Похищение Аполлона. Как Аполлон-13 оказался в Мурм

Владислав Тележко
Похищение Аполлона. Как Аполлон-13 оказался в Мурманске.

15 сентября 1970 года директор НАСА Томас Пэйн, в самый разгар "успешных полетов на Луну", был уволен не только с этого поста, но и вообще из НАСА, т.е. с позором.

Из князи в грязи.

Хотя, судя по интервью, которое незадолго до этого Томас Пэйн  дал журналу "Америка"(«Америка» 1970 г, сентябрь (№167),с.18-21 см. сайт epizodsspace.airbase.ru), и которое было опубликовано как раз в том самом сентябре 1970 года, ничего не предвещало такого  бесславного конца его карьеры в НАСА. В своем интервью Томас Пэйн много рассказывает о достижениях и о грандиозных планах НАСА, которые предусматривали до конца ХХ века построение на Луне целых обитаемых городов, и о покорении Марса, тоже до конца ХХ века.

Что же такое случилось в сентябре 1970 года, что положило конец блестящей карьере в НАСА доктора Томаса Пэйна?

А случилось вот что!

6 сентября 1970 года в Мурманске состоялось одно очень важное, но, тем не менее, мало известное событие — передача советской стороной капсулы «космического корабля Аполлон» американской стороне (см.рисунок).

Для этого в  Мурманский порт, впервые со времени окончания 2-ой мировой Войны, пришел ледокол американской береговой охраны  «Southwind», с которого для транспортировки капсулы пришлось снять пушку.

6 сентября капсула "Аполлона" была погружена на ледокол. До ближайшей военно-морской базы США на восточном побережье в Портсмуте от Мурманска 6700 км. Преодолеть это расстояние «Southwind», идя полной скоростью 16 узлов, может за 9,5 дней. Таким образом, выйдя утром 6 сентября из Мурманска, «Southwind» мог днем 15 сентября (с учетом разницы в поясном времени в 8 часов) прибыть в Портсмут. И в этот же день доктор Томас Пэйн с треском вылетел из НАСА, поскольку американцы убедились, что Советы не блефуют, и доставленная капсула - это настоящая капсула "Аполлона-13". Если бы капсула была тренировочная или фальшивая, то для увольнения Пэйна не было бы никаких оснований. Иными словами, СССР получил неопровержимые доказательства фальсификации американских "полетов" на Луну.
Скандал был, по-видимому, грандиозный! Вылетая из НАСА в сентябре 1970, Томас Пэйн успел отменить "полеты" "Аполлона-18" и "Аполлона-19".

Каким же образом СССР смог добыть капсулу "Аполлона-13"? Попробуем разобраться.

Перед приходом ледокола «Southwind» в Мурманск ряд американских газет, типа Вестник Подзаборья,  Спортивные Новости Урюпинска и Звездополосатые опубликовали мелким шрифтом в подвалах своих газет краткие объявления:

«Kingsport News , суббота, 5 сентября, 1970 Kingsport News, Saturday, September 5, 1970

"Русские возвращают американский лунный корабль..."

ВАШИНГТОН (UPI) — "… ТАСС сообщило, что капсула была запущена в космос…"
...
The Stars and Stripes, воскресенье, 6 сентября, 1970
 
"Россия заявляет, что найдена и будет возвращена капсула Аполлона..."

МОСКВА (UPI) — "Советы вытащили из океана американскую космическую капсулу - компонент программы полётов на Луну «Аполлон», и в эти выходные они собираются вернуть её американским официальным лицам, заявило государственное информационное агентство ТАСС.
Заявление ТАСС из трёх параграфов, сделанное днём в пятницу, дало первые подозрения, что у русских есть какой-то американский космический аппарат.
«Экспериментальная космическая капсула, запущенная по программе Аполлон и найденная в Бискайском заливе советскими рыбаками, будет передана представителям США», — говорится в нём.
«Советы сообщили, что у них имеется нечто упавшее из космоса и принадлежащее нам, и что это находится в Мурманске…»

Цитируется по А.И.Попов «Аполлон - 13»: „Космический” полёт по маршруту „космодром – Северная Атлантика – Мурманск” (2)»ss69100.livejournal.com/3993396.html

