Начало распада

Василий Мишаков
 
Хроники распада украинской государственности
(2014-2021)

1.Утрата суверенитета

Накануне,  22 декабря 2013 года оппозиция на 200-тысячном народном вече огласила о  создании народного объединения «Майдан». Среди лидеров объединения: Порошенко, Яценюк, Кличко, Тягнибок, Турчинов, Ярош и другие…

21 февраля 2014 года  – лидеры оппозиции подписали с Виктором Януковичем Соглашение об урегулировании политического кризиса на Украине. На тот момент, и в той ситуации для государства Украины это был последний и единственный шанс сохранить всё, как было раньше. А раньше было Беловежское соглашение, был 1991 год, всеукраинский референдум о провозглашении независимости и первые в истории украинской государственности выборы президента Украины. Раньше в составе Украины были Крым и Донбасс, и не было Иловайского и Дебальцевского "котлов"....
И вот, спустя  23 года незалежности, Украина оказалась на грани утраты суверенитета и территориальной целостности. Осознавала ли тогда протестующая оппозиция эту опасность? Нет, конечно. Об этом тогда  никто и подумать не мог. Революционный подъём и романтика народного протеста вскружила протестующим головы. Но шанс не довести до развала страну у протестующих всё ещё оставался.   

В соответствии с достигнутым Соглашением от 21 февраля, в течение 48 часов с момента его подписания на Украине должна была возобновить действие Конституция в редакции 2004 года и сформировано новое коалиционное правительство; до сентября 2014 года предписывалось провести конституционную реформу; до декабря - внеочередные президентские выборы; вслед за этим планировалось принять новое избирательное законодательство; а также провести расследование случаев насилия на Майдане.
То есть, уже утром 23 февраля Украина могла превратиться из президентской в Парламентскую Республику, а Верховная Рада не нарушая  Конституции, без объявления АТО могла бы просто назначить дату выборов нового Президента Украины. После чего народ Украины - целой и неделимой - выбрал бы достойного на его взгляд  президента.      
Для пущей важности это Соглашение даже было заверено главами МИД Польши,Германии и представителем МИД Франции, что для суверенного и независимого государства, коим Украина себя провозгласила ещё 1992 году, было совсем необязательно. 

Подписав Соглашение и отдав необходимые распоряжения силовым структурам, в тот же вечер Янукович вылетел в Харьков. Там на 11.00 утра у него было запланировано выступление на съезде «Партии регионов».

НО! Несмотря на уже подписанное Соглашение, отряды самообороны Майдана решили сделать всё по-своему. Сорвав мирный план политических преобразований, они тем самым сами того не ведая, в корне изменили будущее своего государства. Бойцы "Правого сектора" ворвались в здание Верховной Рады и Администрации президента. Янукович, по  условиям всё того же Соглашения, накануне вылета убрал милицию и ОМОН, защищавших здания Рады и Администрации президента. Оппозиция, напротив,  свою часть Соглашения (отказ от продолжения протестов и захвата зданий) решила не выполнять и, вопреки всем договорённостям, беспрепятственно захватила весь правительственный квартал в Киеве. Западные подписанты, гарантирующие точность и порядок исполнения Соглашения, действиям оппозиции не препятствовали и фактически стали прямыми участниками государственного переворота.   

Тем же вечером  на Майдане состоялось очередное вече, на котором  Владимир Парасюк объявил о том, что протестующие не станут терпеть Януковича в роли президента до декабря 2014 года. Сотник от имени Майдана объявил Януковичу ультиматум: либо президент объявляет до утра о своей отставке, либо отряды самообороны  штурмуют Раду и захватывают власть.

Утром 22 февраля Верховная Рада не дожидаясь истечения 48-ми часов (как было указано в Соглашении) приняла действие Конституции 2004 года и 328 голосами проголосовала за ультиматум сотника (!), т.е. лишила Януковича должности президента. Мало того, что по Конституции у неё на  это не было никаких полномочий, так ещё и само отстранение было сделано с откровенно лживой по содержанию формулировкой: «в связи с его самоустранением от выполнения своих обязанностей». Хотя обязанностями Президента на тот момент являлось исполнение условий заключенного с оппозицией Соглашения, которые Януковичем  были выполнены полностью. Чего нельзя было сказать о действиях оппозиции. Таким образом, самозванцами или как они себя называли - революционерами майдана - при прямом содействии им Верховной Рады, на Украине была низвергнута законная верховная власть и страна в одночасье лишилась легитимности государственных органов управления и своего государственного суверенитета.

