Девчонка из апрельских снов

Александр Щербаков 5
Летом этого года я поехал в командировку в один из северных городов, где был филиал  нашего концерна. Раньше, в советские времена туда можно было долететь без пересадок, а вот ныне только с посадкой в так называемом хабе, (прим. -  аэропорт, который используется авиакомпанией или альянсом авиакомпаний как пункт пересадки пассажиров и имеет высокий процент стыковочных рейсов).  Времени после посадки первого самолета и отлета второго было достаточно, но по техническим причинам вылет задержался на несколько часов, и когда мой самолет приземлился, тот, на котором я должен был лететь дальше, полчаса был в воздухе.  Следующий рейс был только через сутки.

Так как в моем опоздании на рейс была виновата авиакомпания, проблем с переоформлением билета на следующий день, а также с заселением в гостиницу аэропорта,  не возникло. Но гостиница скорее напоминала общежитие, и я загрустил. Где провести почти 20 часов свободного времени в незнакомом городе?

И тут я вспомнил, как почти 20 лет назад на встрече одноклассников один из них, Коля Головин, дал мне свой адрес именно в этом городе.  В ту пору мобильная связь только начиналась, поэтому он оставил мне свой домашний адрес, а телефона дома у него не было.  Я достал из своего кейса записную книжку, которая в поездках была у меня вроде второго паспорта, и стал искать страничку на букву Г.  Так, вот адрес Николая, но живет он там и есть ли сейчас дома, узнать было невозможно, но я решил ехать. Если не будет дома, хоть какое-то время потрачу на эту поездку, все меньше часов  скучать останется.

Но Николай оказался дома. Он обрадовался, увидев меня, пригласил в квартиру. Вышла из спальни его жена Эмма, нарядно одетая. Да и сам Николай выглядел, как новый пятак – наглаженные брюки, накрахмаленная сорочка. Явно собирались в гости. Я решил откланяться:
- Коля, я вижу, вы куда-то собрались в гости? Ты извини, если я не вовремя. Я пойду.
- Верно, пойдешь, но только с нами.  Понимаешь, сегодня традиционный праздник у моего шефа,  он его проводит больше 50 лет. День встречи с его женой, в которую до сих пор влюблен.  Это не юбилей свадьбы, свадьба была в другой год и день. Собираются наша кафедра и друзья семьи, в очень неформальной обстановке. Новому гостю он всегда рад, так как появляется повод вспомнить еще раз, как они с его Светланой познакомились.  Так что ты будешь желанным гостей, особенно если удивленно спросишь, что за повод для застолья.  Мы поедем к нему на дачу, и твоя форма одежды как раз. Это мне, доценту кафедры, надо быть при параде. Я на таких застольях тамада.

После таких слов отказаться от поездки было невозможно. Да и зачем? Мне самому уже захотелось увидеть человека, который на протяжении стольких лет отмечает даже на свадьбу, а день знакомства со своей женой.  Такого я еще не встречал.  Да и поужинаю в хорошей компании, отдохну от московской суеты, успею и поговорить с Николаем. Пока мы ехали на его машине на дачу, я узнал, что он успешно защитил кандидатскую диссертацию, сейчас работает над докторской. На хорошем счету у заведующего кафедрой, классного мужика и хлебосольного  хозяина, в чем я могу убедиться довольно скоро.

Действительно, характеристика, которую дал Коля своему заведующему кафедрой, оправдалась полностью.  Весьма молодо выглядевший, несмотря на седину, профессор обрадовался, когда Николай представил меня своему шефу, и сразу повел показывать свое хозяйство.  На большом участке леса, где был поставлен просторный деревянный дом с мансардой, в одном месте росли высокие сосны, под которыми, как обычно бывает в хвойных лесах, не было подлеска,  и было прохладно.  Небольшой участок был засажен фруктовыми деревьями, и на веточках висели еще зеленые яблочки и сливы.  Во многих местах были поставлены скамейки, так что во время прогулки всегда можно было посидеть и отдохнуть. Но особой гордостью хозяина была зона отдыха, где было все – большая веранда,  такой же большой стол на ней, удобные скамейки со спинками, рядом  коптильня и большой  мангал под крышкой, купленный, как сказал хозяин, за большие деньги, но он того стоил.

Мы приехали в числе первых, и постепенно мне удалось познакомиться со всеми гостями профессора и его жены, очень миловидной и хрупкой женщины, сохранившей, несмотря на возраст, былую красоту.  От Николая я узнал, что супругам уже за 70 лет, но на вид я бы  не дал им больше 50-ти.

Наконец, все приглашенные приехали и разместились за  столом  на веранде.  Более молодые сотрудники кафедры уже приготовили шашлыки, а их жены под приглядом хозяйки накрыли на стол, нарезали салаты,  другие закуски.  На столе стояли запотевшие бутылки с различными напитками, и алкогольными, и всевозможными морсами и соками. Николай приступил к исполнению своих обязанностей тамады, и под его грозным окриком все сидевшие за столом притихли.