Поскольку в 1970 году состоялся только один запуск по программе Аполлон, есть все основания полагать, что переданная американцам в сентябре 1970 года капсула и была тем печально известным Аполлоном-13, который вместо полета к Луне плюхнулся в Атлантический океан неподалеку от Азорских островов, где был и отловлен нашими моряками. Подробнее об этом можно почитать в работах
А.Велюрова «ПЕПЕЛАЦЫ» ЛЕТЯТ НА ЛУНУ (ч. 16) Глава 10. «Матч-реванш: NASA против Главного Бюро находок»
и
А.И.Попова «1970 г. «Находка в Атлантике. «Аполлон - 13» в советском плену.» на сайте manonmoon. 
Сходясь в главном, что найденная капсула и была Аполлоном-13 и, что проведенные 14 — 20 апреля 1970 года самые большие за всю историю СССР военно-морские учения «Океан», были каким-то образом связаны с похищением Аполлона, исследователи этого события не находят ясного ответа на вопросы:
«Каким образом капсула была захвачена в Атлантическом океане?»
и
«Как она была доставлена в Мурманск?»

Читаем снова Заявление ТАСС: «Экспериментальная КОСМИЧЕСКАЯ КАПСУЛА, ЗАПУЩЕННАЯ ПО ПРОГРАММЕ АПОЛЛОН и НАЙДЕННАЯ в Бискайском заливе СОВЕТСКИМИ РЫБАКАМИ, будет передана представителям США».
Заглавными выделил важное в заявлении ТАСС.
 
Первое. Капсула Аполлона упала из космоса. (Официально американцами было объявлено, что капсулу они потеряли в результате поисковых  тренировок  то ли в 1968, то ли в 1969, то ли в 1970 годах, то ли у берегов Испании, то ли у берегов Великобритании).

Второе. Капсула была НАЙДЕНА СОВЕТСКИМИ РЫБАКАМИ.
Большинство исследователей склоняются к тому, что  «НАЙДЕНА СОВЕТСКИМИ РЫБАКАМИ» - это шутка советского руководства и  ТАСС (типа,  мирно пашущий советский трактор ответным огнем уничтожил...) и что, на самом деле, капсула была выловлена нашими военными моряками.

Я же, напротив, предполагаю, что  НАЙДЕНА СОВЕТСКИМИ РЫБАКАМИ — это чистая Правда. И вот почему.

Первое. «Правду говорить легко и приятно...»

Второе. Через акваторию около Азорских островов в эти годы, действительно,  проходил маршрут наших рыболовецких траулеров из Мурманска в Южную Атлантику и обратно. Они часто проходили мимо Азорских островов в обе стороны и поэтому не вызывали никаких подозрений. Примелькались.

Третье. Большой морозильный рыболовный траулер - БМРТ, (другое наименование - промыслово-производственный рефрижератор - ППР), как нельзя лучше, подходит для ловли всяких объектов в океане, таких, как рыбы, так и таких больших объектов, как капсула Аполлона. Он оснащен разноглубинными тралами, в том числе, и для ловли с поверхности моря. БМРТ, конечно же, лучше подходит для ловли и транспортировки капсулы Аполлона, чем подводная лодка.

Четвертое. БМРТ оснащен мощными лебедками и кранами для подъема выловленных объектов на борт. Масса капсулы составляла 3 -4 тонны. (см. расчеты А.Кудрявца).

Пятое. Ширина слипа (наклонная плоскость на корме, по которой затаскивают на палубу трал) БМРТ типа «Грумант», которые тогда только что были построены датчанами для СССР, составляла примерно 4 метра, что позволяло затащить по нему капсулу Аполлона диаметром 3,9 и высотой 3,2 метра. (см. рисунок).

Шестое. Находящийся рядом с областью приводнения капсул Аполлонов БМРТ, под завязку груженый рыбой и возвращающийся с промысла домой, вызывает гораздо меньше подозрений, чем надводный военный корабль или всплывшая подводная лодка.