В тот же день Янукович, находясь в Харькове, записал телеобращение, в котором назвал события 18-20 февраля государственным переворотом, сравнив их с приходом к власти нацистов в Германии, назвал депутатов, покинувших Партию регионов, "изменниками" и заявил о нелегитимности принятых Радой решений. Однако слов президента уже никто не слышал и на его призывы никто не откликался.   

Вместо этого новой (незаконной) властью было назначено временное руководство государством. Верховная  Рада  назначает новым  Спикером Верховной Рады и одновременно  и. о.  Президента Украины (несуществующая должность в рамках  Конституции Украины)  Александра Турчинова. Таким образом на Украине складывается  ситуация двоевластия. Впрочем, продержится оно всего лишь сутки.

23 февраля.
Янукович из Харькова прибывает в Крым.  Позднее Турчинов (в интервью украинским СМИ в 2015 году) сообщил, что для задержания Януковича им в Крым были посланы 10 спецназовцев во главе с Министром внутренних дел Аваковым и главой СБУ Наливайченко. Но они смогли лишь подтвердить, что Янукович находится в Севастополе на территории российской военной базы. Оттуда 24 февраля в целях собственной безопасности, Янукович покидает Украину.  И фактически с этого момента государство Украина  начинает  отсчёт времени утраты легитимности своего суверенитета и территориальной целостности. Далее сторонники Евромайдана и новая власть лишь только ускоряли запущенные ими 21 февраля процессы распада украинской государственности.
Ещё до свержения Януковича, в самом начале Евромайдана всем гражданам казалось, что народ Украины един в своём стремлении избавить страну от  несправедливости, коррупции и препятствующего вступлению Украины в ЕС Януковича. Но отношение к Майдану большинства людей  стремительно менялось с отношением майдана ко всему русскому на Украине. Вопросы коррупции и экономики новую власть интересовали в меньшей степени, чем вопросы русского языка и истории. Дальнейшие действия радикалов-националистов, принимавших участие в Евромайдане  привели к тому, что существенная часть граждан Украины стала воспринимать деятельность Евромайдана уже как личную угрозу себе. Неприятие идей Майдана особенно проявилось в  русскоязычных областях Юго-Востока Украины и Крыму. Почему так произошло? Ведь  еще в ноябре поддержка В. Януковича даже в таких областях, как Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Херсонская, Одесская была крайне низкой, а в Автономной Республике Крым и Севастополе составляла всего 21% и 28% соответственно.  Так почему же не случилось единодушного принятия всеми гражданами новой власти на Украине? Откуда взялись Донецкие и Луганские ополченцы и почему восстал Крым?
 
Причиной этому стало то, что активисты Евромайдана (бойцы Правого сектора) начали нагло и бесцеремонно вмешиваться всюду, где только было возможно и, даже в деятельность Верховной Рады Украины. Членов нового правительства начали выбирать люди с улицы (толпой на Майдане), а уже потом в Раде их лишь формально утверждали. Так проходило "юридическое" формирование  правительства  А. Яценюка. Кроме того "активистами" Майдана, а по сути бандитами, повсеместно и безнаказанно совершались акты прямого физического насилия в отношении депутатов от Партии Регионов (ПР) и Коммунистической Партии Украины (КПУ). Так, в частности, 22 февраля нападению активистов подверглись депутаты Партии Регионов Нестор Шуфрич, Виталий Грушевский, Ян Табачник. По заявлению депутата  Олега Царева, 22 февраля у ряда депутатов от ПР и КПУ были силой отобраны депутатские карточки; при помощи этих карточек активисты Майдана в тот день голосовали в своих интересах за принимаемые Верховной Радой решения. 23 февраля непосредственно в здании Верховной Рады депутатами от ВО "Свобода" был избит депутат Александр Доний, чье голосование не удовлетворило сторонников Майдана. Многие депутаты от ПР и КПУ получали телефонные звонки с угрозами в адрес своих родных. Также известны случаи, когда в квартиры депутатов от ПР и КПУ врывались активисты Майдана,  угрожая расправой членам семей депутатов. Приведенный перечень фактов насилия в отношении депутатов Верховной Рады далеко не полон. Все они, конечно же, возмутили многих граждан на Украине. Такой ход событий никак не мог их устроить  и оставить равнодушными. Более того, подобными действиями активистов Евромайдан начинал уже отталкивать от себя всё большее и большее количество законопослушных граждан, которые начали ставить под сомнение не только легитимность власти самих революционеров, но так же легитимность и законность всех последующих после свержения Януковича решений действующей Верховной Рады, принятых ею в период с 22 по 27 февраля.

