Наблюдательница на пляже

Онисе Баркалая
     Приходя на пляж, первым делом видишь гладь лазурного моря... и уже потом рассматриваешь окружающих: мужчин, женщин, детей, семейные пары... Чувствуешь себя расслабленным, умиротворённым, твой мозг начинает работать «на холостом ходу». Но если повнимательней присмотреться к окружению на пляже, то перед нами может открыться небольшой мир, со своими маленькими тайнами... То, чего мы не замечаем на пляже, размякнув в его вальяжной атмосфере, среди счастливых улыбок и разноцветных, жизнерадостных зонтиков, непременно увидит она: наблюдательница на пляже.
     Нет, её тоже не так просто заметить, ведь она не спасатель на вышке. Но, как и он, наблюдательница зорко следит за отдыхающими, правда, ее взгляд на происходящее гораздо шире и глубже, чем просто контроль за тем, чтобы никто далеко не заплывал.
     Она загорает одна, сидя в шезлонге, под зонтиком. Тонкий психолог, уравновешенный аналитик, опытный человек. На ней узкие солнцезащитные очки, и только хорошо присмотревшись вы можете почувствовать её взгляд: внимательный, придирчивый. Чуть полноватая, с тонкими губами, быть может, не знавшая никогда семейного счастья и материнства, наблюдательница беспристрастно рассматривает окружающих.
      Красивая женщина, загорающая в одиночестве, конечно же не прочь познакомиться на пляже с интересным мужчиной, а красивый мужчина – с приятной женщиной. Скорее всего, так она думает, если судить по её едва заметной ироничной улыбке. Ей не нужно много времени, чтобы понять действительное семейное положение отдыхающего, что бы тот ни говорил и как бы ни представлялся здесь, на пляже.
       С одного взгляда она проникает к вам в душу, сердце и в мысли, как тот  страж весов на суде Осириса в Древнем Египте, с собачьим нюхом к человеческим слабостям. Если кто-то пытается изобразить счастливый брак, вешаясь мужу на шею, или демонстративно  сюсюкает с детьми, показывая сердечность и доброту, то вся эта фальшь одномоментно будет расшифрована наблюдательницей.
       Поскольку у неё личная жизнь, похоже, не сложилась, она компенсирует это тем, что наблюдает за другими. Она хмыкнет, увидя как резко сменилось настроение мрачной молодой мамочки, сидящей в кресле рядом с мужем и дочкой, пока кто-то не позвонил ей по телефону. Молодая женщина вмиг улыбнулась и глаза ее сделались бархатными... Наблюдательница усмехнётся, разглядывая дружные семейные пары с детьми, где один из мужей частенько посматривает на обольстительно сложённую супругу приятеля... А если к интересной женщине, которая на пляже с сыном, «подкатит» коренастый волосатый мужчина и начнёт льстить мальчишке, она чуть ли не прыснет от смеха: так все это очевидно.
        Может статься, рассматривая окружение, наблюдательница хочет удостовериться, что сама она, в сущности, немного потеряла? Очень может быть.
        Вот милые дети барахтаются в воде с надувными дельфинами... Вереница отдыхающих идёт по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. Длинноногая красавица в наушниках, старушка-топлес, весь татуированный молодец с короткой причёской, два парня в обнимку, «искательница приключений» под маской недотроги – никто не ускользнёт от её сканирующего взгляда.
        Ее совсем не удивляют невоспитанные дети какой-то мамаши, которая вдруг на пляже перешла с обычных окриков и подзатыльников на тактичные замечания детям, тем самым немало удивив своих оболтусов. Она внимательно наблюдает и за пожилой супружеской парой, состоящей в браке, по всей видимости, лет пятьдесят: те трогательно заботятся друг о друге.
        В её руках я вижу книгу известного автора, который никогда не относился к легким беллетристам. Не удивительно, если её наблюдения на пляже не лишены обобщений. Или напоминают своего рода коллекцию человеческих судеб. Без сомнения, наблюдать человека увлекательнее, нежели бродить по пляжу с металлоискателем в поисках монет и золотых цепочек.
        Среди отдыхающих она быстро обнаружит жиголо и «девушек-эскортниц», которых её намётанный глаз определяет с одного взгляда. Здесь, в благополучной стране, где продолжительность жизни прекрасного пола зашкаливает, жиголо просто обречён на успех. Я смотрю на неё – она как раз сняла солнцезащитные очки – и пытаюсь её представить без лишнего веса и двадцати лет. Миниатюрная как куколка, живой взгляд, любопытный нос. Разве мужчинам не нравятся любопытные женщины? Почему ее личная жизнь не сложилась, и она теперь смотрит на отношения между мужчиной и женщиной как бы со стороны, как зритель в кино? Неудачный брак? Несчастная любовь? Черт вас, женщин, разберёт!
        Почему сигаретка или банка пива в одних руках – это всего лишь сигаретка и банка пива, а в других – это неблагополучная личная жизнь, драма? Я вижу, как она прикуривает от зажигалки и глубоко затягивается. Она выглядит  задумчивой... Её  взгляд падает на только что пришедшую на пляж пару: он – моложавый, харизматичный, она – безобразно толстая, выглядит на десять лет старше мужа. Мужчина разыгрывает верного супруга, внимательного кавалера, надежного спутника жизни, демонстративно не замечает молоденьких, упругих девушек на пляже. Наблюдательница надевает солнцезащитные очки и теперь то, что она думает относительно этой пары, понять уже трудно, хотя можно предположить: красавцу-мужчине пару недель в отпуске придётся обойтись без своей страстной любовницы, которая теперь ежечасно шлёт ему пылкие сообщения.