Седьмое. В случае возникновения осложнений, если бы БМРТ был пойман американцами с поличными, советскому руководству было бы гораздо проще «отмазаться». Я не я, и корова не моя. Это капитан виноват. Увидел железную неизвестную штуковину-глюковину и решил на свой страх и риск в металлолом сдать. А, если бы это сделал военный корабль, косить под дурку было бы сложнее. Военные без приказа не действуют.

И восьмое. Еженедельник "Мурманский вестник" опубликовал интервью бывшего стармеха БМРТ «Апатит» (проект «Грумант») А.В.Андреева, в котором он прямо утверждал, что капсулу Аполлона выловила команда этого траулера. Он, правда, рассказал, что это произошло в июне 1969, а не в апреле 1970 года, но об этом позже.

Сейчас немного о БМРТ или ППР«Апатит»:
«Тип Грумант, проект (Дания)
Большой морозильный рыболовный траулер или Промыслово-производственный рефрижератор (ППР).
Место постройки: Верфь "Бурмейстер и Вайн" (Дания, г. Копенгаген)
Назначение:
— лов рыбы донным или пелагическим тралами;
— переработка рыбы на обезглавленную потрошеную;
— замораживание целой и разделанной рыбы;
— выработка рыбьего жира (из печени);
— переработка непищевого прилова и отходов рыбообработки на кормовую муку;
— прием свежей рыбы и полуфабриката от добывающих судов;
— транспортирование продукции в порт.

Характеристики:
Длина наибольшая, м: 102,7
Длина между перпендикулярами, м: 91,2
Ширина наибольшая, м: 16
Высота борта до верхней палубы, м: 11,1
Осадка средняя в грузу, м: 5,52
Водоизмещение наибольшее, т: 5560
Дедвейт, т: 2570
Грузоподъемность, т: 1806
Температура в трюмах, С: -20
Скорость, уз: 14
Автономность плаванья по запасам топлива, сут: 74
Количество коечных мест: 102
Район плаванья: неограниченный
Энергетическая установка: дизельная
Мощность главного двигателя, кВт (л.с.): 1х2280 (3100)
Энерговооруженность, кВт (л.с.): 3592 (4885)

Производительность технологических линий:
— мороженой продукции: 50 т/сут
— кормовой рыбной муки и технического жира (по сырью): 30т/сут»
По данным сайта www.fishportal.ru

Таким образом, мы видим, что БМРТ (ППР) «Апатит», 1967 года постройки, представлял собой суперсовременный по тем временам, огромный траулер, длиной 100 метров, шириной 16 метров, водоизмещением 5500 тонн, двигающийся со скоростью до 14 узлов (26 км/час).

Капитан БМРТ (ППР) «Апатит» был под стать красавцу кораблю.
Капитаном БМРТ (ППР) «Апатит» был, поистине, удивительный человек -  Иван Тимофеевич Шаньков, Герой Социалистического Труда - 1966 год.

Как сообщает library.by :
«Иван  Шаньков родился за десять лет до начала Великой Отечественной в семье потомственного белорусского крестьянина Тимофея Кузьмича Шанькова на Гомельщине. Моряков в их роду отродясь не было. Он, закончив в 1953 году Клайпедское мореходное училище, стал первым: получил направление в Мурманский траловый флот. Молодой судоводитель работал штурманом на различных типах судов. В 1960 году возглавил экипаж БМРТ "Витебск", и тут пришла к нему СЛАВА УМЕЛОГО, УДАЧЛИВОГО и ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОГО КАПИТАНА. Затем был ППР "Апатит", на котором капитан И. Шаньков доказал, что с помощью разноглубинного трала, если умело его вести (впритирку ко дну), можно брать хорошие уловы морского окуня….
"Апатит" сменил ППР "Буссоль", командование на котором доверили Шанькову. Менялись суда, росла известность Ивана Тимофеевича. В 1970 году его ИЗБИРАЮТ ДЕПУТАТОМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.
Но слава не изменила характер капитана, методы его работы. По-прежнему каждый день приходил он на рыбофабрику и вместе с технологом придирчиво смотрел: достаточно ли высокого качества выпускается продукция, нет ли сбоя в работе морозильного оборудования. Внешне строгий и немногословный, Иван Тимофеевич был всегда рядом с теми, кому требовалась помощь. Моряки знали его отзывчивую душу и потому шли к нему и как к депутату, и как к капитану.
Иван Тимофеевич поступил на заочный факультет МВИМУ в 1966 году, уже после того, как стал ГЕРОЕМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА. ...»