Между тем, пришедшая незаконно к власти оппозиция лишь успешно делила министерские портфели. А вот прекратить дальнейшие  беззакония и насилие, охватившие гражданское общество, увы,  не смогла, или не собиралась.  И даже наоборот, именно своими первыми законами, а именно: демонстративно отменив закон о статусе русского языка, как регионального, новая власть сразу же настроила против себя значительную часть русскоязычного населения южных и юго-восточных областей Украины и Крыма.

2.Утрата территорий

В первые же дни после захвата правительственного квартала в Киеве и унижений сотрудников подразделения ОМОНа «Беркут», крымские сторонники Евромайдана предприняли силовую попытку утвердить новую власть в Крыму.   

23 февраля в Симферополе был организован совместный митинг активистов Евромайдана и сторонников Меджлиса крымско-татарского народа, на котором председатель Меджлиса Р. Чубаров объявил о том, что крымским властям дается 10 дней на роспуск Верховной Рады Автономной республики Крым (АРК) и уничтожение памятника Ленину в центре Симферополя.
Организованный сторонниками Евромайдана митинг в Симферополе произошел как раз тогда, когда в Крым возвращались ездившие в Киев митинговать в поддержку президента Януковича противники Евромайдана. Несколько сотен крымчан выехали на автобусах из Киева вечером 20 февраля, однако, ночью 21-го были остановлены у города Корсунь-Шевченковский сторонниками Евромайдана. Автобусы крымчан были сожжены, сами они подверглись избиениям и издевательствам, несколько человек были искалечены, а несколько пропали без вести, по всей видимости, были убиты. Вернувшиеся домой пострадавшие рассказывали  о случившемся  своим родным и знакомым. И всё это  отнюдь не добавляло Евромайдану сторонников в Крыму.

24 февраля ситуацию усугубило публичное заявление активиста праворадикальной организации «Патриот Украины» Игоря Мосийчука, обещавшего организовать из радикальных боевиков «поезд дружбы» для наказания не согласных с новой властью  крымчан. Тогда более двух сотен добровольцев крымчан пришли на платформу, чтобы «достойно» встретить евро-активистов. Но встреча не состоялась. Активисты попросту струсили. Однако на  следующий день  местными активистами Евромайдана в Крыму началось уничтожение памятников Ленину, вызвавшее возмущение местного населения.

26 февраля у здания Верховной Рады АРК произошли массовые столкновения противников новой власти с меджлисовскими активистами, пытавшимися прорваться в здание Верховной Рады. В результате этих столкновений погибло два  человека. Однако низложить власть ВРК активистам не удалось.
Кризис украинской власти в феврале 2014 года привел Крым к необходимости определить свою дальнейшую судьбу. Принятие новой власти на Украине означало бы для крымчан разрыв исторических, культурных и социальных связей полуострова с Россией. Тем более, что совершившие переворот в Киеве силы недвусмысленно дали понять, чего следует ожидать русским на Украине, в том числе и проживающим в Крыму.

В этих условиях 27 февраля решением Верховной Рады АРК лидер партии «Русское единство» Сергей Аксёнов был единогласно назначен на пост председателя правительства автономии. Также было объявлено о проведении референдума о статусе крымской автономии и расширении её полномочий, запланированного на 25 мая 2014 г. Созданные из местных жителей «отряды самообороны» взяли под свою охрану все государственные учреждения и создали блок-посты на въезде на полуостров, а дислоцировавшиеся в Крыму подразделения российских войск блокировали все расположенные на полуострове военные части Вооруженных Сил Украины, с целью предотвращения их возможного препятствования свободному волеизъявлению граждан.

