Три коротких истории о передовом советском сервисе

Мишаня Дундило
1.
Начну с истории моего переезда из питерской коммуналки, где я жил в маленькой комнатке "до подхода", в свежекупленную однокомнатную кооперативную квартиру в Купчино.

Барахлишка у меня, злостного алиментщика и хронического должника, было не так много: двухтумбовый рабочий стол, набитый книгами шкафчик со стеклянными полками, приемник "Ригонда-Моно" и несколько коробок с книгами, университетскими конспектами, инструментами и всяким там личным тряпьем.  Была еще штанга с четырьмя блинами — в полностью собранном виде тяжеленькая, под сто кг.  Надрывая память, вспоминаю, что был еще здоровенный транспортный мешок с веревками, палаткой и альпинистским "железом".

А на дворе стоял мой мотоцикл "Ява-350".  Большую часть барахла можно было бы перевезти на нем.  Но стол, шкафчик, штангу — пардон.  Неизбежно надо было заказывать грузовую машину.

Пыхтя, перетаскал все свое имущество на улицу и жду.   Появляется заказанный мною грузовик.  Водила, по виду слегка поддатый, улыбается мне кривым желтым зубом и делает недвусмысленный жест рукой: плати, мол.

Я слегка окосел от удивления и показываю ему квитанцию — все уже оплачено, сэр.  Мужик перестает улыбаться и требует деньги, продолжая демонстрировать недвусмысленный жест.  Ох, достал! Отвечаю ему тоже жестом (см. прилагаемую картинку).

По условиям контракта мужик должен был помогать мне в погрузке.  Но он сидел в сторонке и курил, периодически бросая в мою сторону злобные взгляды.  Пришлось мне стол, шкафчик, штангу и прочее тяжелое барахло впихивать в кузов одному.  Без трапа: водила не удосужился спустить трап, сославшись на то, что он сломан.

Когда шмотки были погружены, мужик мне и говорит: — "Не заплатил — вот поглядишь, что от твоего шмотья останеться, когда приедем на место". (Орфография сохранена).

Я следовал за машиной на мотоцикле.  Водила не упускал ни малейшей возможности въехать в выбоину, наскочить на бровку, затормозить как при неминуемой аварии.  Даже сквозь треск своего мотора я слышал, как грохал и гремел груз в фургоне.  Газ-51 — дубовый аппарат, его так просто не разобьешь, хотя водила очень и старался искурочить его заодно с моими шмутками.

Даааааааааа, картина была весьма печальна, когда мы добрались до моего нового жилья в Купчино.  Закрепленная капроновым шнуром штанга оторвалась (это надо ж!) и, катаясь по кузову, сокрушила почти все, на что натыкалась.  Конечно, я сглупил, понадеявшись на шнур — не выдержало крепежное ухо, к которому я примотал штангу в собранном виде.  Надо было штангу разобрать.  Стол и книжный шкафчик были раздолбаны вдребезги, от стеклянных полочек, заботливо упакованных мною в мягкую тряпку, осталась одна труха. 

2.
В конторе, где я трудился "МНС-ом без степени", для обеспечения работы квантометров требовался аргон.  Баллон аргона весил порядка ста килограммов и поэтому был не шибко транспортабелен вручную, даже на специальной тележке.  Традиционно для перевозки аргоновых баллонов использовался грузовой автомобиль, управлял которым веселый и вечно пьяный водила Колян.  Знаменит Колян был тем, что без проблем употреблял "из горлА" поллитровку, просто заливая содержимое ее в желудок без малейшего намека на глотательные движения.

Пришлось как-то раз перевезти баллон аргона из "научной" части конторы в "проектную", это порядка двух километров.  Я к Коляну.  — "А бутылка?" — вопрошает.  Я, ничего не понимая, мотаю башкой. — "Бутылка где????" — почти угрожающе переспрашивает Колян.

Я был не в курсе, что руководство института должно было предоставить Коляну за работу, кроме зарплаты, еще какую-то бутылку.  Я не догадывался, что предоставление Коляну бутылки — это прямая обязанность не конторы, а лица, сопровождающего груз. И утверждено это правило было не руководством института, а самим Коляном.

И поэтому, ибо производственная необходимость была превыше всего, я проигнорировал требование Коляна, погрузил баллон на тележку и, надрываясь, доставил его в проектную часть вручную.  Потратил три часа вместо ожидаемых десяти минут.  С ужасом вспоминаю, как баллон у меня дважды падал при переходе улиц, как колеса тележки утопали в весенней грязи при пересечении парка.

3.
Помню, как еще раз выпала мне роль сопроводителя грузов.  Груз — геофизическая аппаратура в восьми ящиках, которую надо было доставить из Питера в Алма-Ату, где располагалась организация-заказчик КазВИРГ (Казахский филиал Всесоюзного института разведочной геофизики).  Общий вес поклажи — порядка полутонны.  Расстояние от аэропорта до института — около двадцати километров.

Прилетели, выгрузили ящики прям на летном поле.  За грузом должны были приехать водители Умрюхин и Околелов.

Приезжают на двух машинах, улыбаются прокуренными кривыми зубами, помогают мне погрузить ящики.  Но лишь покинули территорию аэропорта, один из них (то ли Умрюхин, то ли Околелов) мне и говорит:

— С тебя, чувак, за доставку барахла сто рублей.

— Сто рублей?!  Так это ж не личное мое барахло.

— Ничего не знаем.  Плати, или мы уехали.

Заявляю: сто рублей — это почти вся моя месячная зарплата "МНС-а без степени".  И с какой стати я должен платить за перевозку государственного груза из собственного кармана? A??  А????

Мужикам мой аргумент не понравился.  Они выгрузили ящики на обочину.  Я им не помогал, ибо никак не мог врубиться в возникшую ситуацию.

Переночевал прям на обочине дороги возле ящиков, благо ночью было не холодно.  А потом давай волоком тащить груз вдоль дороги, благо при мне была прочная и удобная капроновая лента.  Вес транспортируемых ящиков — от шестидесяти до семидесяти килограммов.  Возвращался и подцеплял новую порцию груза.

За сутки я перетащил ящики на пять километров.  За следующие сутки — еще на пять.  На третьи сутки у одного ящика оторвалось дно. Окончательно вымотавшись без жратвы, воды и нормального сна, я бросил груз на дороге и рванул бегом в КазВИРГ, чтобы сообщить о нештатной ситуации.

Слава Богу, сигнал мой был принят, ибо руководство КазВИРГа с нетерпением ожидало прибытия аппаратуры.  Слава Богу, брошенный мною на дороге груз не был разворован.  Ящики были доставлены к месту назначения уж не знаю каким образом.  А мне пришлось провести неделю в больнице для восстановления здоровья.