Таким образом, видим, что, как корабль, так и его капитан, как нельзя лучше, подходили для выполнения важного правительственного задания, каким была поимка в Атлантике капсулы «Аполлона».
 
Почему это было так важно?
 
В конце 60-ых СССР и США находились в самом разгаре Холодной войны, временами  перерастающей в войну Горячую (Вьетнам). Потери США во время войны во Вьетнаме составляли «... умершими от ран и болезней, пропавшими без вести числились 58 220 американцев» Вики.
Потери авиации США во Вьетнаме — 3374 самолета. Вики.
Чем не Горячая война?

После того, как советское руководство поняло, что американцы фальсифицируют полеты и высадку на Луну, оставалось только достать вещественные доказательства этой фальсификации. Самым лучшим таким доказательством являлась капсула «Аполлона», выловленная в океане. Здесь надо было только опередить американцев, которые старались такую важную улику уничтожить. Имея на руках неопровержимые доказательства фальсификации полетов на Луну можно было шантажировать «партнеров» и, приперев их к стенке возможным разоблачением, вынудить подписать мирное соглашение, которое бы привело к окончанию Холодной войны. Что и произошло впоследствии и вошло в историю под именем «Разрядка международной напряженности».
Поимка капсулы «Аполлона» - это была операция  по принуждению противника к Миру в глобальном противостоянии. Для достижения этой цели никаких средств не жалко было.

Теперь можно вернуться  к свидетельству старшего механика БМРТ(ППР) «Апатит» Андреева Александра Васильевича, который сообщил корреспонденту «Мурманского вестника» следующее:

«В общем, в один прекрасный день со мной созвонился непосредственный участник обнаружения капсулы «Аполлона» Александр Андреев. Мы встретились.
- В июне 1969 года, - вспоминает Александр Васильевич, - наше судно - производственно-рефрижераторный траулер Мурманского тралового флота «Апатит» - возвращалось с промысла из Южной Атлантики. Шли с полным грузом и перевыполнением плана. Командовал кораблем Герой Социалистического Труда Иван Шаньков. Я был там старшим механиком. Мы проходили в районе Гибралтара, была ясная штилевая погода. После обеда я по традиции прилег вздремнуть. Легкий сон был нарушен креном судна, который был вызван внезапной сменой курса. Поднялся на мостик, чтобы узнать, в чем дело. Вышло так, что вахтенные обнаружили плавающий в океане предмет, и капитан дал команду приблизиться к нему. Через полчаса мы подошли к неизвестной находке. При близком рассмотрении предмет оказался металлической копией американского космического корабля!
...
- Рядом с конструкцией плавал оранжевый контейнер, прикрепленный к ней стальным тросом, - рассказывает Александр Андреев. - Наш капитан решил поднять его на борт. Это был риск! Носовые лебедки трехтонные, а веса плавающей конструкции мы не знали. К счастью, все прошло благополучно, и макет космического корабля закрепили на носовой палубе. В контейнере, что был прикреплен к макету, обнаружили спасательный плотик, полуистлевшее одеяло и рыболовные снасти. Внутри самого макета ничего не было. Видимо, он служил для тренировки при спасательных операциях американских астронавтов и был утерян. Мы радировали в Мурманск о необычной находке.»

Рассказ А.В.Андреева наполнен совершенно немыслимым. Подробный анализ выдумок его корреспондента можно прочитать у А.И.Попова на сайте manonmoon.

Добавлю свои соображения.

Первое. Мне представляется совершенно невероятным, что И.Т.Шаньков - Герой Соцтруда, капитан «Апатита», следующего из Южной Атлантики груженым под завязку дарами моря, мог пуститься в подобную авантюру. Представляется невероятным, что металлическую болванку неизвестного происхождения, похожую на морскую мину, стали вылавливать и поднимать на борт новейшего суперсовременного траулера. За такое можно под суд загреметь.

Второе. Представляется невероятным, что подобное могло произойти рядом с Гибралтарским проливом, который является настоящим «проходным двором», настолько там интенсивно судоходство. Некому, кроме «Апатита», там капсулу найти?