1 марта С. Аксёнов переподчинил себе все силовые структуры республики и официально обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой «об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории АРК». В тот же день власти Крыма перенесли дату референдума и назначили новым днём голосования  30 марта 2014 года. Еще через несколько дней было объявлено об изменении формулировки вопроса референдума и переносе даты голосования на 16 марта. На референдум выносилось два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» Таким образом, власти Крыма предложили гражданам альтернативу:  либо Крым  останется в составе Украины, либо получает шанс войти  в состав России. Справедливости ради, следует сказать, что для граждан Крыма  этот шаг был большим риском для судеб и жизни каждого из них. Ведь ни Указа Президента России о вхождении Крыма с состав России, ни ратификации его в Совете Федерации России ещё не было. И, наверное, любой из них уже отчётливо осознавал, что сделают с ним власти Евромайдана  в случае провала  референдума.
8 марта группа участников антифашистского митинга в Харькове была избита вооруженными бейсбольными битами и травматическим оружием боевиками "Правого сектора". История жестоких расправ с протестующими получила продолжение 14 марта, когда в центре Харькове боевики "Правого сектора" напали на активистов анти майдановской организации "Самооборона Харькова", обстреляв их из движущейся машины. В ответ представители "самообороны" попытались взять штурмом офис входящей в состав "Правого сектора" организации "Патриот Украины". Боевики "Правого сектора" безнаказанно использовали против "самообороны" огнестрельное оружие и свето-шумовые гранаты; в результате  было убито двое и ранено пять человек, в том числе сотрудники милиции.
16 марта референдум в Крыму всё-таки состоялся. По его результатам 96,77% голосовавших высказалось за «воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации». Свой вклад в такой исход референдума внес также и трудно скрываемый страх населения Крыма перед Евромайданом, а также угрозы и попытки праворадикальных украинских активистов организовать кровавые провокации на территории республики. На всё это в разговорах с журналистами указывали как простые жители Симферополя, так и представители парламента Крыма. Замечу, что всё эти политические события в Крыму происходили в период отсутствия на Украине законной и легитимной власти. Президент и Конституция Украины были низвергнуты. Власть Украины была в руках небольшой кучки самозванцев-майдановцев, которые сами для себя назначили  и.о. президента и объявили о его легитимности. Крымская Республика, напротив, как субъект международного права, своего суверенитета не утрачивала. Республиканские органы власти в Крыму никто не свергал и Конституцию Республики не нарушал. Власти Крыма действовать строго в рамках своего республиканского законодательства.

18 марта 2014 года  в Кремле был подписан Договор о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым, вскоре ратифицированный обеими палатами российского парламента.  Так, впервые в новейшей истории Украины был зафиксирован факт утраты ею части своей территории. У новой власти ещё оставался шанс остановить многочисленные протестные акции, охватившие юго-восточные регионы путём прямого диалога с главами  местных администраций, внесением изменений в Конституцию о децентрализации власти и передачи регионам больших полномочий для местного самоуправления. Но вместо этого для руководства регионами, которые противились новым неконституционным указам и.о. президента, новые власти назначили туда своих представителей. Это породило ситуацию двоевластия на местах и только ещё больше ожесточило местное население. От саботажа и открытого неповиновения указаниям новой администрации  протестующие начали переходить к использованию в своей борьбе тех же методов, какие ранее применяли против них сторонники Майдана: захвату зданий государственных учреждений, угрозам в адрес ставленников новой власти, а в ряде случаев дело доходило и до физического насилия.   Массовые столкновения, захваты и штурмы государственных учреждений происходили  в Луганске, Донецке Харькове и Одессе. Анти майдановские протесты на юго-востоке Украины приобрели повсеместный и массовый характер; об этом свидетельствовали  официальные данные.

