Заочная статистика, или как учились заочники в моё

Борис Бендиткис
"Заочная" статистика, или как учились заочники в моё время...

     Лето 1971 года ознаменовалось для меня достаточно успешным (средний балл - 4,5) окончанием учёбы на заочном отделении Могилёвского машиностроительного института. Группа наша в 22 человека состояла из киевлян (10 человек), двух бердичевлян, одной коростенки и девяти жителей Могилёва и соседних с ним городов Белоруссии. Староста нашей группы, могилёвчанка лет тридцати, обладающая хорошим чувством юмора, собрав нашу группу после вручения дипломов в последний раз, вдруг произнесла следующую тираду: "А теперь честно подведём итоги, как мы учились и сдавали зачёты и экзамены".

  Я удивился, об этом старались вслух не говорить. А она продолжила:" Итак, вот что получилось - двое - мозгой (это мы с моим земляком), одна - слезой (киевлянка, умудрявшаяся на всех зачётах и экзаменах обрыдаться, и это практически всегда действовало!..), две - в рифму,п...й  (т.е. женским половым органом, она сказала напрямую, я, извините, ещё не созрел. Обе киевлянки, Люба и Грета - Генриэтта Генриховна Г., довольно симпатичная молодая особа, мы её называли "три гэ", проявились в таком качестве с первого курса. Сначала я только удивлялся, что они нередко пропускали занятия, зачёты и консультации, но успешно переходили с курса на курс, а потом парни - киевляне, не стесняясь, объяснили, что ещё с первого курса их стал "опекать" с таким "условием" какой-то преподаватель. Но на летней сессии пятого курса произошёл "взрыв". Если Люба таким образом и завершила учёбу, то Грета, выйдя замуж, и достаточно солидно подготовившись, предполагала сдавать зачёты и экзамены "на общих основаниях", да только преподаватели  стали её сознательно "заваливать", требуя уже ставшей для них привычной "оплаты". После двух Гретиных истерик в институте началась какая-то разборка, Грета взяла на год академотпуск, и, как мне сообщили потом её земляки, на следующий год успешно сдала все зачёты и экзамены и защитила диплом), остальные - деньгой".

   Так вот, насчёт "деньгой"... Последний экзамен летом на пятом курсе - по электротехнике. За все предыдущие четыре экзамена, в том числе и за самый сложный предмет, "Сопромат", у меня стоят уже в зачётке оценки "отлично". Предмет этот, электротехника,  не относился у меня к любимым, но, я, как обычно, подготовился, даже взял, "на всякий случай", с собой на экзамен учебник. Всё равно после экзамена надо будет сдавать его в библиотеку, не таскать же его снова в общежитие. Экзамен начался под вечер. Преподаватель, Иван Иванович Иванов, раздав билеты, через некоторое время спросил, кто готов отвечать. Решив поставленную в билете задачу, и подготовившись к ответам  на все вопросы, я стал поднимать руку, напрашиваясь на вызов. Но... Преподаватель вроде бы не замечал моей руки... В конце концов я остался один. Подхожу к столу, кладу билет и начинаю отвечать. Иван Иванович, глядя на решение задачи, сразу говорит:" Это неправильное решение". Поначалу я не удивился - также вёл себя и преподаватель сопромата, но там он внимательнейшим образом потом слушал доказательство. А здесь - только утверждение в неправильном ответе, без других эмоций. И на каждый из моих  ответов по этой решённой мною правильно задаче (дома я себя ещё раз проверил) и на поставленные в билете вопросы - такая же реакция - "Всё неправильно, ставлю вам "двойку". Мне, даже не знаю почему, стало смешно. Иван Иванович поставил "неудовлетворительно" в экзаменационный лист, взял мою зачётку, открыл её на нужной странице - выражение его лица нужно было увидеть!.. Он не поверил своим глазам!.. Сглотнул, снова впился глазами в зачётку, перелистнул назад, посмотрел результаты зимней сессии - а там такие-же отметки... Снова сглотнул и каким-то вдруг осипшим голосом сказал:"Возьмите направление  и завтра утром приходите на пересдачу".

  Выхожу из аудитории. И тут я опешил - вся группа меня ждала!.. Спросили, в чём дело? Я рассказал - лица у всех выразили полное недоумение - я единственный получил "неуд"...

  Захожу в заочное отделение за направлением на пересдачу. Декан, относившийся ко мне очень даже хорошо, весьма помрачнел, и явно о чём-то задумался. С направлением на пересдачу захожу я утром в назначенную аудиторию, подхожу к столу, тяну билет, собираюсь сесть за какой-то стол для подготовки ответа, но Иван Иванович останавливает меня, и, ничего не спрашивая, ставит мне в зачётке тройку. Хоть я  и всю ночь готовился, спорить мне с ним не хотелось. Снова захожу к декану заочного отделения, протягиваю ему экзаменационный лист. Он уточнил, как прошёл опрос, понимающе кивнул, и на прощание пожелал мне всего наилучшего...

  В сентябре приезжаю в институт на последнюю сессию к началу преддипломной практики. Около доски объявлений толпятся студенты, что-то читают, смеются. Слышны возгласы: "Давно бы так! Так ему и надо!" Подхожу и я. Читаю - "Приказ об увольнении преподавателя Иванова Ивана Ивановича.  За систематическое принуждение студентов вечернего и заочного отделений к даче взяток за сдачу экзаменов по электротехнике преподавателя Иванова Ивана Ивановича уволить с работы. Подпись ректора и печать"...

 Захожу в заочное отделение, здороваюсь с секретаршей. Слышу вопрос:"Объявление читали?"  Киваю в ответ. Подзывает меня к себе и тихо говорит:"Это наш декан организовал, после вашей двойки. Он вас очень уважает за ваши знания и сильно тогда рассердился. Переговорил наедине со  старостами всех вечерних и заочных групп, выяснил, на каких условиях шла подготовка к экзаменам по электротехнике и сами экзамены, пошёл в ректорат и поставил вопрос ребром - или Иванова увольняют, или он предаёт это дело огласке"...

  По всей видимости, Иванову было мало переданных ему старостой денег, и он решил, что именно я его "озолочу"...