Третье. Представляется невероятным, что моряки с «Апатита» сразу определили, что объект есть «металлическая копия американского космического корабля». Такие крутые специалисты в космической технике, а занимаются рыболовством?

Четвертое. Представляется невероятным, что тренировочная капсула не имела открываемого люка, а имела крышку, наглухо прикрученную множеством болтов, и что моряки открутили все болты, чтобы заглянуть внутрь. А что, если взорвется? И многотысячетонный супертраулер со всем содержимым и со всеми моряками пойдет ко дну?

Таким образом, из всего рассказа А.В.Андреева в изложении корреспондента «Мурманского вестника» правдой, возможно, является лишь то, что капсулу Аполлона похитил БМРТ(ППР) «Апатит» (дыма без огня не бывает), а все остальное - домыслы корреспондента, которые уважаемый моряк подмахнул, особо не задумываясь.
 
На наше счастье  Александр Васильевич  Андреев оставил очень интересные и подробные воспоминания о своей жизни, написанные не ранее 2006 года, т.е. примерно в тоже самое время, когда он, давал интервью газетам (2007 год) .
 
Его воспоминания опубликованы на сайте helion-ltd.ru.
Они помогут нам разобраться с его интервью «Мурманскому вестнику».

Первое. В своих очень подробных воспоминаниях А.В.Андреев ни разу не упомянул о таком значительном происшествии, каким, несомненно, являлась поимка американского космического корабля.

Второе. В его воспоминаниях, касающихся 1969 и 1970 годов наблюдаются противоречивые сведения о его деятельности. Так, например, он неоднократно упоминает, что списался с «Апатита» на берег в 1969 году, но в одном месте говорит, что это произошло в 1970 году.

Третье. Хронология его деятельности в 1969 году может быть восстановлена на основании его же сведений:

«После «Витебска» (БМРТ) я решил отдохнуть от моря и временно осесть на берегу. В декабре 1967 г. начальство пошло на встречу и я был принят в механико-судовую службу на должность группового инженера-механика. Но там я прижиться не успел. Шаньков И.Т., уже капитан нового современного производственного рефрижератора «Апатит», построенного на верфи «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене, мягко говоря, не поладил со стармехом.
Капитану дано право выбирать команду по своему усмотрению. Особенно такому, как Шаньков И.Т. Обнаружив меня в МСС, он безоговорочно решил забрать меня на «Апатит».(Начало 1968г.) Я об этом мог только мечтать. Меня смущало только то, что я совсем недавно уговаривал начальство устроить меня на берегу. Шаньков решительно заявил, что это не мои заботы. Через несколько дней я принял новенький ПР, которому после короткого рейса в Баренцево море предстояло следовать на 3,5 МЕСЯЦА НА ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ в Данию. ...

Речь пойдет о пребывании в Копенгагене по случаю ремонта судна, построенного на верфи «Бурмейстер и Вайн» 5 АВГУСТА 1968 ГОДА ПР «Апатит» ошвартовался у причала для гарантийного ремонта после года эксплуатации. Командовал судном Шаньков И.Т. Я в должности старшего механика, руководил машинной командой….

1969 год я встретил старшим механиком на ПРТ «Апатит». Это был передовой траулер в Мурманском траловом флоте. Судно было новое. Командовал им Герой Соцтруда Шаньков И.Т. и многие стремились попасть на это судно…

В июле 1969 года ПР «Апатит» вернулся в порт из очередного рейса. МЫ СДЕЛАЛИ ДВА ШЕСТИМЕСЯЧНЫХ РЕЙСА в южные широты Атлантики, с перерывом между ними на стоянку в порту в пятнадцать суток. Практически я ПРОБЫЛ в МОРЕ ПОЧТИ ГОД.

На «Апатите» после ремонта мы в основном работали за экватором в Южной Атлантике. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РЕЙСЫ. «Апатит» постоянно находился в передовиках. Замечательная машинная команда, в которой только стармех был без высшего технического образования. ЛЕТОМ 1970 г. я покидаю «Апатит» и ухожу на учёбу в МВИМУ. Капитан отговорить меня не сумел.»