Николай начал свою речь:
- Уважаемые хозяева Станислав Алексеевич и Светлана Васильевна! Не менее уважаемые гости! Сегодня мы собрались по поводу, который всем нам хорошо известен.  Я подсчитал, что это для большинства из нас тридцать шестая встреча. Но есть и более молодые и менее опытные товарищи, которые отмечают этот знаменательный день в жизни нашего любимого шефа и его супруги намного реже. Но среди нас есть человек,  который вообще не знает, по какому поводу мы собрались, он попал сюда случайно, и я думаю, что для него будет поучительно услышать, что за события, которые случились много лет назад,  привели к появлению еще одного праздника в нашем коллективе.  Как, дорогой Михаил, - обращаясь ко мне по имени, спросил Николай, - ты готов послушать  эту поучительную историю?
Один из виновников торжества, профессор Станислав Алексеевич,  запротестовал:
- Ну,  зачем еще раз рассказывать? Все уже знают, - хотя по его виду я понял, что он был не прочь вспомнить молодость.  И я решил доставить ему такое удовольствие, поэтому попросил:
- Уважаемый Станислав Алексеевич, я очень прошу, расскажите для меня. А остальные тоже послушают, тем более что перед этим я предлагаю немного выпить и начать есть так вкусно пахнущие шашлыки.

Все оживились, бокалы и рюмки были наполнены водкой, коньяком, виски, вином, всем, кому что нравилось. Первые куски хорошо приготовленного мяса стали исчезать во рту гостей. И когда голод и желудочный сок уже были разбавлены жидкостью, мясом и овощами, я попросил еще раз:
- Станислав Алексеевич, я слушаю. Уважьте неожиданного гостя.
Профессор откинулся на спинку скамейки и начал свой рассказ:
- Ну, слушайте, Михаил.  Я приехал поступать в институт из далекого поселка после окончания школы.  Днем занимался, готовился к экзаменам, а по вечерам с парнями из комнаты в общежитии ходил на танцы. Это сейчас называют дискотеками, а тогда были просто танцы в парке культуры и отдыха.  Играл вокально-инструментальный оркестр и два солиста, он и она, пели песни из репертуара популярных в те годы певцов Иосифа Кобзона, Майи Кристалинской и других.  В то лето была популярна песенка, её бы сейчас назвали шлягером,  которая начиналась словами – «Смешная челка, половина неба в глазах, идет девчонка, с песней на устах». Каждый вечер она исполнялась по несколько раз.  Не знаю, в этом ли причина, или какая-то другая, но ночью мне приснилась девочка, моя сверстница, которая носила челку, имела большие глаза, и шла мне навстречу, напевая что-то.  Вот такой сон мне приснился.

И тут раздался голос супруги:
- Стасик, погоди дальше рассказывать. Я вначале расскажу свою часть этой истории.  А я, Миша, - обращаясь ко мне, продолжила женщина, -  жила в этом городе с родителями, и собиралась поступать в тот же институт, что и Стас.  Конечно, мне тоже хотелось ходить на танцы, но родители строго-настрого запретили мне это делать. Танцы – только в субботу и воскресенье. Отец мне все приводил слова из басни Крылова «Стрекоза и муравей». Помните?
- Конечно, помню! По крайней мере, такие… «Ах, ты пела, это дело. Так пойди же, попляши», - с усмешкой вспомнил я строку из басни Крылова.

Светлана Васильевна продолжила:
-Вот, вот… У меня была своя спальня, где я занималась. Вечерами я закрывалась в ней, ставила пластинки,   и негромко слушала их. Вы молодые, не знаете, какая популярность была в те годы у Кобзона, Кристалинской, Магомаева, Татляна. Их пластинки невозможно  было купить. Мне повезло, я купила большую грампластинку на 78 оборотов в минуту с песнями Кобзона. На одной стороне была «А у нас во дворе», а на обороте «Идет девчонка», на стихи Пашковской. Эта песня мне очень нравилась, потому что я тогда носила челку, подражала еще одной популярной певице, Веронике Кругловой, которая стала женой Кобзона.  И каждый вечер я среди других пластинок обязательно слушала эту.  И однажды ночью мне сниться, как я поднимаюсь по ступенькам в институт, и какой-то парень мне говорит: «Здравствуйте, я вас во сне видел. Давайте познакомимся». Парень высокий, стройный,  черноволосый, мне понравился.  Сон был под утро, я его хорошо запомнила.  Подумала: «Наверно, это мой суженый». День был солнечный, настроение у меня хорошее. Пошла на подготовительные занятия в институт, улыбаюсь, ветер челку развевает, а я что-то напеваю.  Начала подниматься по ступенькам…