3 апреля 2014 года управление МВД по Донецкой области зафиксировало за период март-апрель 2014 года около 200 акций протеста, в которых приняли участие более 130 тысяч человек. Массовые анти майдановские митинги проходили также в  Харьковской и Днепропетровской областях.
Новое Киевское правительство не пожелало вести диалог с протестующими и сделало ставку на силовые методы, включая аресты лидеров протестов с использованием националистических добровольных формирований «самообороны Майдана» и «Правого сектора» для запугивания противников майдана. Действия промайдановских боевиков лишь обострили ситуацию в регионах  и привели к ещё большему противостоянию.


Отсутствие защиты  со стороны правоохранительных органов, а во многих случаях их откровенное попустительство и саботаж  вынудило протестующих  в Луганской и Донецкой областях защищаться самостоятельно. В результате захвата оружейных комнат в ряде зданий СБУ и МВД противники нового киевского правительства получили в руки значительное количество огнестрельного оружия и приступили к созданию вооруженных подразделений самообороны и ополчения. 7 апреля в здании Донецкой ОГА прошло заседание т.н. «Народного Совета Донбасса», где была провозглашена декларация о суверенитете «Донецкой Народной Республики».
Социологическое исследование, проведенное Киевским международным институтом социологии в первой половине апреля 2014 г., показало, что более 70% населения Донецкой и Луганской области считало нелегитимным киевское правительство. Наиболее же популярными ответами на вопрос «Какие конкретные шаги Вы ожидаете от центральной власти для сохранения единства страны?» были:
- разоружение и роспуск незаконных радикальных формирований (46,5% в Донецкой и 33,5% в Луганской области);
- обозначение четкой перспективы экономики Юго-востока, поддержка предприятий региона (24,8% в Донецкой и 36% в Луганской области);
- восстановление экономического и политического диалога с Россией (29,7% в Донецкой и 28,5% в Луганской области);
- отмежевание власти от националистической и радикальной риторики (21,5% в Донецкой и 22,1% в Луганской области) .
Однако,   Киевская власть предпочла попыткам достижения компромисса с протестующими   проведение против них «антитеррористической операции» (АТО) на Юго-Востоке Украины с применением армейских подразделений и авиации. Протесты недовольных майданной  властью объявлялись  целенаправленно разжигаемым Россией «сепаратизмом», а протестующих против действий новой власти - приезжими россиянами, которые занимаются на территории Украины диверсионной деятельностью. Такая непримиримость позиции новой власти сделала невозможным достижение какого-либо политического компромисса с протестующими Донбасса.
Попытки международного сообщества повлиять на деэскалацию конфликта оказались безуспешны.
14 апреля 2014 года был опубликован указ и.о. президента Украины о начале т.н. АТО (Анти Террористической Операции): «Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. „О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины“». Контроль за выполнением указа возлагался на секретаря СНБО Украины Парубия. При принятии законов и постановлений Верховная рада так и не смогла определиться с тем, кто же является на Украине «террористами», против которых началась т.н. антитеррористическая операция. Хотя, прежде всего противозаконной и неконституционной являлась сама должность «и.о. президента», которую занимал Турчинов, издавший свой указ об АТО. Противозаконным было и всё руководство т.н. АТО со стороны секретаря СНБОУ. Антиконституционным было применение ВСУ против населения собственной страны. Противозаконным было формирование т.н. добробатов. Их стали формировать из майданных сотен и уголовных элементов.   

Между тем 17 апреля в Женеве представители России, ЕС, США и Украины одобрили план урегулирования кризиса на Украине, предусматривавший прекращение насилия, освобождения сторонниками майдана всех захваченных зданий, разоружение незаконных формирований и переговоры между противоборствующими сторонами. Однако Киев все эти договоренности проигнорировал и продолжил проведение АТО, так и не приступив к разоружению националистических незаконных вооружённых формирований «Правого сектора» и «самообороны майдана».