Итак,
5 августа 1968 года  «Апатит» отшвартовался в Дании для гарантийного ремонта;
Конец ноября 1968 года, через 3,5 месяца ремонта,  «Апатит» уходит в Южную Атлантику;
Конец мая 1969 года, через 6 месяцев «Апатит» приходит в Мурманск после первого шестимесячного плавания в Южную Атлантику
Конец ноября (а не июня или июля!!!) 1969 года, после двух рейсов в Южную Атлантику «Апатит» приходит в Мурманск. А.В.Андреев никак не мог списаться на берег в июле 1969 года, поскольку до этого времени он мог сделать только один рейс в Южную Атлантику, а рейсов за прошедший год было два. Судя по словам "ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ БЫЛИ РЕЙСЫ" А.В.Андреев всего сделал на "Апатите" не два, а скорее всего три рейса в Южную Атлантику .
Снова в Мурманске «Апатит» должен был оказаться не позднее конца мая 1970 года, после третьего рейса в Южную Атлантику. Скорее всего, после этого рейса А.В.Андреев и списывается на берег. До выполнения важного правительственного задания ему бы не позволили этого сделать. Его и выдернули с береговой должности в начале 1968 года, именно, для выполнения этого задания — нужен был опытный стармех. И произошло это, вероятно, не без участия компетентных органов.

Интересно сравнить одиссею «Апатита» с графиком запусков Аполлонов в 1969 и 1970 годах.
«Аполлон 12» был запущен 14 ноября 1969 года примерно за одну-две недели до примерного срока прибытия «Апатита» в Мурманск.
«Аполлон 13» был запущен 11 апреля 1970 года — тоже незадолго до возвращения «Апатита».
Можно предположить, что синхронное с запуском «Аполлона-12» возвращение «Апатита» было тренировкой реального похищения «Аполлона-13», которое состоялось в апреле 1970 года.

Как происходило похищение Аполлона-13 мы не знаем. Можем лишь догадываться о некоторых моментах.

На Азорских островах, рядом с которыми плюхались в океан капсулы «Аполлонов», находится база военно-воздушных сил США. Первичное обнаружение упавших капсул должны были выполнять самолеты, взлетавшие с этой базы. При обнаружении капсулы с самолета летчики сбрасывали буй, оснащенный радиопередатчиком, который являлся радиомаяком для поисковых кораблей.

Все очень продуманно, но 8 апреля 1970 года произошло одно событие, которое спутало карты американцев — произошел пожар на советской атомной подлодке К-8, которая аварийно всплыла в Бискайском заливе примерно на 1300 километров севернее Азорских островов. 9-10 апреля, накануне запуска «Аполлона-13» терпящая бедствие К-8 была обнаружена сначала гражданским сухогрузом, а затем самолетами США, которые сбросили рядом с ней радиомаяки. Вместо того, чтобы искать капсулу Аполлона-13 американские летчики отслеживали ситуацию на нашей подлодке. По-видимому, это и позволило И.Т.Шанькову ночью с 11 на 12 апреля 1970г (А-13 стартовал в 19 часов 13 минут по Гринвичу и, следовательно, плюхнулся в океан рядом с Азорскими островами в начале 9-го вечера, а это на этой долготе в эти дни — уже поздний вечер, почти ночь) умыкнуть капсулу из под носа американцев. Для этого у него была целая ночь впереди, поскольку американские самолеты, занятые разведкой К-8, не обнаружили капсулу сразу же - поздно вечером. Несомненно при этом И.Т.Шаньков пользовался данными о координатах приводнения капсулы, полученными военными разведывательными кораблями, возможно, тоже замаскированными под рыболовные траулеры. Эти данные были получены, как в результате слежения за предыдущими пусками Аполлонов, так и непосредственно во время полета Аполлона-13.

К терпящей бедствие К-8 со всех сторон устремились советские военные корабли. Они  появились с севера (крейсер «Мурманск») и с юга (большой ракетный корабль  «Бойкий») от К-8. Это позволило обеспечить безопасное передвижение БМРТ(ППР) «Апатит» с важным и опасным (в случае поимки) грузом в акватории к северу от Азорских островов. А, непосредственно около К-8 дежурило 3 гражданских судна «Комсомолец Литвы», «Касимов» и «Саша Ковалев», позднее рядом появился разведчик-гидрограф «Харитон Лаптев».