- Светочка, я дальше расскажу, - перебил супругу Станислав Алексеевич, и сам стал говорить, любовно глядя на свою ненаглядную женушку:
- Пошел и я на занятия в институт. Уже было известно расписание вступительных экзаменов, мне через 4 дня сдавать первый, решил послушать умных людей.  Подхожу к подъезду, и вижу, идет девчонка из моего сна. С челкой, с огромными глазами, что-то напевает и не обращает ни на кого внимания.  И как только она начала подниматься, я к ней:
-  Здравствуйте, девушка. Я вас во сне видел.
Она поворачивает голову и отвечает:
- Ой, а я вас видела..

Мужа перебивает Светлана Васильевна:
- Нет, не совсем так было. Я услышала слова из своего сна, удивилась, поворачиваюсь, а там он… тот, из моего сна – высокий, стройный, черноволосый. Мой суженый…  Я ему говорю: «Странно, и я вас видела». А он мне и говорит: «Это судьба». И протягивает руку: «Стас. А как тебя зовут?»

Снова продолжил повествование муж:
- С тех пор мы не расставались. Только вступительные экзамены в разные дни сдавали. А когда нас распределили в разные группы, я ходил в деканат, чтобы мы в одной группе учились.  И потом всю жизнь вместе. На рыбалку, в лес, в горы, на море – везде. Я писал диссертации и научные работы, Светочка печатала, исправляла ошибки, опечатки.  Она лучше меня мои печатные работы знает. С большим трудом уговорил её саму  написать и защитить кандидатскую диссертацию.  Но в этом случае я ей помогал. Не печатать, конечно, писать.  А поженились мы только через три года, когда родители и её, и мои, дали согласие. Но до свадьбы мы никаких вольностей не позволили, такое уж воспитание у обоих.  Вот когда прошло 15 лет после нашего знакомства, первый раз отметили этот день – 28 июля. И потом каждый год встречались с друзьями, коллегами, сослуживцами. Когда эту дачу строили, я думал, как лучше сделать, чтобы в этот день всех на наш семейный праздник собирать.  Получилось.

Выслушав этот рассказ, я спросил:
- А у вас нет этой песни в записи? Я никогда не слышал.
Светлана Васильевна расплылась в улыбке:
- Конечно, есть. У нас даже та самая пластинка с записью Кобзона есть, висит на стенке на первом этаже дачи, я вам потом покажу. А запись есть на магнитофоне. Сейчас включу.

Она встала, подошла к столику в углу веранды, и нажала кнопку. По участку полилась мелодия, и знакомый голос Иосифа Кобзона запел:

Смешная челка, половина неба в глазах,
Идет девчонка, с песней на устах.
Каблучки по асфальту стучат, на девчонку ребята глядят,
А девчонка идет, напевая песенку свою.
А девчонка идет, напевая песенку свою.

Постой девчонка, от чего ты прячешь глаза,
Два слова только я хочу сказать.
Это ты и в мечтах и во сне столько раз приходила ко мне,
Но сегодня впервые тебя я вижу наяву.
Но сегодня впервые тебя я вижу наяву.

Смешная челка, сини очи светят весной.
Идет девчонка из апрельских снов.
Вдоль по улице просто идет и не видит, не знает народ,
Что навстречу мне счастье шагает с песенкой своей.
Что навстречу мне счастье шагает с песенкой своей.

И после музыкального проигрыша снова:

Вдоль по улице просто идет и не видит, не знает народ,
Что навстречу мне счастье шагает с песенкой своей.
Вдоль по улице просто идет и не видит, не знает народ,
Что навстречу мне счастье шагает с песенкой своей.

Я смотрел на этих двух пожилых людей, пронесших через всю свою жизнь любовь друг к другу, и думал: «Что это, как не свидетельство справедливости народной мудрости о том, что настоящие браки случаются на небесах.  Кто, как не Господь, соединил их, и перед этим дал знак,  что они – две половинки одного целого.  И их поступками после этого руководила рука божья.  Вот и прожили люди счастливо много лет, и еще будут жить,  и радовать друг друга. Поэтому и выглядят намного младше своего биологического возраста.

Прекрасно отдохнув и сытно поужинав, мы распрощались с гостеприимными хозяевами, и Коля отвез меня в аэропорт, по пути подбросив жену к дому. Мы посидели с ним в кафе аэропорта, поболтали о прожитой жизни.  Прощаюсь, я поблагодарил его за уделенное мне время, но особенно за то, что он взял меня с собой к своему шефу и его жене, удивительным людям,  которые пронесли через всю жизнь любовь и уважение друг к другу.  Как часто у многих людей это не получается. Почему? Брак не на небесах совершился? У меня только такое объяснение.