23 апреля лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош заявил на пресс-конференции в Днепропетровске, что сосредоточит усилия на «борьбе с сепаратизмом». Он сообщил о начале формирования «нацбатальона» «Донбасс» в Донецкой области по согласованию с «руководством Совета национальной безопасности и обороны Украины, МВД и СБУ». По его словам, в состав «спецподразделения» войдут «активисты и подготовленные бойцы «Правого сектора», готовые прийти на помощь спецслужбам в спецоперации МВД и СБУ на востоке». Таким образом, киевские власти передоверили выполнение ряда государственных функций радикальной незаконной националистической организации, лишь усугубляя социальные противоречия, ожесточая людей и  толкая общество к гражданской войне.
27 апреля на митинге у здания Управления СБУ Луганской области протестующими было объявлено о создании суверенной «Луганской народной республики». Еще до этого было анонсировано проведение 11 мая референдумов о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой и Луганской республик.
12 мая 2014 года по результатам референдума была провозглашена независимость ЛНР и ДНР от Украины.
14 мая 2014 года Верховный Совет ДНР принял конституцию Донецкой Народной Республики.
18 мая 2014 года Республиканское Собрание ЛНР приняло конституцию Луганской Народной Республики, по которой республика объявлялась суверенным государством и субъектом международного права.
Ответом новой киевской власти на провозглашение независимости территорий Донецкой и Луганской областей в мае-июне, стало полномасштабное наступление ВСУ и добровольческих батальонов на Донбасс.   

3. Утрата населения

 Город Славянск Донецкой области на Украине стал первым оплотом противостояния  местного ополчения против Киевского АТО. Против ополченцев  были использованы не только спецназ СБУ и подразделения МВД, но и армейские части, и даже авиация. Подобными действиями новая Киевская власть  не оставила населению юго-востока никаких надежд даже на саму возможность какого либо гражданского примирения, и продолжила политику государственного  саморазрушения.
Перед лицом новой власти нависла реальная угроза потери значительной части территории, но даже эта реальная опасность утраты территориальной целостности не остановила её и не заставила пересмотреть свою дискриминационную политику в отношении многонационального населения Украины.

25 мая 2014 года.

Состоялись внеочередные выборы Президента Украины. Выборы состоялись по решению обновлённой Верховной рады, "в связи с отстранением (ею) Виктора Януковича от должности президента." Однако, согласно конституции Украины, досрочное прекращение полномочий президента было возможно лишь в случае его добровольной отставки, невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья, смещения с поста в порядке импичмента или смерти. Ни одного из этих условий Радой не было соблюдено. Янукович был здоров, складывать с себя полномочия не желал, и импичмент ему объявлен не был. Следовательно и отстранение Радой действующего Президента в её полномочия также не входило. Кроме того, было совершенно не понятно, президента какой Украины будут избирать и кто? Крым с 18 марта был уже в составе России. На территории самой Украины объявили о своём самопровозглашении Две республики: Донецкая и Луганская. Демаркации границ в связи с новыми обстоятельствами, а так же перепись населения перед выборами проведены не были. Но, не смотря на то, что население Крыма и граждане части Донецкой и Луганской областей участия в выборах нового президента не принимали, наблюдателями от ОБСЕ, ЕС и США выборы президента на Украине были признаны легитимными и состоявшимися. Победу одержал Пётр Порошенко. Но никто, как на самой Украине, так и за её пределами, до конца не понимал, в каких границах и что теперь следует считать Украиной и для какой именно части её населения Порошенко стал президентом?   

В ходе т.н. АТО, заменённой в 2018 году на ООС (Операцию объединенных сил ВСУ), со стороны ВСУ погибло более 13 тысяч человек, около 30 тысяч получили ранения. В 2016 году, по данным Министерства социальной политики Украины, на учёте состояло более 1,7 млн. внутренних переселенцев (внутренне перемещённых лиц). По данным МИД РФ, на начало марта 2017 года на территории России находилось 2,3 млн. граждан Украины, из них более миллиона были беженцы с Донбасса.
Всего за время боевых действий против восставших регионов Украина потеряла  более тридцати тысяч бойцов ВСУ и примерно столько же ополченцев непризнанных республик.   Однако эти военные действия успеха официальному Киеву не принесли. Утраченные в ходе противостояния территории юго-востока Украины фактически вышли из подчинения официального Киева. На территориях непризнанных республик уже давно не действует ни украинская конституция, ни украинское уголовное, избирательное, административное, налоговое  и какое либо другое право.  Жители этих непризнанных республик теперь имеют все атрибуты самостоятельных и независимых от Украины государств. У них есть и свои паспорта, и своя армия, и своя экономика. Они не платят налогов Украине, у них своя независимая от Украины страховая и пенсионная системы. Политика образования детей в этих республиках не ущемляет прав их русскоязычного населения. Чего, увы, нельзя сказать о русскоговорящих украинцах и иных нацменьшинствах, проживающих на  остальной территории Украины.