12 апреля рано утром (в начале седьмого утра по мск) К-8 затонула. Эта трагедия унесла жизни 52 моряков (30 при пожаре + 22 вместе с подлодкой).
Всего 50 миль отделяло потонувшую К-8 от спешившего к ней флагмана Северного флота крейсера «Мурманск».

Вечная слава Героям! Именами командира К-8 капитана 2-го ранга Всеволода Бессонова и капитана медицинской службы Артемия Соловья названы улицы в г.Островной (Гремиха). Там же погибшим членам экипажа К-8 установлен памятник, на котором отображен подвиг погибшего на К-8 корабельного врача Артемия Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им пациенту, старшине 1 статьи Ильченко.
Командиру В.Б.Бессонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а все члены экипажа К-8, и погибшие и выжившие, были награждены орденами и медалями Советского Союза.
 
Без поддержки наших ВМФ «Апатит» легко мог был перехвачен НАТОвцами, поскольку весь путь к Мурманску лежал вдоль берегов Испании, Великобритании и Норвегии. Поддержка ВМФ была обеспечена крупнейшими в истории СССР учениями «Океан», которые проходили с 14 по 20 апреля 1970 года. Вся северо-восточная Атлантика с 9 по 25 апреля (с учетом развертывания и возвращения на базы) была наводнена советскими кораблями. Таким образом, «Апатиту» надо было за 14 дней ( с 11 по 25 апреля) добраться от точки приводнения Аполлонов (около Азорских островов) до Мурманска. Это приблизительно 6000 километров. Для этого ему необходимо было развивать среднюю скорость 6000/14/24/1,85 = 9,65 узла, т.е. примерно 10 узлов, что для него было вполне посильной задачей, поскольку его максимальная скорость составляла 14 узлов.

До 15 апреля на месте гибели К-8, которое находилось, как раз, на пути от Азорских островов к Мурманску, «Апатит» поджидал БРК «Бойкий». От места приводнения А-13 около Азорских островов до места гибели К-8 (1300 - 1500 км) "Апатиту", шедшему со скоростью 10 узлов, потребовалось идти 3 - 3,5 суток. Стартовав в ночь с 11 на 12 апреля, «Апатит»  утром или днем 15 апреля должен был проходить мимо места гибели К-8, где в это время еще находились суда, осуществлявшие мониторинг ситуации и поиск останков К-8.

В.В.Шигин в "Бискайском реквиуме" сообщает: "В течение трех суток, выстроившись в строй фронта, два корабля и судно беспрерывно утюжили место гибели атомохода в тщетной надежде обнаружить хоть что-то. В небе над ними кружили самолеты: наши Ту-95, американские “Орионы” и английские “Шеклтоны”. Лишь 15 апреля по приказу из Москвы, приняв на борт капитана 1-го ранга Каширского, БРК “Бойкий” взял курс на Балтийск. Ушел по своему маршруту и “Комсомолец Литвы”. На месте катастрофы остался лишь “Лаптев”."

Около Фарерских островов, на пути дальнейшего продвижения «Апатита» к Мурманску, его поджидали плавбаза «Волга» и крейсер «Мурманск», добравшийся туда от места гибели К-8 14 апреля в 22-00.
Подробнее о местах расположения наших крейсеров в это время можно почитать в книгах В.В.Шигина «Бискайский реквием» и Е.А.Скворцова «Мои авианосцы».

Резюмируя.
 
С  задачей  поимки Аполлона справился И.Т.Шаньков — капитан БМРТ (ППР) «Апатит» при поддержке наших ВМФ. Возможно, именно, за этот подвиг в 1970 году Иван Тимофеевич Шаньков, к тому времени уже Герой Социалистического Труда, был награжден  орденом Октябрьской Революции и был избран 7 июня 1970 года Депутатом Верховного Совета СССР.

Заявление ТАСС о СОВЕТСКИХ РЫБАКАХ, доставивших в Мурманск американский космический объект, представляется Правдой.

«Правду говорить легко и приятно...»

Не правда ли?