крытые соломой дома, крылатые мельницы, журчание ручья. Но все это исчезло.
«…Где вы, луга, цветущий рай?
Где игры поселян, весельем оживленных?
Где счастье? Где любовь? Исчезло все – их нет!..»

 «…О, дни преклонные в тени уединенья!
Блажен, кто юных лет заботы и волненья
Венчает в старости беспечной тишиной!..»

Известное произведение Голдсмита «Вестфильдский священник». Спокойно, с юмором рассказывает бедный сельский пастор Примроз, от имени которого ведется повествование, о жизни своего семейства.
 
Бернс

Роберт Бернс (1759-1796) – великий шотландский поэт 18 века. Бернс вышел из крестьянской среды. В ряде стихов поэта заметно влияние сентиментализма, намечаются характерные черты романтической литературы. Литературоведы считают, что поэзия Бернса развивает принципы реализма, соединяя их с фольклорной традицией. Его стихотворное наследие отличается жанровым многообразием. Поэт создавал застольные песни, гражданские стихи, сатирические поэмы, эпиграммы, любовные песни. Его сочинения основывались на фольклорных жанрах народной песни, баллады, предания.
Первая его книга – «Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте» (1786) имели большой успех.
В своих стихах Бернс пишет о себе, как он трудится на земле; много он пишет о любви, дружбе, счастье. Бернс восхищается красотой девушки-крестьянки – «Босая девушка». Эта девушка для поэта милей всех красавиц на свете: цвет ее кожи сравнивается с белизной лебедя, глаза – со звездами в небе. В стихотворении «Любовь» поэт воспевает верность; стихи проникнуты  светлым чувством. Тема дружбы раскрыта в стихотворении «Джон Андерсон», где поэт славит дружбу, которая помогает прожить большую и трудную жизнь. Стихи о природе занимают важную часть его творчества. В произведении «Горной маргаритке, которую я примял своим плугом» - образ цветка становится у него символом человеческой жизни. Стихотворение написано в духе народной песни, которая строится на параллелизме – природа и человек.
В стихотворении «Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом», поэт выражает сочувствие всему живому.

«Ах, милый, ты не одинок
И нас обманывает рок,
И рушится сквозь потолок
На нас нужда.
Мы счастья ждем, а на порог
Валит беда…»

Сатирическая поэма «Две собаки» имеет глубокое социальное содержание. Сатирическое изображение современного общества представлено в аллегорической форме диалога двух псов: один из них живет у лорда  – Цезарь, а второй – Люат, служит пахарю. В поэме собаки запросто делятся мнениями о своих хозяевах: один наслаждается жизнью и страдает от безделья, другой, за кусок хлеба, работает на своем поле.

Произведения Бернса имеют фольклорную основу. Поэт использует мотивы, образы и приемы народных песен.
Одно из самых известных стихотворений «Любовь и бедность»:

«Любовь и бедность навсегда
Меня поймали в сети.
Но мне и бедность не беда,
Не будь любви на свете.
Зачем разлучница-судьба —
Всегда любви помеха?
И почему любовь — раба
Достатка и успеха?
Богатство, честь в конце концов
Приносят мало счастья.
И жаль мне трусов и глупцов,
Что их покорны власти.
Твои глаза горят в ответ,
Когда теряю ум я,
А на устах твоих совет —
Хранить благоразумье.
Но как же мне его хранить,
Когда с тобой мы рядом?
Но как же мне его хранить,
С тобой встречаясь взглядом?
На свете счастлив тот бедняк
С его простой любовью,
Кто не завидует никак
Богатому сословью.
Ах, почему жестокий рок —
Всегда любви помеха
И не цветет любви цветок
Без славы и успеха?»