     Да, пожалуй, на пляже многое обнажено. Недостатки фигуры не могут быть скрыты купальниками и плавками в той мере, в которой это можно сделать с помощью свободных костюмов. А взгляды мужчин, как магнитом, так и притягиваются к изящным фигуркам женщин, словно обнаруживают тайные желания. Тут можно ещё острее почувствовать себя женщиной, если вы находили время для фитнес-клуба, и, наоборот, упасть духом при размерах «плюс». Так же и мужчины с их вечной альтернативой между пивом и минеральной. Здесь на человеке минимум одежды, поэтому увидеть наше физическое «несовершенство» от возраста, образа жизни, наших слабостей не так уж сложно. Гораздо труднее – понять психологию. Однако нескольких часов на пляже достаточно для такого внимательного наблюдателя, как она, чтобы понять эти бесконечно сложные «жизненные ситуации».
         Даже на пляже человек не упускает случая продемонстрировать свой достаток и положение в обществе. Не имея под рукой того, что может служить весомым доказательством «крутизны», в ход идут величественные жесты, громкие разговоры о покупке дорогущих квартир, намеки на знакомства с влиятельными людьми, озвучиваются как бы ненароком невероятные суммы – годовые платы за обучение детей в частной школе. Мужчины сетуют на «плохие времена», что в их понимании – лишь невозможность поменять автомобиль на его самую последнюю модель, их гламурные жены жалуются на бестолковость парикмахеров и массажистов. Словом, все та же ярмарка тщеславия. Это надо набраться смелости – пытаться произвести впечатление сильного мира сего, когда на тебе только трусы, а рядом не «ягуар», а надувной матрас... Представляю, как это все её забавляет!
         По-моему, никто толком не задумается о пляжной одежде для мужчин пожилого возраста. Когда наступает эта грустная пора жизни, и это уже заметно по нашим больным суставам, вспухшим коленям и искривлённому позвоночнику, то футболка, короткие шорты и кроссовки, этот лихой молодёжный спортивный прикид, смотрится на нас далеко не убедительно. Если наши подруги могут укрыться под красивыми парео и туниками, то мы, еле переставляющие ноги по песку в беговых кроссовках и облачённые в широченные трусы немыслимого покроя, безусловно проигрываем дамам.
        Здесь, на пляже, как и в любом другом месте, человек обнаруживает себя, свой темперамент: кто-то часами сидит в кресле, другой не может усидеть на одном месте, энергично ходит вдоль моря. Да и известные литературные типажи тут далеко не редкость. «Человек в футляре», «Шапокляк», «прелестнейшая Ванда». «Фото-романтик, фото-секси, фото-супермен», – энергично зазывает чей-то голос на пляже. Перед вами вырастает мужчина в шляпе художника. Похоже, он профессиональный фотограф, если судить по камере с огромным объективом. Пара щелчков затвора фотоаппарата и готов снимок, на котором вы в образе романтика, секси или супермена. Нужный ракурс, игра света и тени, графический дизайн подчеркнут на фото развитые мышцы, изящную фигурку, романтическую внешность. И параллельно скроют возраст, недостатки внешности и неуемный аппетит. Вот полька с неброской внешностью позирует на фоне пляжа и пальм, по указке фотографа поставив ножки так, чтобы их полнота была не так заметна. В случае со шведом художник берет крупный план лишь головы и плеч, так как все остальное в меньшей степени напоминает античную скульптуру.   
        Я заметил, как наблюдательница резко повернула голову, и тоже перевёл взгляд... Вот это да! Класс! Высокая девушка с нежно бронзовым загаром победоносно шествует по песку. А фигура! Где нужно – изящна, где надо – женственна! Красавица выбрала лежак под «африканскими» зонтиками и оплатила его. Затем девушка легла на лежак, вывернув руки и чуть расставив ноги, чтобы равномерно загорало все тело. Да, такую девушку не увидишь вечером сидящую в одиночестве за бокалом вина в ресторане на набережной и грустно взирающую на закат. К ней подлетел китаец-массажист, но она жестом королевы отказалась от его услуг. Черт, я бы сам не прочь сделать ей массаж! Я перевёл взгляд на наблюдательницу и с удивлением обнаружил, что она, ехидно улыбаясь, смотрит на меня! Шпионка! Прочитала мои мысли!
        Вот так вот! Придёшь на пляж, хочешь под шум прилива отдохнуть от работы, жутких новостей; загораешь без всяких дурных мыслей, а здесь тебе, семейному человеку со стажем, припаяют «гарем», «мальчишник», «оргии»... А может, я все преувеличиваю?
        Рядом со мной устраиваются загорать молодой человек и девушка, скорее всего, молодожены. По тому, как они нежно смотрят друг на друга и улыбаются, у них, должно быть, ещё медовый месяц. Наблюдательница смотрит на них не отрываясь. «Ну что ты теперь скажешь, милая?» – мысленно вопрошаю я, незаметно переведя взгляд на шпионку. Её лицо непроницаемо, из пляжной сумки она достаёт пачку сигарет... О чем она думает?

Испания, Торревьеха, 2018 год.