5 сентября 2014 года, благодаря Минским соглашениям активные боевые действия были остановлены. И это всё, что положительного произошло  на Украине за все последующие годы гражданского противостояния.

25 сентября 2017 года президент Порошенко подписал закон "Об образовании" и этим  развеял последние надежды украинских нацменьшинств на то, что их языковой культуре и праву на  обучение родному языку ничто на Украине не угрожает.   
В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2018 года учиться на языках нацменьшинств можно будет в детском саду и начальной школе, параллельно изучая государственный язык. С пятого класса языки нацменьшинств можно будет изучать только как отдельную дисциплину.               
 А с 1 сентября 2020 года образование станет полностью украиноязычным. Такой сценарий предусмотрен для всех нацменьшинств, в том числе для школ с исключительно русским языком преподавания.
Таким образом языковая образовательная реформа выводит за рамки государственных гарантий развития и охраны целый пласт национальной культуры коренного русскоговорящего населения украинцев, составляющего не менее одной трети от общего  числа граждан страны.
Кроме того, что этот закон наносит ущерб международным отношениям Украины, он ещё и несёт негативные последствия и самому процессу вступления Украины в ЕС, а также непредсказуемо отразится на демографии украинского населения. Помимо утраты территорий, Украина неуклонно неуклонно теряет и число своих многонациональных граждан.
В Венгрии этот шаг назвали "ударом в спину", поскольку Будапешт был ярым сторонником украинской евроинтеграции и предоставлял ей гуманитарную и финансовую помощь.
Главы МИД Болгарии, Венгрии, Греции и Румынии подписали совместное письмо к украинскому коллеге Павлу Климкину, где выразили озабоченность новым законом. По словам главы МИД Болгарии Екатерины Захариевой, такое же письмо будет отправлено в Совет Европы и ОБСЕ.
В России также  считают, что новый закон нарушает украинскую конституцию.
И всё это делается несмотря на то, что, согласно официальной статистике, на Украине на языках национальных меньшинств обучаются около 400 тысяч детей в 735 учебных заведениях. Такая политика вынуждает прикарпатских  украинских этнических  венгров искать спасение в принятии венгерского гражданства.  Впервые украинцы, получающие венгерское гражданство, привлекли внимание украинских властей после того, как 19 сентября агентство «Укринформ» со ссылкой на источники сообщило о выдаче консульством Венгрии украинцам венгерских паспортов. По данным агентства, это происходило в городе Берегово Закарпатской области. Отмечается, что там также просили не сообщать об этом местным властям. По данным внешнеполитического ведомства Украины, Венгрия выдала в Закарпатской области более 100 тыс. паспортов.
Вместо того, чтобы привести своё законодательство в соответствие со своей конституцией и нормами международного права в отношении нацменьшинств, власти Украины в лице главы МИДа Павла Климкина  заявили о намерении выслать из страны венгерского консула из-за данного инцидента. Об этом министр сообщил в видео, которое опубликовал в своем твиттере.
Однако, обострение отношений со своими соседями не в интересах самой Украины, поскольку Венгрия не собирается уступать в этом вопросе украинским националистам и намерена защищать уже не только своих граждан, но и свои земли.
Выступая недавно перед своими парламентариями, президент Венгрии Виктор Орбан заявил, что этнические венгры и русины, проживающие в Закарпатье (Угорской Руси) испытывают колоссальные унижения и притеснения со стороны действующей украинской власти, которая буквально обворовывает венгерское население на этой территории» «Мы должны помнить, что Угорская Русь с XI века принадлежала Венгрии и что большинство ее населения, по-прежнему, составляют этнические венгры и закарпатские русины, которые как никогда остро нуждаются в нашей защите от, по-существу, преступного режима, воцарившегося в Киеве.» — отметил президент. — «Если ранее мы пребывали в уверенности, что европейская направленность Украины улучшит жизнь венгров и русинов в аннексированном Советским Союзом в 1944 году Закарпатье, то на сегодняшний день мы все избавились от этих иллюзий».

