Бог

Станислав Радкевич
Бог – мифическое всемогущее существо, любимая тема споров между людьми.
 
Один такой спор, лет семи-восьми отроду я затеял с моей пожилой няней, не прочитавшей ни одной книги по причине безграмотности. «Как же можно Его увидать? – сетовала она вполголоса. – Он же на небе!» «Где же это? – наскакивал я. – Вон Гагарин летал в космос, и никакого бога там нету!»

Все другие споры о боге по сути мало отличаются от этого. Верующие верят, что Бог есть; атеисты – что его нет. Но вера не обсуждается. А бог – сколько угодно.

Знаменательно, что споры между верующими в разных богов часто ведутся более ожесточенно, чем между верующими и атеистами. В одном городе на юге Калмыкии мне рассказали о богословских дискуссиях между православным батюшкой и буддистским ламой, жившими через забор. Начиналось все обычно очень мирно и умно, а заканчивалось руганью и полетами через забор различных тяжелых предметов. Пришлось в конце концов расселить священнослужителей.

Если в споре важнее не предмет, а тональность, то споры о боге важнее, чем сам бог.

Покуда мы слушаем и слышим друг друга, мы общими усилиями докопаемся до сути любого предмета, не исключая и бога (Бога). Но если каждый будет дуть в свою дуду, причем одновременно, как в некоторых ток-шоу на российском ТВ, то это в лучшем случае будет заканчиваться метанием различных предметов друг в друга. А в худшем – конфликтами цивилизаций, которыми пугает антрополог Сэмюэль Хантингтон.
 
И еще одно.
 
Как-то мне попалась удивительная метафора: «черный, как сапоги бога». Что ни говори, всемогущий и всевидящий Бог – очень сильный образ. Работая в Сочи, я часто переходил горную речку по пешеходному мосту. Одним концом он упирался в грот, где иногда сидел бородатый мужик во всем белом и в кирзовых сапогах ¬– местный сумасшедший, изображавший Бога. Так вот, когда грот пустовал, шагать по висячему мостику над гремящим потоком было всегда чуть страшнее, чем при «боге». Хотя шансов выжить, наверное, больше.

Продолжение следует...