Начиная с 1945 года, когда историческая территория Венгрии была путем преступного сговора включена в состав Украинской советской социалистической республики, жизнь венгерского населения Закарпатья только ухудшалась, а, начиная с 2014 года она стала просто катастрофической. Наши соотечественники в буквальном смысле обворовываются киевским режимом, что приводит к ужасающему обнищанию закарпатских жителей.

Мы ни в коем случае не должны забывать и про концлагерь Думен, в котором преступления украинцев против венгерского народа официально задокументированы. В этом концентрационном лагере уничтожены десятки тысяч венгров, которые сохраняли свою верность Венгрии и которые не хотели украинизироваться, что насильно хотели сделать украинские преступники. И заметьте, это делал не Советский Союз, а именно украинцы, под предводительством нациста Волошина, которому уже современная Украина официально присвоила звание Героя. Разве мы хотим повторения тех событий?

Сейчас этнические венгры и закарпатские русины наиболее в острой форме подвергаются унижениям и преследованиям со стороны действующей украинской власти и мы обязаны это остановить. Мы поднимем вопрос о восстановлении исторической справедливости и воссоединении наших земель. Мы готовы к любой борьбе за ясные и справедливые цели. Наши соотечественники должны иметь достойную жизнь и светлое будущее, а не влачить жалкое и униженное существование под гнетом украинского государства» — заключил Виктор Орбан.
Какие же выводы из всего этого сделал официальный Киев?

17 сентября 2018 года.
Петр Порошенко утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией, сообщила его пресс-служба…
Между тем невыносимые условия жизни уже вынудили более миллиона украинцев навсегда покинуть свою родину. В общей сложности со времени вооружённого переворота 2014 года государство Украина потеряла уже более 10 миллионов своих  граждан. И число покидающих свою страну граждан неуклонно растёт. Это вынудило Россию принять ряд поправок в иммиграционном законодательстве, упрощающих процедуру принятия российского гражданства для русскоговорящих граждан стран бывшего СССР. Аналогичные меры приняла и Венгрия для граждан Украины венгерского происхождения.
Националистическая политика нынешней Украины своими законами лишь способствует стремительному сокращению населения, вынуждая коренных граждан национальных меньшинств покидать свою родину. Дискриминация трудоспособного населения по национальному признаку приводит Украину не только к демографическому кризису, но и к краху её пенсионной и налоговой систем, к кризису трудовых ресурсов и, как следствие: культурной и социальной деградации, утрате межнациональных дружеских связей, как между обычными гражданами, так и государствами.

Деградация общественных межэтнических связей и утрата общегосударственного гражданского самосознания влечёт за собой распад государства на отдельные территории и землячества со своим традиционным и привычным укладом жизни для населения определённой местности. Нарастающие новые тенденции насаждающие моноэтничность побуждают  местное население к действиям по защите своих территорий от посягательств со стороны государства на традиционные ценности коренного населения отдельных областей и территорий Украины, где веками складывались культурные и национальные традиции разных народов: венгров, болгар, евреев, русских, крымских татар и румын. Всё это закладывает основы к вынужденному (защитному) сепаратизму этих территорий, т.е. - началу их культурной, социальной, а в последствии и экономической автономии. Парадокс, но агрессивная государственная политика за территориальное и национальное единство Украины приводит с совершенно противоположному результату: территориальному распаду, а также общественной и межнациональной розни граждан.

Ну, что ещё тут можно было бы к этому добавить?  Разве что - известное всем изречение из писания: «И воздастся каждому по делам его…» (2021).

ПРОДОЛЖЕНИЕ

21.02.2022 года Президент России Путин В.В. подписал Указы о признании ДНР и ЛНР.
Россия сделала первый шаг к возвращению своих исконно-русских территорий. 

23 февраля. Главы ДНР и ЛНР обратились к Путину с просьбой о помощи в отражении агрессии Украины.

24 февраля. Путин объявил о начале специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Целью операции он определил защиту людей, подвергающихся издевательствам и геноциду.